Планирование и прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:59, курсовая работа

Краткое описание

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование – это процесс разработки экономических и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических и социальных явлениях и использования всей совокупности методов, способов и средств экономической прогностики.

Содержание

Экономические основы прогнозирования
Прогнозирование и планирование деятельности предприятий
Принципы прогнозирования и планирования
Методы планирования и прогнозирования
Сходства и различия между планированием и прогнозированием
Основные этапы финансового планирования на предприятии
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая планирование и прогнозирование.docx

— 49.44 Кб (Скачать файл)

                                             Содержание

  1. Экономические основы прогнозирования
  2. Прогнозирование и планирование деятельности предприятий
  3. Принципы прогнозирования и планирования
  4. Методы планирования и прогнозирования
  5. Сходства и различия между планированием и прогнозированием
  6. Основные этапы финансового планирования на предприятии
  7. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономические основы  прогнозирования

Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. Социально-экономическое прогнозирование  – это процесс разработки экономических  и социальных прогнозов, основанный на научных методах познания экономических  и социальных явлениях и использования  всей совокупности методов, способов и  средств экономической прогностики.

Прогнозирование имеет две стороны  или плоскости конкретизации:  

- предсказательную (дескриптивную, описательную);

-пред указательную (предписательную).

Предсказание означает описание возможных  или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего.

 Пред указание означает решение этих проблем, путем использования информации о будущем в целенаправленной деятельности.

Таким образом, в прогнозировании  различают два аспекта: теоретико-познавательный и управленческий.

Экономическое прогнозирование имеет  своим объектом процесс конкретного  расширенного воспроизводства во всем его многообразии. Предметом экономического прогнозирования является познание возможных состояний функционирующих  экономических объектов в будущем, исследование закономерностей и  способов разработки экономических  прогнозов.

В основе экономического прогнозирования  лежит предположение о том, что  будущее состояние экономики  в значительной мере предопределяется ее прошлым и настоящим состояниями. Будущее несет в себе и элементы неопределенности. Это объясняется  следующими моментами:

- наличием не одного, а множества вариантов возможного развития;

- действие экономических законов в будущем зависит не только от прошлого и настоящего состояний экономики, но и от управленческих решений, которые еще только должны быть приняты и реализованы;

- неполнота степени познания экономических законов, дефицит и недостаточная надежность информации.

Единство определенности (детерминированности) и неопределенности будущего – решающая предпосылка экономического прогнозирования. Если бы будущее было полностью определенным, то тогда бы не было потребности  в прогнозировании. При неопределенности будущего сама возможность экономического прогнозирования исключается.

Под методами прогнозирования следует  понимать совокупность приемов и  способов мышления, позволяющих на основе ретроспективных данных внешних  и внутренних связей объекта прогнозирования, а также их измерений в рамках рассматриваемого явления или процесса вывести суждения определенного  и достоверного относительно будущего состояния и развития объекта.

В настоящее время насчитывается  свыше 150 различных методов прогнозирования, из которых на практике используется 15-20.

В процессе экономического прогнозирования  используются как общие научные  методы и подходы к исследованию, так и специфические методы, свойственные социально-экономическому прогнозированию.

- системно-структурный метод предполагает, с одной стороны, рассмотрение системы в качестве динамически развивающегося целого, а с другой – расчленение системы на составляющие структурные элементы и рассмотрение их во взаимодействии.

По масштабу прогнозирования выделяют:

- макроэкономический прогноз;

- структурный (межотраслевой и межрегиональный) прогноз;

- прогнозы развития народнохозяйственных комплексов (энергетического, инвестиционного, аграрно-промышленного и др.);

- прогнозы отраслевые и региональные;

-  прогнозы развития отдельных предприятий, АО, а также отдельных производств и продуктов.

 

По времени упреждения или временному горизонту все прогнозы подразделяются на:

-  оперативные (до 1 месяца);

- краткосрочные (от 1 месяца до 1 года);

-  среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

- долгосрочные (от 5 лет до 15-20 лет);

- дальнесрочные (свыше 20 лет).

2.Прогнозирование и планирование деятельности предприятий

Эффективная деятельность предприятий  и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования. Прогнозирование деятельности предприятий и фирм – это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Результаты прогнозирования деятельности предприятий и фирм учитываются  в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов  реализации продукции, ожидаемых изменений  условий сбыта и продвижения  товаров. Прогнозирование как результат  маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю. Основная цель прогноза – определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.

При прогнозировании обычно выделяют прогнозы:

- краткосрочные – на     1-1.5 года,

- среднесрочные – на 4-6 лет

- долгосрочные – на 10-15 лет

Главный акцент при краткосрочном  прогнозировании делается на количественной и качественной оценке изменений  объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.

Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование  основывается на системе прогнозов  – конъюнктуры рынка, соотношения  спроса и предложения, ограничений  по защите окружающей среды, международной  торговли.

При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают  временные и случайные факторы  воздействия на рынок. Если краткосрочные  прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.

В качестве инструментария прогнозирования  применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического  анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.

Планирование деятельности предприятий  осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и  закупки. При этом все частные  планы тесно взаимосвязаны между  собой.

Процесс планирования проходит в 4 этап:

1) разработка общих целей; 

2) определение конкретных, детализованных  целей на заданный период времени; 

3) определение задач и средств  их решения;

4) контроль за достижением поставленных  целей путем сопоставления плановых  показателей с фактическими.

Можно выделить следующие виды планирования: стратегическое, перспективное (бизнес-план,  перспективный план),  текущее,  оперативное. Планирование осуществляется после и на основании результатов  прогнозирования.

Стратегическое планирование - это  решение относительно управленческого  процесса создания и поддержания  стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Стратегическое планирование часто опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Целями бизнес-планирования и решения является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.

 Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

1)  подтверждение экономической целесообразности конкретного проекта;

2)  расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности в рамках конкретного проекта, включая объем продаж, прибыли, доходов на капитал;

3)  определение источника и порядка финансирования;

4)   определение основных требований к квалификации и специальностям коллектива по реализации проекта.

Планирование производства - это  наиболее освещенный в литературе тип  планирования, которому в условиях директивной экономики уделялось  особое внимание. Основные методы такого планирования сохраняют актуальность и для рыночной экономики.

Обычно при классификации планирования производства выделяют:

-  по периоду упреждения: перспективное планирование, текущее, оперативно-календарное планирование;

- по содержанию выделяют планирование: производства основной продукции, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления инструмента, ремонта основных фондов, работы транспорта, производства энергии, приобретения материалов и топлива, труда и заработной платы, совершенствования техники, технологии, организации и управления производством и др.

Разработка  перспективного  плана  предприятия  осуществляется после  принятия решений по производству конкретного  изделия, объему производства и т.д. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом. Базой разработки перспективного плана служат технико-экономические расчеты возможностей предприятия, его цехов, производственных участков и т.д.

Текущее планирование производства должно охватывать производственные процессы по изготовлению и поставкам подсистем (основных блоков и комплектующих) изделия. Оперативно-календарное планирование может охватывать производственные процессы по из­готовлению и поставкам элементов более низкого (по отношению к рассмотренным выше) уровня, доводит плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении

3.Принципы прогнозирования и планирования

Прогнозирование деятельности предприятия  и фирм - оценка перспектив их развития на основе анализа кониктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.

Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, в то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием .

Планирование представляет собой  процесс научного обоснования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

План - это документ, который содержит систему показателей и комплекс различных мероприятий по решению социально-экономических задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Прогнозирование предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Планирование основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии прогнозирования, на учете всех критических аспектов будущего.

В качестве основных отличий прогнозирования от планирования можно назвать следующие:

- прогнозирование осуществляется в условиях с высокой долей неопределенности или случайности;

- объектом прогнозирования чаще всего являются совокупность хозяйственной системы и внешней среды;

- прогнозирование в большей степени ориентировано на исследование развития внешней среды хозяйственной системы, носит системный характер;

- прогнозирование носит информационный, консультативный характер, принятие решения необязательно, в то время когда планирование носит директивный характер;

При прогнозировании в связи с большим периодом упреждения и неопределенностью используются более общие расчетные или экспертные нормы.

Принципы планирования и прогнозирования.

В теории планирования важным аспектом является система принципов, которыми следует руководствоваться при  выполнении всех этапов планирования. Принципы прогнозирования в своей  основе близки, а частично полностью  совпадают с принципами планирования.

Важнейшим принципом, как планирования, так и прогнозирования является системность, трех составляющих:

1) характеристик предприятия как  объекта планирования и прогнозирования;

2) характеристик таких элементов,  как виды деятельности;

3) инструментов обеспечения внутренних  связей и взаимодействия предприятия  с внешней средой.

Принцип комплексности прогнозирования  и планирования реализуется путем  построения системы индикаторов, охватывающих весь комплекс элементов и условий  функционирования предприятия или  осуществления конкретного вида деятельности. Например, при формировании прогноза и плана обновления оборудования необходимо предусмотреть не только технический аспект решения задачи, но и организационный, кадровый, финансовый, технологический, экономический, психологический аспекты.

Принцип целенаправленности предполагает ориентацию на четко сформулированную цель деятельности предприятия. Все  планируемые организационно-финансовые мероприятия должны обеспечивать достижение именно заданной цели. Реализация данного  принципа обеспечивается применением  метода дерева целей – совокупности соподчиненных и структурированных  целей, начиная с генеральной  цели и завершая целями первого уровня управления. При этом необходимо учитывать  ограниченность финансовых и иных ресурсов.

Информация о работе Планирование и прогнозирование