Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности, уметь составить продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие такого плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, предотвращать ошибочные действия, объективно оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия и т.д.

Содержание

введение 3
1. ПЛАНИРОВАНИЕ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 4
1.1. ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.2. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ 5
1.3. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.4. ЭТАПЫ ОБЩЕГО ПЛАНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ8
1.5. ТИПЫ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ10
2. БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЕ 15
3. ПЛАНИРОВАНИЕ НА ОАО «РАССВЕТ» 17
3.1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «РАССВЕТ» 17
3.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «РАССВЕТ» 18
3.3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОАО «РАССВЕТ»21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Планирование на предприятии.docx

— 144.13 Кб (Скачать файл)
  • оперативно-календарные;
  • текущие;
  • среднесрочные;
  • долгосрочные;
  • стратегические.

 

В современных условиях стали уделять  все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (обычно 10-12 лет), предусматривает  разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию  развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления  важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное  планирование помогает принимать решения  по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном  масштабе:

  • определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;
  • внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;
  • диверсификация производства и обновление продукции;
  • формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий;
  • совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

 

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка  крайне неопределенна, перспективное  планирование не может ориентировать  предприятие на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших  качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через  них осуществляется координация  перспективных направлений развития всех подразделений предприятия  с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются  среднесрочные планы, которые уже  содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки  зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках перспективного планирования.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии  и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

 

Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период.

В основу при разработке плана кладется:

  • анализ перспектив развития предприятия, задачей которого является выяснение факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;
  • анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособна продукция предприятия на разных рынках и что оно может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;
  • выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных видах деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;
  • анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых, более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

 

При выборе стратегии необходимо иметь  в виду, что новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

 

В системе долгосрочного планирования цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.

Перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.

Стратегический план выражен стратегией предприятия. В нем содержатся решения  относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут  перечисляться основные проекты  и задаваться их приоритеты. Разрабатывается  он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.

 

Среднесрочное планирование охватывает пятилетний срок как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В планах формулируются основные задачи на установленный период, например производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том  числе и в отношении распределения  ресурсов. В нем приводятся детальные  сведения в разбивке по видам продукции; данные о капиталовложениях и  источниках финансирования. Он разрабатывается  в производственных отделениях.

 

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для предприятия в целом и его отдельных подразделений в международном масштабе, в частности программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение персонала. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включают показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.

 

Оперативно-календарное  планирование (ОКП) является развернутым продолжением текущего планирования производства и включает:

  • детализацию текущего плана предприятия и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену, а иногда на каждый час;
  • организацию доставки на рабочие места материалов, заготовок, инструмента, вывоз готовой продукции, отходов производства, обеспечение исправности оборудования, подачу энергии, топлива, сжатого воздуха, организацию контроля качества;
  • обеспечение сплошного контроля над ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев работы на каждом рабочем месте.

 

Одной из самых распространенных, важных и наиболее сложных функций  ОКП является распределение работ  по рабочим местам. Оно осуществляется поэтапно: в цехах, затем на участках и, наконец, в бригадах. Основная задача распределения - обеспечение полного  и четкого выполнения заданий  производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его  цехов, участков, бригад и рабочих.

Более сложным является распределение  работ на серийных, мелкосерийных  и единичных производствах ввиду  необходимости учета различной  индивидуальной производительности действующего оборудования и труда рабочих, так  как одну и ту же работу рабочие  одной и той же профессии, даже имея одинаковый квалификационный разряд, с помощью различных технических  средств выполняют за разное время. Объясняется это тем, что производительность рабочего места определяется множеством факторов, включая профессиональные навыки и индивидуальные способности  рабочих, исправность оборудования, наличие инструмента и др.

 

Очевидно, что каждый из возможных  вариантов распределения будет  отличаться от любого другого как  величиной суммарных трудовых и  денежных затрат, так и промежутком  времени (длительность цикла), в течение  которого будут выполняться работы. Оптимальный вариант распределения  по критерию максимальной производительности может быть получен только при  использовании экономико-математических методов, т.е. при объективном распределении  работ по рабочим местам с использованием соответствующих моделей, выверенных норм и нормативов.

 

 

 

  1. БИЗНЕС – ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Бизнес-план предприятия представляет собой документ внутрифирменного планирования, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия, анализирует все проблемы, с которыми предприятие может  столкнуться, определяет способы решения  этих проблем. Именно на основании данного  документа партнеры и инвесторы  предоставляют денежные средства. В  условиях рыночной экономики бизнес-план выступает необходимым инструментом технического, экономического, финансового  и управленческого обоснования  деятельности, включая взаимоотношения  с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями.

Бизнес-план в процессе разработки имеет два принципиальных направления:

  • внутреннее, то есть бизнес-план позволяет подготовить полное информационное досье о своем предприятии, его перспективах и возможностях, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе;
  • внешнее, то есть бизнес-план дает информацию о технических, организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах, а также о рисках и проблемах внешнему инвестору и другим заинтересованным организациям, муниципальным органам, коммерческим банкам и т.д.

Разработка конкретного бизнес-плана  в большинстве случаев основывается на учете не только общих закономерностей  развития отраслей, предприятий, продукции, но и специфических условий опыта  работы конкретного предприятия. В  зависимости от реальных обстоятельств  подготовка бизнес-плана может быть организована различным образом:

    • самим руководителем организации, имеющим соответствующий опыт, либо его командой, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;
    • специализированной организацией, с привлечением в случае необходимости консалтинговых фирм и экспертов.

Обычно разработка бизнес-плана  осуществляется с привлечением экспертов  и консультантов, но с обязательным личным участием руководителей предприятия. Для объективной оценки подготовленного документа проводится его проверка специализированной аудиторской организацией.

 

Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:

  • анализ и оценка текущего состояния предприятия;
  • анализ возможностей и проблем рынка (потребители, посредники, конкуренты, поставщики, положение предприятия на рынке);
  • анализ влияния на предпринимательскую деятельность состояния отрасли (подотрасли), к которой принадлежит предприятие, и факторов макросреды (экономических, политических, демографических, научно-технических, природных, культурных);
  • определение направлений и формулировка количественно обоснованных целей деятельности предприятия на планируемый период;
  • разработка планов действий, предпринимаемых для достижения целей, и определение необходимых ресурсов.

При составлении бизнес-плана используется статистическая, бухгалтерская и  другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на первоисточник.

Бизнес-план составляется, как правило, на несколько лет вперед, а затем  может корректироваться и пересматриваться по мере необходимости, но не реже чем  раз в год.

Бизнес-план разрабатывается в  соответствии с заданием на его составление, выдаваемым заказчиком (или по его  поручению – проектной организацией, автором проектного предложения) с  учетом результатов маркетинговых  исследований, проводимых разработчиком. По согласованию с заказчиком могут  подготавливаться два или более  альтернативных варианта проектного предложения  с варьированием состава, структуры, функционального назначения отдельных  элементов территории, уровней, объема и сноса соответствующего строительного  фонда и т.д.

Информация о работе Планирование на предприятии