Понятие и содержание внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрено внутрифирменное планирование как процесс создания системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих стратегию и практику деятельности фирмы, прогноз развития внешнего окружения, цели функционирования, другие системообразующие факторы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

1.1 Понятие и содержание внутрифирменного планирования

 

Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной  политики, хорошо разработанного плана  действий.

Не все фирмы пользуются официально принятыми системами планирования, а те, что пользуются, не всегда делают это хорошо, несмотря на то, что внутрифирменное финансовое планирование сулит целый ряд выгод. В их числе системное осмысливание ситуации, более четкая координация усилий всего предприятия, более точная постановка задач и прочее. Все это должно привести к повышению конкурентоспособности предприятия и росту его прибыли.

Внутрифирменное планирование – это  создание системы долгосрочных, среднесрочных  и краткосрочных оперативных  планов, определяющих стратегию и  практику деятельности фирмы, прогноз развития внешнего окружения, цели функционирования, другие системообразующие факторы [1, с.22].

Процесс планирования начинается с  постановки общих целей, что дает возможность выбрать направление  работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач [2, с.46].

Планирование производства является решающим фактором эффективного ведения  хозяйства в условиях его интенсификации. Оно основывается на объективных  экономических законах, и, прежде всего, законе планомерного, пропорционального развития народного хозяйства. Необходимость планирования обусловлена высоким уровнем концентрации производства, общественной собственностью на средства производства [3, с.128].

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом финансовых, материальных и других источников и спроса рынка [4, с.202].

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями предприятия, включающими всю технологическую цепочку: исследования и разработку, производство товаров и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества и ассортимента предлагаемой продукции вслед за изменениями спроса на рынке [5, с.159].

Потребность в планировании современного субъекта хозяйствования вытекает из большого количества конкурентных предприятий, разнообразия возможных форм управления предприятием, наличия многочисленных структурных подразделений в  рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками и подрядчиками, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Развитие планирования непосредственно  связано с усилением тенденции  к централизации в управлении предприятием и призвано увязать  деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой [6, с.43].

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование направлено на оптимальное  использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

Планирование включает в себя определение:

  • конечных и промежуточных целей;
    • задач, решение которых необходимо для достижения целей;
    • средств и способов их решения;
    • требуемых ресурсов, их источников и способа распределения [7, с.32].

Исходя из всего вышеуказанного, можно сказать, что сбалансированный внутрифирменный план представляет предприятию вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, эффективную стратегию совершенствования производства, устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

 

1.2 Принципы  и методы внутрифирменного планирования

 

В работе над программой развития предприятия необходимо руководствоваться общими принципами и методами внутрифирменного планирования.

Под принципами планирования понимают основополагающие правила, которыми рекомендуется руководствоваться при выборе целей, приоритетов, действий и средств достижения поставленных целей [1, с.23].

Правильное соблюдение принципов  планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые "общие черты хорошей программы действий", были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности [8, с.246].

Позднее (в 50-е годы) один из основоположников менеджмента И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия. [8, с.248].

По моему мнению, все вышеперечисленные  принципы могут быть использованы для внутрифирменного планирования на современных промышленных предприятиях.

Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный подход к задачам планирования.

Сбалансированность планирования предполагает увязку потребностей в ресурсах с их источниками по каждому направлению развития предприятия, соблюдение необходимых пропорций в развитии основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры, согласования темпов роста расходов на оплату труда и повышение его производительности [9, с.47].

Комплексный подход требует учета  совокупного влияния факторов внешней  и внутренней среды, зависимости  развития предприятия от общего экономического цикла и достижений в предыдущие периоды, региональных особенностей, увязки планов развития головного предприятия с филиалами и дочерними предприятиями. Этот принцип требует параллельного решения экономических, социальных, экологических, научно-технических задач [10, с.12].

Обоснованность (реальность) планов обеспечивается их ориентацией на прогнозные расчеты потенциальных потребностей рынка продуктов и услуг, выявление тенденций его развития и особенностей спроса потребителей конкретного сегмента рынка. Реальность планов достигается при помощи учета внутренних возможностей и ресурсов предприятия, прежде всего имеющихся производственно-технических средств и личностно-квалификационного потенциала персонала, а также сбалансированностью всех разделов и показателей плана.

Приоритетность (принцип ведущего звена в планировании) - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия, выделение в каждом разделе плана "главного показателя", определяющего значение остальных. Например, выбор целевой установки на расширение производства продуктов и повышение их качества обусловливает потребность предприятия в технологическом оборудовании, запасных частях, сырье и материалах, квалификации обслуживающего персонала и прочих [11, с.89].

Непрерывность планирования вытекает из необходимости ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип предполагает ведущую роль перспективных планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.

Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов планирования и их сочетания в зависимости от предмета планирования [12, с.167].

Методы планирования предполагают экономическое обоснование  и непосредственные расчеты показателей  хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах [13, с.40].

В процессе анализа деятельности предприятия очень важно постоянно  наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием рыночного  спроса на различные виды продуктов  и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного внутреннего оперативного учета состояния технических средств, запасов, данных выборочного учета, единовременных обследований, периодических специальных мероприятий в виде опросов населения.

В качестве основных методов  планирования деятельности предприятия  используются программно-целевой метод, балансовый метод, метод нормативных технико-экономических расчетов [14, с.23].

Программно-целевой метод целесообразно использовать при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового оздоровления предприятия и других, исходя из стратегических целей развития предприятия [14, с.24].

Балансовый метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении различных видов балансов (бюджетов) предприятия [14, с.27].

Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и  конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.

Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия [15, с.8].

Нормы и нормативы устанавливаются  либо федеральными органами управления (например, нормы амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).

Нормы и нормативы могут разрабатываться  и устанавливаться самими предприятиями  путем изучения передового опыта в целях рационализации затрат. При этом предполагается, что нормативы хозяйственной деятельности должны ориентировать предприятия на использование более прогрессивных технологий и эффективного менеджмента. Но в рыночных условиях к этому их более всего побуждает конкурентная борьба. Предприятия сами устанавливают нормативы затрат сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг, накладных расходов, отчислений на ремонт основных фондов и пр.

Кроме перечисленных  методов в планировании могут  использоваться экономико-математические методы [15, с.20].

Таким образом, практически  вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия  основана на описанных выше методах планирования. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие должно тщательно планировать на перспективу пути и способы развития собственных производственных возможностей и потребностей рынка как минимум на 2-3 года.

Информация о работе Понятие и содержание внутрифирменного планирования