Понятие прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 02:59, курсовая работа

Краткое описание

Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства. Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда. Таким образом, прибыль играет определяющую роль в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала.

Содержание

Введение

Глава 1. Основные понятия и сущность экономической категории "прибыль"

1.1 Понятие и сущность прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Функции прибыли
1.4 Источники прибыли

Глава 2. Роль прибыли в деятельности предприятия

2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии
2.2 Роль прибыли в условиях развития предпринимательства
2.3 Максимизация прибыли….
2.4 Значение чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 62.13 Кб (Скачать файл)

 

К внереализационным результатам относятся потери и расходы:

 

- не компенсируемые потери  от стихийных бедствий с учетом  затрат по предотвращению и  ликвидации стихийных бедствий;

 

- отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

 

- убытки по операциям  прошлых лет;

 

- недостача материальных  ценностей, выявленных при инвентаризации.

 

В современных условиях величина прибыли носит прогнозируемый характер. Она определяется раздельно по всем видам деятельности. Объектом планирования являются элементы балансовой прибыли. При этом особое внимание уделяется определению величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг), так как она занимает наибольший удельный вес и наиболее стабильна. Распространенным методом планирования прибыли является метод прямого счета. Данный метод наиболее эффективен при выпуске небольшого товарного ассортимента продукции (работ, услуг). Данный метод используется при обосновании нового или расширении действующего либо при осуществлении какого-либо проекта. Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли (т.е. определение прибыли по каждой ассортиментной группе).

 

Заключение

 

Любое коммерческое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из финансовых результатов деятельности предприятия и свидетельствует о его успешной деятельности, которая достигается, если доходы превышают расходы. В обратном случае предприятие получает убыток. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. Прибыль используется также для расчета рентабельности собственных и заемных средств, основных средств, всего авансированного капитала и каждой акции. Однако прибыль является не только основной целью деятельности любой коммерческой организации, но и важнейшей экономической категорией.

 

Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. На уровне предприятия чистый доход принимает форму прибыли.

 

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

 

Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

 

В то же время прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.

 

В современных условиях важнейшим источником увеличения прибыли является инновационная деятельность. Реализация данного источника предполагает постоянную работу по изменению потребительских свойств продукции, работ и услуг. Введение на рынок нового товара ставит предприятие-производителя в очень выгодное положение перед конкурентами, которым необходимо будет потратить определенное время и средства для воспроизводства чего-либо подобного. Когда же они смогут сделать аналог, то предприятие, которое первым разработало такой продукт уже получит прибыль, которая покроет расходы на разработку нового продукта, а потребители уже в большинстве своем приобретут данный товар. Конкуренты же получат намного меньшую прибыль, в то время как предприятие-первопроходчик уже начало разработки новых продуктов.

 

 

2.2Роль прибыли  в условиях развития предпринимательства.

Прибыль  -  один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому  и социально-экономическому развитию предприятий,  увеличение фонда оплаты труда их работников.

        Многоаспектное  значение прибыли усиливается  с переходом экономики государства  на основы рыночного хозяйства.  Предприятие любой формы собственности  вправе решать, на какие цели  и в каких размерах направлять  прибыль, оставшуюся после уплаты  налогов в бюджет и других  обязательных платежей и отчислений.

         Законом РФ «О предприятиях  и предпринимательской деятельности»  предусмотрено, что предпринимательская  деятельность означает инициативную  самостоятельность предприятий, направленную  на получение прибыли. При этом  предприятие как хозяйствующий  субъект, самостоятельно осуществляющий  свою деятельность, распоряжается  выпускаемой продукцией и остающейся  в его распоряжении чистой  прибылью.

        Ведущее  значение прибыли в качестве  финансового показателя предпринимательской  деятельности предприятия вместе  с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли  показывает, что в отдельных хозяйствующих  субъектах преобладает стремление  извлечь высокую прибыль в  целях увеличения фонда оплаты  труда в ущерб производственному  и социальному развитию коллектива.

        В  ряде случаев рост прибыли  обусловлен необоснованным повышением  цен на продукцию.

        Стремление  любыми путями получить высокую  прибыль с целью увеличения  фонда оплаты труда приводит  к росту объема денежной массы  в обращение, не обеспеченной  товарными ресурсами. Отсюда -  дальнейший  рост цен, инфляции, а, следовательно, эмиссии денег.

        Для  реальной оценки уровня рентабельности  предприятия можно воспользоваться  методами комплексного анализа  прибыли по  технико-экономическим  факторам. Комплексный анализ прибыли  рекомендуется проводить в определенной  последовательности. Прежде всего валовую прибыль анализируют по ее составным элементам, главным из которых является  прибыль от реализации товарной продукции. Анализируют изменение объема  и структуры реализации, изменение уровня цен на реализованную продукцию, а также на определенное сырье, материалы, топливо, энергию и другие затраты. Кроме отмеченных методов факторного анализа прибыли в том числе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности используется показатель рентабельности.

Рентабельность -  это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие считается рентабельным, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

       Рентабельность  может исчисляться по-разному. Показатель  рентабельности, исчисляемый как  отношение прибыли к стоимости  производственных фондов, применяется  для обобщения оценки уровня  прибыльности, доходности предприятия. Этот показатель исчисляется  по формуле:

                         П

           Р =  ---------------  х 100,

                           ОФ + НОС

Где  Р -  уровень рентабельности производства, %;

        П -  валовая прибыль предприятия, руб.;

        ОФ -  среднегодовая стоимость основных  производственных  фондов, руб.;

        НОС -  среднегодовая стоимость нормируемых  оборотных средств, руб.

         Кроме рентабельности производства  в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко  используется показатель рентабельности  продукции, исчисляемой как отношение  прибыли от реализации продукции  к полной себестоимости  этой  продукции.

         Применение этого показателя  рентабельности наиболее рационально  при внутрихозяйственных аналитических  расчетах, при контроле за прибыльностью отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

         Прибыль связана как с себестоимостью  изделия, так и с ценой, по которой  оно реализуется, поэтому рентабельность  продукции  может быть исчислена  как отношение  прибыли к стоимости  реализованной продукции по свободным  или регулируемым ценам.

          Эти показатели взаимосвязаны  и характеризуют изменение текущих  затрат на производство и реализацию  как всей продукции, так и отдельных  ее видов. Поэтому важно сформировать  структуру продукции в зависимости  от изменения удельных весов  изделий с большей или меньшей  рентабельностью с тем, чтобы  в целом повысить эффективность  производства и получить дополнительные  возможности увеличения прибыли.

          Рентабельность продукции в двух  ее разновидностях исчисляется  по формулам:

                     П                                   П

            Р =  -----  х  100      и   Р =  ------  х  100,

                     Сn                                                    Ц n    

 

 Где Р -  рентабельность продукции, %;

         П -  валовая прибыль предприятия, руб.;

         Сn  ¾ полная себестоимость реализованной продукции, руб.;

          Ц n ¾ объем реализованной продукции в соответствующих ценах (за минусом налогов на добавленную стоимость — НДС и акцизов), руб.

       Факторы  роста любого показателя рентабельности  зависят от единых экономических процессов и явлений:

¾ совершенствование системы управления производством в условиях рыночной  экономики на основе преодоления кризиса в финансово—кредитной  и денежной системах;

¾ повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно—платежных отношений;

¾ индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

      Важным  фактором роста рентабельности  в нынешних условиях является  работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а следовательно,  ¾  росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

       Снижение  себестоимости должно стать главным  условием роста прибыльности  и рентабельности производства.

 

2.3 Максимизация  прибыли.

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирую­щей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что озна­чает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и миними­зацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Поскольку на практике, чтобы принять решение о выходе на рынок, не­обходимо сопоставлять цену предложения предприятия с ценой рыночного спроса, то для этого надо знать экономическую прибыль. Последняя опреде­ляется путем вычета из валового дохода экономических (предприниматель­ских) издержек предприятия:

 

                    (4)

                

где Tп(q) — совокупная экономическая или дополнительная прибыль предприятия за период (месяц, квартал, год),

         TR(q) — совокупный валовой доход, или совокупная выручка пред­прият от реализации продукции в объеме «q»,

         TC(q) — совокупные экономические (предпринимательские) издерж­ки предприятия на реализуемую продукцию в объеме «q».

 

Для принятия решений часто требуется знать сумму прибыли, которую получает предприятие в расчете на единицу продукции при данном объеме реализации и цене, диктуемой спросом. При определении продажной цены используют среднюю прибыль (Ап) и предельную прибыль (Мп):

 

 

                               (5)

где Tп(q) — совокупная сумма прибыли на определенный товар за определен-   ный период,

        q —  объем продаж.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прира­щения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибы­ли, предельного дохода и предельных издержек. Иными словами, прибыль максимизируется в точке, в которой любое, даже малое приращение объема реализации (выпуска) продукции оставляет прибыль без изменения, т.е. приращение прибыли при приращении объема (реализации) продукции равняется нулю. Математически это можно записать так:

 

     (6)

где Мп(q) – предельная прибыль от объема продукции;

      МR(q) – предельный доход (выручки) от объема продукции;

      МС(q) – предельные  издержки от объема продукции.

     Из формулы (6) следует, что прибыль максимизируется в том случае, когда предельные издержки равны предельному доходу:

Информация о работе Понятие прибыли