Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 21:23, курсовая работа
Краткое описание
Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются и осуществляются решения об использовании ограниченного количества благ с учётом обстоятельств внешней среды (которые не могут быть изменены по воле принимающих решения лиц), выбора вариантов решения проблем (альтернатив развития или независимых друг от друга вариантов действия), направленных на достижение желаемых конечных результатов (системы целей), являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства). В условиях рыночной экономики предприниматель свободен в использовании возможностей выбора вариантов решения проблем, альтернатив развития и определения своих целей. Однако существующая экономическая система выступает “как рамочное условие предпринимательской деятельности”. Помимо прочих условий эта система определяет организационно-правовые формы предприятий как хозяйствующих субъектов.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..4 Понятие предприятия, его признаки …………………………………………….6 2. Организационные формы предприятий ……………………………………...8 2.1. Полное товарищество………………………………………………...............8 2.2.Товарищество на вере ………………………………………………………..9 2.3. Производственные кооперативы …………………………………………..10 2.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия …………..10 2.5. Производственные кооперативы (артели) ………………………………..11 2.6. Организационно-правовые формы некоммерческих предприятий ……..12 2.7. Общественные и религиозные организации (объединения)……………13 2.8. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) …………………14 2.9. Потребительское общество (кооператив) ………………………………...15 3. Порядок создания и ликвидации предприятий ……………………………..17 Заключение ……………………………………………………………………....20 Список литературы ……………
2.6. Организационно-правовые
формы некоммерческих предприятий
Некоммерческие организации
– это юридические лица, у которых извлечение
прибыли не является основной целью, а
полученная от предпринимательской деятельности
прибыль не распределяется среди участников,
а направляется на достижение основных
целей деятельности: социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных
и управленческих, а также на охрану здоровья
граждан, развития физической культуры
и спорта и иные общественные блага. Юридические
лица, которые относятся к некоммерческим
организациям, могут быть созданы в форме
потребительских кооперативов, общественных
и религиозных объединений, благотворительных
и иных фондов, а также в других формах,
предусмотренных законом. Такие юридические
лица вправе заниматься предпринимательской
деятельностью лишь постольку, поскольку
это необходимо для их уставных целей.
[5, 9с.]
2.7. Общественные
и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными
организациями (объединениями) признаются
добровольные объединения граждан, в установленном
законом порядке объединившихся на основе
общности их интересов для удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей.
Организации вправе осуществлять предпринимательскую
деятельность лишь для достижения целей,
ради которых они созданы, и соответствующую
этим целям. Участники (члены) указанных
организаций не сохраняют прав на переданное
ими этим организациям в собственность
имущество, в том числе на членские взносы.
Они не отвечают по обязательствам общественных
и религиозных организаций, в которых
участвуют в качестве их членов, а указанные
организации не отвечают по обязательствам
своих членов. Фондом признаётся не имеющая
членства некоммерческая организация,
учреждённая гражданами и (или) юридическими
лицами на основе добровольных имущественных
взносов, преследующая социальные, благотворительные,
культурные, образовательные и иные общественно
полезные цели. Имущество, переданное
фонду его учредителями, является собственностью
фонда. Учредители не отвечают по обязательствам
созданного ими фонда, а фонд не отвечает
по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей,
определенных в его уставе. Фонд вправе
заниматься предпринимательской деятельностью,
необходимой для достижения общественно
полезных целей, ради которых создан фонд,
и соответствующей этим целям. Для осуществления
предпринимательской деятельности фонды
вправе создавать хозяйственные общества
или участвовать в них. Фонд обязан ежегодно
публиковать отчеты об использовании
своего имущества. Порядок управления
фондом и порядок формирования его органов
определяются его уставом, утверждаемым
учредителями. Устав фонда, помимо общеустановленных
сведений, должен содержать информацию
о цели фонда, указания об органах фонда,
в том числе о попечительском совете, осуществляющем
надзор за деятельностью фонда, о порядке
назначения должностных лиц фонда и их
освобождения, о месте нахождения фонда,
о судьбе имущества фонда в случае его
ликвидации. Учреждением признается организация,
созданная собственником, для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Права учреждения на закрепленное за ним
имущество соответствуют правам казенного
предприятия, то есть это имущество может
быть использовано только в целях выполнения
своей уставной деятельности и заданиями
собственника. Собственник имущества,
закрепленного за учреждением, вправе
изъять излишнее, неиспользуемое либо
используемое не по назначению имущество
и распорядиться им по своему усмотрению.
Учреждение отвечает по своим обязательствам
находящимися в его распоряжении денежными
средствами. При их недостаточности субсидиарную
ответственность по его обязательствам
несет собственник соответствующего имущества.
[9, 50с.]
2.8. Объединения
юридических лиц (ассоциации и
союзы)
Объединения юридических лиц
(ассоциации и союзы). Коммерческие организации
в целях координации их предпринимательской
деятельности, а также представления и
защиты общих имущественных интересов
могут по договору между собой создавать
объединения в форме ассоциаций или союзов,
являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию
(союз) возлагается ведение предпринимательской
деятельности, такая ассоциация (союз)
преобразуется в хозяйственное общество
или товарищество, либо может создать
для осуществления предпринимательской
деятельности хозяйственное общество
или участвовать в таком обществе. Общественные
и иные некоммерческие организации, в
том числе учреждения, могут добровольно
объединяться в ассоциации (союзы) этих
организаций. Ассоциация (союз) некоммерческих
организаций является некоммерческой
организацией. Члены ассоциации (союза)
сохраняют свою самостоятельность и права
юридического лица. Ассоциация (союз) не
отвечает по обязательствам своих членов.
Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную
ответственность по ее обязательствам
в размере и в порядке, предусмотренными
учредительными документами ассоциации.
Учредительными документами ассоциации
(союза) являются учредительный договор,
подписанный ее членами, и утвержденный
ими устав. Учредительные документы ассоциации
(союза) должны содержать, помимо общепринятых
сведений, условия о составе и компетенции
органов управления ассоциацией (союзом)
и порядке принятия ими решений, в том
числе о вопросах, решения по которым принимаются
единогласно или квалифицированным большинством
голосов членов ассоциации (союза), и о
порядке распределения имущества, остающегося
после ликвидации ассоциации (союза). Члены
ассоциации (союза) вправе безвозмездно
пользоваться ее услугами. Член ассоциации
(союза) вправе по своему усмотрению выйти
из ассоциации (союза) по окончании финансового
года. В этом случае он несет субсидиарную
ответственность по обязательствам ассоциации
(союза) пропорционально своему взносу
в течение двух лет с момента выхода. Член
ассоциации (союза) может быть исключен
из нее по решению остающихся участников
в случаях и в порядке, установленных учредительными
документами ассоциации (союза). В отношении
ответственности исключенного члена ассоциации
(союза) применяются правила, относящиеся
к выходу из ассоциации (союза). С согласия
членов ассоциации (союза) в нее может
войти новый участник. Вступление в ассоциацию
(союз) нового участника может быть обусловлено
его субсидиарной ответственностью по
обязательствам ассоциации (союза), возникшим
до его вступления. [8, 25с.]
2.9. Потребительское
общество (кооператив)
Потребительским обществом
(кооперативом) признается добровольное
объединение граждан и юридических лиц
на основе членства с целью удовлетворения
материальных и иных потребностей участников,
осуществляемое путем объединения его
членами имущественных паевых взносов.
Устав потребительского кооператива должен
содержать, помимо общепринятых сведений,
условия о размере паевых взносов членов
кооператива; о составе и порядке внесения
паевых взносов членами кооператива и
об их ответственности за нарушение обязательства
по внесению паевых взносов; о составе
и компетенции органов управления кооперативом
и порядке принятия ими решений, в том
числе о вопросах, решения по которым принимаются
единогласно или квалифицированным большинством
голосов; о порядке покрытия членами кооператива
понесенных им убытков. Члены потребительского
кооператива обязаны в течение трех месяцев
после утверждения ежегодного баланса
покрыть образовавшиеся убытки путем
дополнительных взносов. В случае невыполнения
этой обязанности кооператив может быть
ликвидирован в судебном порядке по требованию
кредиторов. Доходы, полученные потребительским
кооперативом от предпринимательской
деятельности, осуществляемой кооперативом
в соответствии с законом и уставом, распределяются
между его членами. [9, 52с.].
3. Порядок создания
и ликвидации предприятий
Вновь созданные предприятия
подлежат государственной регистрации.
С момента государственной регистрации
предприятие считается созданным и приобретает
статус юридического лица. Для государственной
регистрации предприятия учредители предъявляют
следующие документы:
заявление о регистрации предприятия,
составленного в произвольной форме и
подписанного
учредителями предприятия;
учредительный договор о создании
предприятия;
устав предприятия, утвержденный
учредителями;
документы, подтверждающие
внесение не менее 50% уставного капитала
предприятия на счет;
свидетельство об уплате государственной
пошлины;
документ, подтверждающий соглашение
антимонопольного органа на создание
предприятия.
В учредительном договоре
должны содержаться следующие сведения:
наименование предприятия, место его нахождения,
порядок управления его деятельностью,
сведения об учредителях, размер уставного
капитала, доля каждого учредителя в уставном
капитале, порядок и способ внесения вкладов
учредителями в уставной капитал.
В уставе предприятия
должны обязательно содержаться также
сведения: организационно-правовая форма
предприятия, наименование, место нахождения,
размер уставного фонда, состав и порядок
распределения прибыли, образование фондов
предприятия, порядок и условия реорганизации
и ликвидации предприятия.
Для отдельных организационно-правовых
форм предприятий в учредительных документах
(учредительном договоре и уставе), помимо
перечисленных, содержатся и другие сведения.
Государственная регистрация
осуществляется в течении трех дней с
момента представления необходимых документов,
либо в течение тридцати календарных дней
с даты почтового отправления, указанной
в квитанции об оплате учредительных документов.
Отказ в государственной регистрации
предприятия может быть сделан при несоответствии
представленных документов закону. Решение
об отказе в государственной регистрации
может быть обжаловано в суде.
Прекращение деятельности
предприятия может быть осуществлено
в следующих случаях:
по решению учредителей;
в связи с истечением срока,
на которое создано предприятие;
в связи с достижением цели,
ради которой было создано предприятие;
в случае признания судом недействительной
регистрации предприятия, в связи с допущенными
при его создании нарушениями закона или
иных правовых актов, если эти нарушения
носят неустранимый характер;
по решению суда, в случае осуществления
деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии) либо деятельности, запрещенной
законом, либо с неоднократным или грубым
нарушением закона или иных правовых актов;
в случае признания предприятия
несостоятельным (банкротом), если оно
не в состоянии удовлетворить требования
кредиторов.
Важным моментом при
создании и ликвидации предприятий является
также информирование Федеральной налоговой
службы по месту регистрации предприятия,
а также предоставление в налоговую службу
информации об открытии или закрытии расчетного
счета. Взаимодействие с ФНС вообще обязательно
на любом этапе бизнеса и забывать об этом
не следует, т.к. за непредоставление тех
или иных сведений и отчетов предусмотрены штрафы.
Большинство компаний
сталкиваются с вопросами ликвидации
юридических лиц – принимают решение
о ликвидации своей компании или сталкиваются
с ликвидацией своих контрагентов. В связи
с этим необходимо четко представлять
себе каким образом происходит процедура
ликвидации. Законодатель определяет
ликвидацию как прекращение деятельности
юридического лица без перехода его прав
и обязанностей к другим лицам в порядке
правопреемства, причем ликвидация может
быть как добровольной, так и принудительной
.
Заключение
В условиях рыночной системы
хозяйствования в отличие от плановой,
предприятие стремится производить те
товары и оказывать те услуги, которые
приносят ему наибольшую прибыль. Последнее
зависит, с одной стороны, от правильности
установления спроса на те товары, которые
может производить предприятие, а с другой
– от его производительности в целом,
НТП, уровня организации производства
и труда, степени конкуренции и т.д. На
практике это означает, что каждое предприятие
в силу объективных и субъективных причин
должно искать свой путь развития, свою
организацию и свои формы хозяйствования.
А это во многом зависит от организационных
сторон владения и распоряжения производственными
факторами. Ведь именно с последними связано
присвоение результатов производства,
характер которого определяется формами
собственности на средства производства,
т.е. возможностью распоряжаться ими по
собственному усмотрению. Как показывает
практика, здесь возможны следующие варианты:
Субъект организации одновременно является
производителем и владельцем факторов
производства; Субъект владеет материальными
условиями производства, не является производителем,
но трудится как организатор производства;
Субъект владеет средствами производства,
но передаёт другому лицу возможность
быть его организатором. Определяющим
в их экономическом поведении является
степень оперирования своими возможностями,
чтобы производить товары и оказывать
услуги и на этой основе получать доход.
Вышеназванные варианты и стали основой
создания предприятий с различными организационно-правовыми
формами функционирования. Вид и способ
структурного построения предприятия
(фирмы, компании и т.п.), предусмотренные
законами и другими нормами хозяйственного
права, зависящие от формы собственности,
объёма и ассортимента выпускаемой продукции,
формирования его капитала, характера
и содержания деятельности, различающиеся
по способу вхождения в различные межфирменные
союзы, по методу ведения конкурентной
борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые
формы хозяйствования. Согласно ГК РФ (часть
первая) основными организационно-правовыми
формами хозяйствования юридических лиц
являются: хозяйственные товарищества
(полное товарищество, коммандитное товарищество),
хозяйственные общества (общество с ограниченной
ответственностью, общество с дополнительной
ответственностью, акционерные общества
закрытого и открытого типов), производственные
кооперативы, личные (индивидуальные)
предприятия, государственные и муниципальные
унитарные предприятия (основанные на
праве оперативного управления и основанные
на праве хозяйственного ведения); потребительский
кооператив, общественные и религиозные
организации, фонды, учреждения, ассоциации
и союзы. Все они способствуют эффективному
функционированию национальной экономики,
а также решению многих социальных проблем.
Вместе с тем анализ специальной зарубежной
литературы по предпринимательству и
организации бизнеса показывает, что каждая
из этих форм имеет свои достоинства и
недостатки в зависимости от производственно-экономической
специфики хозяйства, его отраслевой принадлежности,
демографических условий в регионе, культурных
традиций данной страны и т.д. Поэтому
заранее наделить, например, индивидуальные
формы собственности во всех ситуациях
безоговорочными преимуществами перед
коллективными или государственными было
бы некорректно, и наоборот. Всё зависит
от конкретной социально-экономической
и производственно-хозяйственной ситуации
в отрасли, регионе, стране.