Предприятие и препринемательство в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 15:36, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………........... 3
ГЛАВА 1.ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЙ 5
1.1. Классификация предприятий ….……………………………... 5
1.2. Основные задачи предприятий………..……………………… 7
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ…………………………… 8
2.1. От истоков к современному этапу……………………………. 8
2.2. Специфика предприятий и их роль в экономике………….. 10
2.3. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса в России………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Развитие современных преприятий в России информация.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

В настоящее время  в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

 Развитие бизнеса  в первую очередь необходимо  старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую  жизнь, и в союзе с ними  получают значительную выгоду, как  для себя, так и для рыночной экономики в целом.[1]

В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а  также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Все вышеперечисленные  факты обуславливают целесообразность проанализировать в данной работе ситуацию, связанную с развитием предприятий  в нашей стране. В список поставленных задач входит рассмотрение вопросов, связанных с тем положительным влиянием, которое оказывают предприятия на экономику государства, анализ положения предприятий в России, выявление трудностей и барьеров, встающих на пути развития бизнеса, а также возможные пути преодоления возникающих проблем.

Основу информационной базы работы составляют аналитические материалы специализированных периодических изданий и ресурсы тематических источников информации сети Интернет. Для общего представления субъекта анализа и рассматриваемых проблем была использована актуальная учебная литература.

Тематика рассматриваемого явления весьма обширна и включает в себя множество вопросов и проблем, материалов для рассмотрения и анализа.

Акцент в работе делается на детальное рассмотрение всех проблем, обусловивших замедление развития предприятий в России, поиск путей преодоления выявленных препятствий. Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Современная рыночная экономика  представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете, производителей и покупателей. Он состоит из большого числа разнообразных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих в рамках принятого в стране правового законодательства.

Предприятие как субъект  предпринимательской деятельности и объект управления является юридическим  лицом. Поэтому для него характерны все признаки, включенные в определение  юридического лица: самостоятельная  имущественная ответственность, самостоятельные выступление в гражданском обороте от своего лица и организационное единство.[1]

Согласно Гражданскому кодексу РФ все предприятия в  зависимости от основной цели деятельности подразделяются на: некоммерческие и  коммерческие.

Некоммерческие предприятия  отличаются от коммерческих тем, что  извлечение прибыли у них не основная цель, и они распределяют ее между  участниками. Примером таких предприятий  являются общественные и религиозные  организации.

 

1.1.Классификация предприятий

Коммерческие предприятия в соответствии с их организационно–правовыми формами можно классифицировать:

1. Акционерное общество – основная отличительная черта акционерного общества в сравнении с любым другим хозяйственным обществом заключается в том, что его уставной капитал делится на определенное число одинаковых долей, а каждая из них выражена ценной бумагой – акцией. Поэтому акции одного выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость.

Акционеры – обладатели акций не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков – утраты стоимости принадлежащих им акций.

Акционерная форма не только достаточно быстро мобилизует капиталы и порождает разнообразие способов их объединения, но она также  демократизирует экономику, дает существенный социальный результат, превращая широкий слой людей в совладельцев собственности, получающих право управлять деятельностью предприятия и участвовать в распределении прибыли.

2. Общество  с ограниченной ответственностью – это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членів в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятия является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общество, включая его уставной капитал, принадлежащий ему самому как юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

3. Производственные кооперативы – создаются на основе добровольного объединения граждан для совместной производственной, хозяйственной или иной деятельности, не противоречащей законодательству, основанной на личном трудовом или ином участии. В производственном кооперативе всем участникам предоставляются равные права в управлении делами кооператива независимо от размера имущественного взноса.

Что лежало в  основе решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны, принятого реформаторами экономики прошлых лет, неизвестно. В настоящее время нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникших производственных кооперативов. В стране действуют примерно 10 тыс. таких кооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 г., но сумели с большими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму. Большинство ошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскому кодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону "О производственных кооперативах", создавшие новую правовую базу для возрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг и других видах деятельности.

4. Государственные  и муниципальные унитарные предприятия – коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение.

Унитарное предприятие  учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом РФ, субъектов Федерации и административно – территориальных образований. Руководитель таково предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива или какому – либо иному аналогичному органу. Предприятие согласно Кодексу должно иметь наименование с указанием собственника его имущества, например: «федеральное государственное предприятие», «областное государственное предприятие», «муниципальное предприятие». [4]

 

1.2. Основные задачи предприятий

Экономические взгляды  на деятельность коммерческого предприятия основываются на том, что целью коммерческого предприятия является получение прибыли.

Поскольку предприятие  может маневрировать соотношением величины затрат на факторы производства и ценой его продукции, чтобы  получить доход или прибыль, то можно  предположить, что данное предприятие занимается бизнесом с целью извлечение прибыли. Можно также сделать еще предположение о том, что максимализация величины прибыли – это и есть истинная задача коммерческого предприятия. То, что для владельца предприятия (предпринимателя) и самого предприятия это имеет свои преимущества, очевидно. Какова же выгода от коммерческого предприятия обществу в целом?

Она заключается в  следующих моментах. Если получена максимальная величина прибыли, то, следовательно, и общество в целом получило максимальный ежегодный налог. В этом заключается смысл «невидимый руки» Адама Смита: каждый отдельный предприниматель приносит пользу обществу, даже если он и не ставит перед собой такой цели. Работая с целью получения прибыли, предприниматель, например, нашей страны вносит вклад в создание национального богатства, которое затем распространяется всему обществу.[3]

Если же прибыль отсутствует, то это является для общества сигналом (со стороны предпринимателя), что  ресурсы следует перераспределить, направить их в другие отрасли.

 

ГЛАВА 2. ПРЕДПРИЯТИЯ В РОССИИ

2.1. От истоков к современному этапу

Во всех развитых странах  бизнесу принадлежит немалый  удельный вес в суммарных показателях  функционирования экономики. Так, например, в США в настоящее время функционируют 25 млн. малых и средних предприятий и это составляет 99,6 % всех американских предприятий.[1] Аналогичная ситуация характерна и для других индустриальных стран. В России темпы развития бизнеса и фактические показатели присутствия предприятий на рынке существенно занижены, по сравнению с западными странами. На долю бизнеса приходится всего лишь 6,2 % от общего объема произведенной продукции, количество работников предприятий в нашей стране представляет собой только 13 % от всех занятых в экономике.[2]

Основной правительственный  замысел развития индивидуального  и малого предпринимательства в  России в конце 1980-х годов связывался главным образом с производственной сферой экономики, возможностью увеличения товарной массы на потребительском  рынке, появлением массовых конкурентов крупным производителям продукции. Для этого предпринимались особые меры по созданию подходящих экономических условий для развития малого бизнеса. Однако спустя несколько лет ситуация с предприятиями не внушала оптимизма. Из 624 тысяч зарегистрированных в середине 1993 г. предприятий в сфере производства удержались очень не многие, и их доля в промышленном производстве и строительстве составила менее 1% - в основном они сосредоточились в сфере торговли и посредничества.[3]

На 1 июля 1999г. в России действовали 890 тыс. предприятий, что составило 30 процентов от общей численности  российских предприятий. Значительно выросло число субъектов бизнеса в отраслях связи, транспорта, материально-технического снабжения и сбыта. Немного меньший прирост произошел в промышленности. Но в жилищно-коммунальном хозяйстве, в строительстве, в сферах культуры и искусства, науки и научного обслуживания малых предприятий стало меньше. По состоянию на 1 января 2000 г. в России действовало 890,6 тыс. предприятий. В среднем по Российской Федерации на одну тысячу населения приходится 7 малых предприятий.[1]

Специфической особенностью развития сферы предприятий в нашей  стране является сосредоточение мелких фирм в области торгово-посреднических услуг – в ней функционирует до 49 % мелких хозяйственных единиц. Среди других сфер деятельности распределение выглядит следующим образом: на промышленность приходится 15 % всех предприятий, на строительство – 15 %, науку и научное обслуживание – 4 %, транспорт и связь – 3 % и сельское хозяйство – 1,5 %. В целом на малых предприятиях России занято 6,5 млн. работников, в том числе в торговле и общественном питании – 35 %, промышленности – 22% и строительстве – 22 %. При этом прослеживается отчетливая тенденция снижения числа занятых на одном предприятии. Так, если в 1994 г. в среднем на одно предприятие приходилось 15 работников, то к 2000 г. их число сократилось до 7. Следует отметить неравномерность географического распределения субъектов малого бизнеса на территории Российской Федерации. Больше всего предприятий сосредоточено в Центральном экономическом районе – 36%, причем только в одной Москве эта цифра равна 20 %. Среди других регионов выделяются Санкт-Петербург, Северный Кавказ, Урал и Западная Сибирь – на эти регионы в совокупности приходится около трети всех малых предприятий.[1]

Целесообразно особо отметить, что  по некоторым оценкам, примерно девять десятых предприятий в России, независимо от заявленных сфер деятельности, выживают только за счет посредничества и торговли.[2]

Несмотря на увеличение общего числа предприятий в стране, темпы роста их количества замедлены. Бизнес в России поставлен в трудные  условия существования, сопряженные  с множеством проблем, которые заставляют фирмы уходить в тень, действовать за рамками законодательства, либо ведут к разорению и банкротству. Хотя в настоящее время мало кто отрицает значение развития бизнеса для развития российской экономики, а критика государственной власти в отношении слабой эффективности экономической политики не прекращается, само государство все еще не уделяет в достаточной степени внимание этой проблеме. Следует признать, что система государственной поддержки предприятий в российской экономике продумана явно недостаточно, и ее эффективность оставляет желать лучшего.

 

2.2.Специфика предприятий и их роль в экономике

Во всех развитых индустриальных странах сфера бизнеса играет важную роль в экономической системе  государства. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция фирм – поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей свободой ценовой политики. Предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.

Поскольку любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией, крупные компании стремятся  монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В этих условиях существование небольших предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности бизнеса и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы оказывается менее выгодным, чем деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги.

Информация о работе Предприятие и препринемательство в современной экономике России