Прибыль предприятия. Сущность и структура бизнес плана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

С переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства усиливается многоаспектное значение прибыли. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.

Содержание

Прибыль предприятия.
а) Прибыль как чистый доход предприятия
б) Содержание прибыли
в) Виды и функции прибыли
г) Направления использования чистой прибыли
д) Факторы влияющие на величину прибыли
е) Планирование прибыли
ж) Показатели рентабельности прибыли
Сущность и структура бизнес-плана
а) Понятие бизнес-плана
б) Цели и функции бизнес-планирования
в) Методики разработки бизнес-плана
г) Общая характеристика содержания бизнес-плана
д) Структура бизнес-плана
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 240.50 Кб (Скачать файл)

В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль.

Хозяйствующий субъект  самостоятельно определяет направления  использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом.

Схемы распределения чистой прибыли:

 

1. предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП,

где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд,

ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления.

 

2. товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР,

где ПР - прибыль, распределенная между учредителями.

Резервный фонд создается  хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для  покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных  обществ, кооперативов, предприятий  с иностранными инвестициями.

Акционерные общества зачисляют  в резервный фонд также эмиссионный  доход, т.е. сумму разницы между  продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную  стоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован на дополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию, разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнение их недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитием коллектива.

Фонд накопления - средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственных его средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующего субъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Фонд потребления – средства, направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и  выплаты из фонда социального  развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов  вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

 

Факторы влияющие на величину прибыли

 

Изменения социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводят к  качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обуславливает неизменный рост денежных накоплений и, главным образом, прибыли предприятий различных форм собственности.

На изменение прибыли  влияют две группы факторов внешние и внутренние.

Внутренние факторы  изменения прибыли подразделяются на основные и неосновные. Важнейшими в группе основных являются валовой доход и доход от продажи продукции (объем продаж), себестоимость продукции, структура продукции и затрат, величина амортизационных отчислений, цена продукции. К неосновным факторам относятся факторы, связанные с нарушением хозяйственной дисциплины, такие как ценовые нарушения, нарушения условий труда и требований к качеству продукции, другие нарушения, ведущие к штрафам и экономическим санкциям.

К внешним факторам, влияющим на прибыль предприятия, относятся  социально-экономические условия, цены на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей, транспортные и природные условия.

Далее более подробно остановимся на внутренних, основных факторах, влияющих на величину прибыли как абсолютного показателя эффективности хозяйствования предприятия.

Важнейшими факторами  роста прибыли являются рост объема производства и продажи продукции, внедрение научно-технических разработок, повышение производительности труда, улучшение качества продукции.

Основной источник денежных накоплений предприятий - доход предприятия  от продажи продукции, а именно та его часть, которая остается за вычетом  расходов на материальные, трудовые и другие денежные затраты, связанные с производством и продажей этой продукции. В условиях радикального изменения управления экономикой показатель дохода от продажи продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема проданной продукции. А это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются спросом на рынке.

В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее продажи. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель дохода от продажи продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию производственно-хозяйственной деятельности.

Заинтересованность предприятий  в производстве и продаже качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая  при прочих равных условиях находится  в прямой зависимости от объема продажи  этой продукции.

Расходы на производство и продажу продукции, определяющие себестоимость, состоят из стоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих производственных расходов а также внепроизводственных затрат.

Состав и структура  затрат зависят от характера и  условий производства при той  или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовых затрат и других факторов.

Итак, прибыль как основная форма денежных накоплений зависит, прежде всего, от снижения затрат на производство и обращение продукции, а также от увеличения объема продажи продукции.

Размер прибыли как  конечного финансового результата работы предприятия зависит и  от второй, не менее важной величины - объема валового дохода предприятия. Размер валового дохода предприятия и соответственно прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и проданной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), но и от уровня применяемых цен.

Виды и уровень применяемых  цен определяют в конечном счете  объем валового дохода предприятия, а следовательно, прибыли.

Проблема ценообразования  занимает ключевое место в системе рыночных отношений. Проведенная в Украине либерализация цен привела к резкому сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, следствием чего явился рост цен почти на все производимые товары. С помощью высоких цен предприятия возмещают любые по величине производственные затраты, что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности производства.

Следующий фактор, влияющий на величину прибыли - это амортизация  основных фондов и нематериальных активов. Сумма амортизационных отчислений определяется на основании балансовой стоимости основных фондов и действующих норм амортизации и амортизации нематериальных активов, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации. При этом учитывается ускоренная амортизация активной части основных производственных фондов, что выражается в установленных законодательством более высоких нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.

Таким образом, прибыль  предприятия формируется под  воздействием следующих основных факторов: валовых доходов предприятия, дохода предприятия от продажи продукции, валовых расходов предприятия, уровня действующих цен на продаваемую продукцию и величины амортизационных отчислений.

Важнейшим из них является величина валовых расходов. Количественно в структуре цены расходы занимают значительный удельный вес, поэтому снижение расходов очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

В анализе факторов, влияющих на величину прибыли, лежат резервы  увеличения прибыли предприятия, основными из которых являются:

1. Обеспечение роста  объема производства продукции  на основе технического его  обновления и повышения эффективности  производства.

2. Улучшение условий  продажи продукции, в том числе  за счет совершенствования расчетно-платежных отношений между предприятиями.

3. Изменение структуры  производимой и продаваемой продукции за счет увеличения доли более рентабельной.

4. Снижение валовых  расходов на производство и  обращение продукции.

5. Установление реальной  зависимости уровня цен от качества производимой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями.

6. Увеличение прибыли  от прочей деятельности предприятия  (от продажи основных фондов, иного  имущества предприятия, валютных  ценностей, ценных бумаг и т.д.).

 

Планирование  прибыли

 

Планирование прибыли - составная часть финансового  планирования и важный участок в  финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли  важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.

В настоящее время  в связи с постоянно меняющимися  условиями хозяйствования и с тем, что прибыль определяется в целом по предприятию, исходя из объема валового дохода, валовых расходов и величины амортизации, наиболее приемлемым для планирования прибыли является аналитический метод.

Суть данного метода состоит в том, что по известным  в предшествующем периоде фактической  себестоимости и доходе от продажи продукции определяют базовую рентабельность.

С помощью базовой  рентабельности ориентировочно рассчитывается прибыль планируемого периода на объем валового дохода планируемого периода.

При таком расчете  плановой прибыли будет учтено влияние  только первого фактора - объема валового дохода. Для учета других факторов далее расчет ведется в определенной последовательности:

1) рассчитывается изменение  (+, -) валовых расходов в планируемом  периоде за счет изменения  цен на сырье, материалы, других  факторов валовых расходов предприятия  планируемого периода по сравнению  с базисным периодом;

2) рассчитывается изменение  амортизационных отчислений за  счет движения основных фондов  и нематериальных активов предприятия,  применения ускоренной амортизации;

3) определяется влияние  изменения ассортимента, качества, сортности выпускаемой продукции, исходя из ее рентабельности;

4) после обоснования  цены на продукцию планируемого  периода определяется влияние изменения цен;

5) влияние на прибыль  всех перечисленных факторов  определяется путем их суммирования;

Аналитический метод  планирования прибыли показывает влияние различных факторов на величину прибыли, но и он в достаточной степени не учитывает влияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и не обеспечивает их достоверности, прежде всего, из-за постоянно меняющихся условий хозяйствования.

 

Показатели  рентабельности прибыли

 

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиции и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Производные от прибыли  относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы:

Информация о работе Прибыль предприятия. Сущность и структура бизнес плана