Проблема дифференциации населения по доходам в условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любые трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последнего времени, привели к расслоению населения по уровню доходов, и дифференциация, таким образом, имеет в России особое место. Теневые доходы, нарастающая бедность - становятся прямой угрозой экономической безопасности страны. В России возникает необходимость в хорошо продуманных и обоснованных социальных реформах, главным условием которых является системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики. В последние годы в связи с усилением дифференциации доходов населения в России внимание исследователей сосредоточилось на разработке мер социальной защиты нуждающихся, в формировании эффективной социальной политики. Таким образом, предметом исследования данной курсовой работы являются экономические основы дифференциации доходов населения, развитие социального неравенства и его преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды доходов. Распределение доходов………………………5
1.2 Понятие дифференциации доходов населения. Показатели дифференциации……………………………………………………………….6
2 Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства…………………………11
2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности…………………………………………………………………..11
2.2 Проблема социальной защищенности населения………………………..12
2.3 Социальная политика государства………………………………………..14
2.4 Влияние современной социальной политики на дифференциацию доходов населения…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 150.92 Кб (Скачать файл)

Данные Российского Статистического Ежегодника, приведенные в журнале Новая Экономическая Ассоциация №2 за 2013 год. Согласно публикации с.161-164 методологических исследований уровня жизни населения в России – уровень жизни представляет собой потребление населением материальных благ и услуг и оценивался несколькими этапами:

I этап исследования:

     Оценка фактического потребления, согласно текущих доходов сравнивается со стандартами, представляющими собой бюджеты разного уровня достатка.

     В качестве  стандартов рассматривались следующие  потребительские бюджеты: прожиточный  минимум, социальноприемлиемый потребительский бюджет, бюджет среднего достатка и бюджет высокого достатка

     Сравнение  этих стандартов позволило выделить  следующие социальные слои с  разным уровнем жизни; наиболее  нуждающиеся – менее прожиточного  минимума, низкообеспеченные от 1 до 3 прожиточного минимума; обеспеченные ниже среднего уровня от 3 до 7 прожиточного минимума; среднеобеспеченные от 7 до 11 прожиточного минимума; высокообеспеченные – 11 прожиточного минимума.

     На II этапе – проведено исследование населения по жилищным условиям. Применялись следующие социальные стандарты: низкий 7 кв.м. площади на человека; приемлимый 18 кв.м.; средний 30 кв.м.; высокий 60 кв.м. и более на человека. Рассматривались также качественные характеристики жилья.

     На III этапе исследования текущих доходов населения. Согласно этим исследованиям доля наименее оплачиваемых работников – доход ниже прожиточного минимума, выросла с 3.1% до 12.5%, т.е. примерно в 4 раза. Среднеоплачиваемых работников – удельный вес вырос в три раза. Высокооплачиваемых – увеличился в 16 раз, однако представителям этого слоя населения всего около 3%.

     За 20 лет рыночных  отношений численность наиболее нуждающихся слоев населения выросла. Наиболее нуждающиеся слои выросли примерно в 90 раз. Дифференциация населения по доходам, выросла в 2,9 раза.

     В 2013 году В.Путин  оценил эту проблему так: «Недопустимо, вызывающе велика дифференциация  доходов» избыточный разрыв воспринимается  как несправедливость и служит  источником социальной нарпряженности.

    

 

 

 

 

2 Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства.

2.1  Проблема социальной  справедливости и экономической  эффективности.

 

     Социальная  справедливость в сфере экономики  – это соответствие системы  экономических отношений (преимущественно  отношений распределения) представлениям, потребностям, интересам, господствующим  в данном обществе. Так, в разные эпохи считалось справедливым распределение благ в зависимости от следующих критериев: по статусу рождения (аристократ, свободный плебей, раб); по положению (чиновник, простолюдин); по имуществу (собственник, пролетарий); по труду; по едокам. В настоящее время в общественном сознании россиян сложились три основных критерия социальной справедливости: уравнительный, рыночный (распределение доходов по факторам производства) и трудовой.

     Экономическая  эффективность – это способ  действий, обеспечивающий получение  в результате осуществляемых  усилий и затрат ресурсов максимального (наилучшего) результата. В принципе  она противоречит социальной  справедливости в таких сферах, как перераспределение ресурсов  в пользу малоимущих, поддержание  всеобщей занятости, решение экологических  проблем и др. Противоречие между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью –  это отражение противоречия между  производством и потреблением.

     В современных  условиях применяется более широкое  понятие социально – экономической  эффективности, включающее категории  социальных издержек (заболеваемость, загрязнение окружающей среды  и т.д.) и социальных благ (здоровье, образование, научный потенциал). Такое  расширение понятия эффективности связано со стремлением к социальному консенсусу или хотя бы к смягчению социальных противоречий, без чего вообще невозможно нормальное функционирование экономики.

     Экономическая эффективность, направленная на увеличение общественного «пирога», наилучшим образом достигается, как показал опыт последних десятилетий (ГДР и ФРГ, Северная и Южная Корея, КНР и Тайвань – до начала 80 –х гг.), в рамках рыночной системы с преобладанием частной собственности и при определенной регулирующей роли государства. Такая система неизбежно порождает усиление социальной дифференциации, так как в ней преобладает распределение по факторам производства, если государство устраняется от крупномасштабного перераспределения доходов граждан. Социальная справедливость реализуется главным образом через перераспределение доходов между различными группами населения, что ограничивает стихийное действие механизмов рыночной экономики.

     Развитие современной  рыночной экономики предполагает  определенную меру выравнивания  доходов, создания социальных гарантий  и равных стартовых условий  для всех слоев населения. Опыт  развитых стран демонстрирует  механизм соединения социальной  справедливости и экономической  эффективности. «Дорогая» рабочая  сила побуждает экономику достигать  прироста производства и улучшения  качества за счет научно –  технического прогресса, применения  ресурсо – и трудосберегающих технологий.

     В переходной  экономики России реализация  задач социальной справедливости  затруднена довольно скромными  размерами общественного «пирога», что сдерживает перераспределительные процессы.

 

2.2  Проблема социальной  защищенности населения.

 

     Под социальной  защитой в широком смысле понимается  система общественных отношений  по обеспечению социально –  экономических прав и гарантий  человеку независимо от его  места жительства, национальности, пола, возраста и других объективных  обстоятельств. Это важнейшая функция  государства во взаимоотношениях  с населением в любое время  – как в условиях нормального  развития экономики, так и в  кризисный период, но в последнем  случае ее значение, естественно, резко возрастает.

     Исходя из  указанного определения, объектом  социальной защиты выступают прежде всего те слои населения, которые оказались в трудной жизненной ситуации и, особенно, его социально слабые группы, неспособные поддерживать свое материальное положение собственными силами (пожилые, инвалиды, дети, безработные, вынужденные мигранты и т.д.). Кроме того, в России есть экономическая бедность из-за низкой заработной платы, не обеспечивающей расходы на жизнь. Главным донором, оказывающим поддержку и помощь, здесь выступает социально – ориентированное государство, призванное задействовать механизм смягчения рисков и неблагоприятных коллизий.

     Выбор модели  социальной защиты зависит прежде всего от целевой установки государственной политики в целом. Или общество организует так свою экономику, что основных доходов (за труд, предпринимательство, развитые социальные трансферты), будет достаточно для самообеспечения семей, и социальная помощь потребуется только в кризисных ситуациях для узко определенных групп людей с осложненными обстоятельствами жизни. Или макрополитика строится с учетом низкого уровня доходов, недостаточности их для типичного потребления и необходимости массированной государственной помощи для выживания семей не тольков экстримальных, но и в стандартных условиях и не для отдельных групп, а для весьма значительной части населения.

     Чтобы реформы  социальной сферы начала XXI в. не повторили судьбы реформ 90-х гг. прошлого века, необходима социально – экономическая стратегия, предполагающая активную заинтересованность населения в дальнейших поступательных преобразованиях в стране. Такая стратегия, направленная на максимальное использование всех экономических инструментов в целях поощрения отечественного производства, будет лучшим способом социальной защиты. Это относится ко всему ее комплексу: от снижения инфляции, обеспечения рабочим местом, поддержки доступных социальных услуг до предоставления прямой материальной помощи малообеспеченным категориям населения. Первое означает реальный путь борьбы с бедностью (занятость), второе раздача помощи – во многом ее консервирование и воспроизводство.

     Социально  защитная политика государства должна исходить из необходимости неуклонного роста реальных доходов населения как основного средства преодоления падения уровня жизни, главного способа борьбы с массовой бедностью и другими негативными социальными моментами переходного периода. Основными приоритетами необходимого уровня жизни являются нижеследующие.

1 Индексация доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии).

2 Обеспечение минимальных  социальных гарантий по доходам (прожиточный минимум).

3 Регулирование минимальных  стандартов и нормативов (минимальные  нормативные расходы на образование, жилье, социальное обслуживание  и т.д.).

4 Предоставление льгот (скидки, субсидии).

5 Обязательное социальное  страхование (поддержание уровня жизни в случаях утраты трудоспособности и т.д.).

6 Социальное обеспечение (содержание престарелых, инвалидов, детей и т.д.).

7 Социальная помощь.

 

2.3  Социальная политика  государства.

 

     Социальная  политика направлена на решение  следующих задач:

- стабилизация жизненного  уровня населения и недопущение  массовой бедности;

- сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства;

- поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

- развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение, культура, искусство).

     Таким образом, политика доходов представляет  собой составную часть социальной  политики государства. Последняя  направлена, в частности, на ослабление  дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между  участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных  конфликтов на экономической  почве.

     Поэтому важной  задачей социальной политики  является адресная социальная  поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных  слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов.

     Социальная  политика в переходный период  отличается не столько набором  своих направлений, функций и  целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В  условиях переходной экономики  действует объективное противоречие  между целями и средствами. С  одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличение расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой – решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества.

     Социальная  политика есть система мер  государства, направленных на смягчение  неравенства в распределении  доходов, урегулирование противоречий  между участниками рыночной экономики.

 

2.4 Влияние современной социальной политики на дифференциацию доходов населения.

 

     Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

     Государственная  политика доходов заключается  в перераспределении их через  госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных  выплат. При этом значительная  доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими  доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны  мира создали системы социальной  поддержки малоимущих.

     Социальные  трансферты – это система денежных  или натуральных выплат населению, не связанных с его участием  в хозяйственной деятельности  в настоящее время или в  прошлом. Целью социальных трансфертов  является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

     Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

     Возможности  государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются  бюджетными поступлениями. Наращивание  социальных расходов сверх налоговых  поступлений ведет к превращению  их в мощный фактор роста  бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов  госбюджета, даже в пределах полученных  доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

     Механизм социальных  трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне – и высокодоходных  слоев населения и выплату  пособий наиболее нуждающимся  и инвалидам, а также пособий  по безработице. Государство перераспределяет  доходы также путем изменения  цен, устанавливаемых рынком, например  гарантированием цен фермерам  и введением минимальных ставок  заработной платы.

Информация о работе Проблема дифференциации населения по доходам в условиях