Проблема дифференциации населения по доходам в условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что любые трансформационные преобразования, происходящие в нашей стране в течение последнего времени, привели к расслоению населения по уровню доходов, и дифференциация, таким образом, имеет в России особое место. Теневые доходы, нарастающая бедность - становятся прямой угрозой экономической безопасности страны. В России возникает необходимость в хорошо продуманных и обоснованных социальных реформах, главным условием которых является системность и взаимосвязь с общей стратегией социальной политики. В последние годы в связи с усилением дифференциации доходов населения в России внимание исследователей сосредоточилось на разработке мер социальной защиты нуждающихся, в формировании эффективной социальной политики. Таким образом, предметом исследования данной курсовой работы являются экономические основы дифференциации доходов населения, развитие социального неравенства и его преодоления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ПОНЯТИЕ ДОХОДОВ. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды доходов. Распределение доходов………………………5
1.2 Понятие дифференциации доходов населения. Показатели дифференциации……………………………………………………………….6
2 Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства…………………………11
2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности…………………………………………………………………..11
2.2 Проблема социальной защищенности населения………………………..12
2.3 Социальная политика государства………………………………………..14
2.4 Влияние современной социальной политики на дифференциацию доходов населения…………………………………………………………………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макроэкономика.docx

— 150.92 Кб (Скачать файл)

     Главный аргумент  в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а следовательно, снизится эффективность экономики.

     Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами – пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

     Индексация  осуществляется как на уровне  общегосударственном, так и отдельных  предприятий через коллективный  договор. Она предусматривает дифференцированный  подход в зависимости от величины  доходов: от полной компенсации  самых низких до близкой к  нулю компенсации самых высоких.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

     Таким образом, высокая межрегиональная дифференциация является следствием целого комплекса причин:

- различия в стоимости жизни и объемах потребления тех или иных товаров и услуг в различных местностях;

- социально-экономическое развитие региона;

- состояние внутреннего рынка и регионального рынка труда;

- развитость бизнес-среды и рыночной инфраструктуры;

- отраслевая и экспортная ориентация региона и, соответственно, его    инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность.

       Несмотря на сдвиги в лучшую сторону, в нашей стране остается существенным уровень неравенства доходов населения, превышающий уровни развитых стран мира. Выявлены основные причины дифференциации доходов населения России, а также дифференциация по сферам профессиональной деятельности и региональная дифференциация.

        Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать насколько это возможно одинаковые “стартовые” условия для граждан. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление различных программ помощи бедным.

      Кроме того, значимое влияние оказывают географический и климатический факторы, влекущие, например, повышение производственных и транспортных издержек, особенно в отдаленных регионах, снижение производительности труда и, соответственно, снижение рентабельности ведущих отраслей. В наиболее уязвимом положении оказываются регионы, не производящие ориентированной на экспорт продукции и обделенные богатыми природными ресурсами в виде нефти, газа и прочих полезных ископаемых. Серьёзную проблему представляет собой значительная межрегиональная дифференциация населения по уровню доходов. При этом, фактор экономического развития региона (благополучный или депрессивный регион) усугубляется факторами территориального расположения (центральные или периферийные области) и типа поселения (городская или сельская местность).

     Традиционно для России наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования и страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. При этом правительство отказывается значительно повысить зарплаты бюджетникам, аргументируя это возможным резким скачком инфляции. Однако доля их зарплат составляет всего лишь 20%, поэтому такая аргументация выглядит не совсем убедительной.

     В результате необходимо предпринять несколько конкретных шагов в экономической и социальной сфере:

1.               Принятие и неукоснительное соблюдение  реальных бюджетов, как государственных, так и областных, что обеспечит соответствие реальных и номинальных заработных плат.

2. Тщательный контроль за целевым использованием средств, выделенных для помощи малоимущим.

3. Усиление методов по  контролю за рациональным использованием средств из социальных фондов.

4.     Способствование образованию “среднего класса” путём поддержки мелкого предпринимательства, а также бюджетных категорий населения.

5.     Грамотное налоговое законодательство, чёткий контроль за уплатой налогов.

6.     Борьба с “теневой экономикой”, путём искоренения коррупции во властных структурах.

7.     Развитие региональных программ поддержки малоимущих слоев населения.

 

 

 

 

  Список используемых источников:

  1. Учебник 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред.д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. – 896 с.
  1. Учебник Государственное регулирование рыночной экономики, Российская академия государственной службы при Призеденте РФ, В.И.Кушлин, Москва изд. РАГС 2003г.
  1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г.  Экономическая теория. Учебник  для  ВУЗов.  - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 1998.
  1. Виноградов В.В. Экономика России/ В. В. Виноградов. – М.: Юрист, 2001. – 279с.
  1.   Экономика России: учебник для вузов/ под ред. Б. М. Маклярского. – М.: Международные отношения, 2001. – 303с.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема дифференциации населения по доходам в условиях