Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 19:27, курсовая работа
В своей работе я постарался ответить на вопросы подобного характера. Я попытался разъяснить какая форма кредита больше подходит, под какой процент выгоднее брать ссуду, выявит удобную форму обеспечения возвратности кредита и ряд других вопросов связанных с получением кредита.
Что такое кредитный портфель банка?
Кредитный портфель - это совокупность остатков задолженности по основному долгу по активным кредитным операциям на определенную дату, т.е. под портфелем кредитов можно понимать все ссуды, выданные клиентам.
ВВЕДЕНИЕ:……………………………………………………………………….3
1 СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА. ВИДЫ БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ…………………………………………………………………....6
1.1 Понятие, сущность кредитной системы, ее структура ………...................6
1.2 Этапы формирования современной банковской системы……...................9
2 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РОССИИ………………………………………………13
2.1 Характеристика кредитной деятельности Сбербанка России…………...13
2.2 Анализ кредитного портфеля ОАО Сбербанк России…………………...22
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ «ОАО СБЕРБАНК РОССИИ»……………………….…………....38
3.1 Проблемы диверсифицированности кредитных портфелей коммерческих банков России…........................................................................................................38
3.2 Проблемы управления качеством кредитного портфеля в банковском секторе экономики России и способы их решения……………………………...41
3.3 Оценка кредитных рисков по выданным ссудам………………………...45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………..49
В ходе второго этапа банковской реформы в России практически сформировалась двухуровневая банковская система:
I уровень - Центральный Банк Российской Федерации;
II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Если рассматривать
второй уровень банковской системы,
то он представлен широкой сетью
коммерческих банков, обеспечивающих
кредитно-расчетное
В кредитной системе
в институциональном плане
В РФ крупнейшей является Ассоциация российских банков (АРБ).
Период с 1991-1995 г. - характеризуется банковским бумом и перекачиванием всех национальных ресурсов в банковский сектор, к началу 1995 г. в стране насчитывалось около 2500 банков, однако:
- наблюдались высокие темпы роста инфляции, продолжительный и глубокий спад общественного производства;
- банковское законодательство было не совершенным.
Указанные и другие причины привели к тому, что этот сложный период становления банковской системы рыночного типа завершился первым банковским кризисом в 1995 г. Официально он был классифицирован ЦБ РФ не как системный кризис, а как «временная проблема ликвидности ряда банков».
В ходе конкурентной борьбы
сформировалась банковская элита, включающая
примерно два десятка банков. Не
надежные банки стали лишаться лицензий,
процесс образования новых банк
Начинается этап трансформации банковской системы (с 1995 года). Однако в августе 1998 года банки, как и вся финансовая система России, потерпели крушение, причиной которого в первую очередь, была остановка правительством России операций с государственными ценными бумагами. Замороженными оказались примерно 16% всех совокупных активов банков, т.к. к тому времени вложения банков в государственные ценные бумаги росли значительно быстрее, чем выдача кредитов (большие ставки дохода привлекали банки).
Кризис в первую очередь коснулся крупных системообразующих банков.
С сентября 1998 года начался для банков период реструктуризации.
Банк России определил пути реструктуризации коммерческих банков разделив все банки на четыре группы:
К первой группе были отнесены все финансово стабильные банки (включая и те банки, которые испытывают определенные трудности), данные банки могли рассчитывать на помощь ЦБ РФ (и помощь была в виде стабилизирующих кредитов).
Ко второй группе относились банки, имеющие высокое экономическое и социальное значение для регионов - они должны были стать «опорными в системе региональных банков».
В третью группу вошли банки, которые целесообразнее было закрывать (высокие издержки) этим должен заниматься ЦБ РФ совместно с организованным Агентством по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).
В четвертую группу входили банки, которые самостоятельно должны были восстанавливать свою деятельность.
Следует отметить, что 70 действующих банков (или более 1 тыс.) и в период кризиса и после кризиса были стабильными; т.к. они:
Укрепление банковской системы и было одной из основных целей ЦБ РФ в после кризисный, да и современный периоды.
Работа по реструктуризации банков, полному восстановлению банковской системы не закончена, активно продолжается.
2 АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА НА ПРИМЕРЕ СБЕРБАНКА РОССИИ
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (Сбербанк России) создан в форме акционерного общества открытого типа в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Учредителем и основным акционером Сбербанка России является Центральный банк Российской Федерации (свыше 60% голосующих акций). Его акционерами являются более 200 тысяч юридических и физических лиц. Сбербанк России зарегистрирован 20 июня 1991 г. в Центральном банке Российской Федерации. Регистрационный номер - 1481.
Фирменное (полное официальное) наименование банка: Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество).
Сокращенное наименование банка: Сбербанк России.
Банк является юридическим лицом и со своими филиалами составляет единую систему Сбербанка России.
Информация о деятельности Сбербанка России по состоянию на 1 апреля 2010г:
- капитал - 727,5 млрд. руб.;
- прибыль - 45,8 млрд. руб.;
- чистая прибыль - 36,1 млрд. руб.;
- кредитный портфель (с учетом МБК) - 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета МБК) - 3329,8млрд.руб.;
- остаток средств на счетах физических лиц - 2 746,0 млрд. руб.;
- остаток средств юридических лиц - 1 414,3 млрд. руб.;
- филиальная сеть, ед.:
- территориальные банки - 17
- отделения - 784
- внутренние структурные подразделения - 19551.
В соответствии с задачами Концепции в течение 2010-2010 гг. Сбербанк России развивался как универсальный коммерческий банк, направляя усилия на совершенствование обслуживания всех групп клиентов, создание системы, устойчивой к возможным экономическим потрясениям, обеспечение необходимого уровня эффективности банковской деятельности в условиях снижения доходности финансовых инструментов и сокращения процентной маржи.
Банк удовлетворял возрастающий спрос физических и юридических лиц на кредитные ресурсы, добился существенного улучшения своих рыночных и экономических показателей.
В условиях усиления конкуренции Банк сохранил доминирующее положение на розничных рынках за счет оптимизации продуктового ряда, проведения гибкой процентной политики.
Для обеспечения развития кредитных операций с населением в Банке создано Управление кредитования частных клиентов, внедрены новые продукты с более гибкими условиями кредитования. За период действия Концепции объем ссудной задолженности физических лиц вырос в 32 раза, его прирост стал сопоставимым с показателями прироста корпоративного ссудного портфеля, а доля розничных кредитов превысила 25% всех кредитов Банка.
Обеспечивая основу для развития долгосрочного кредитования, Банк сконцентрировал усилия на создании целевой структуры ресурсной базы и сформировал рынок долгосрочных вкладов. Ориентируясь на комплексное удовлетворение потребностей клиентов, Банк более чем в 5 раз увеличил объем эмиссии банковских карт, внедрил ряд связанных и инновационных продуктов - овердрафтные карты, систему "Мобильный банк", расширил функции банкоматов по перечислению средств и пополнению счетов, создал основы для расширения каналов продаж в будущем.
В целях совершенствования обслуживания юридических лиц в Сбербанке России сформировано Управление корпоративных клиентов, заложены основы системы персональных менеджеров, создана системная база для работы с VIP-клиентами, внедрены современные технологии дистанционного обслуживания, для многофилиальных организаций - услуги по управлению счетами филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации. Средства юридических лиц остаются одним из важнейших источников ресурсной базы Банка, их доля составляет порядка 25% привлеченных средств.
В целях совершенствования технологий принятия решений
и повышения управляемости Банком осуществлена
крупномасштабная реорганизация филиальной
сети, основными принципами которой стали
переход от административно-
Для организации работы
по управлению кредитным и операционным
рисками в условиях роста ссудной
задолженности и расширения полномочий
низовых звеньев в Банке
Совершенствование модели
управления рисками потребовало
реорганизации контрольно-
Таким образом, целенаправленные усилия по развитию бизнеса и обеспечению эффективной работы банка позволили обеспечить достижение всех финансовых целевых ориентиров - поддерживать рентабельность капитала на уровне 25%-31%, добиться снижения показателя cost/income с 63% до 46%.
Обеспечивая необходимый для развития бизнеса и покрытия рисков запас капитала, Банк использовал экономически эффективные методы увеличения собственных средств. В 2001 году была проведена эмиссия акций, позволившая на треть увеличить номинальную стоимость уставного капитала, а в феврале 2005 года Банк привлек субординированный займ в 1,0 млрд. долларов США сроком на 10 лет, проведена переоценка основных средств.
19 июля 2007 года Правлением Сбербанка России был одобрен Проект Концепции развития Сбербанка России до 2012 года, а 24 июля 2007 года этот проект был единогласно утвержден Комитетом Наблюдательного совета Сбербанка России по стратегическому планированию.
В соответствие с Концепцией Банк использую свои конкурентные преимущества собирается, не только не утратить ведущих позиций на рынке банковских услуг, но и еще более укрепиться в статусе лидера банковского сектора России.
Рассмотрим конкурентные преимущества Сбербанка России.
Одним из главных конкурентных преимуществ Сбербанка России является обширная, диверсифицированная клиентская база. Сотрудничество Банка со всеми группами клиентов позволяет ему успешно управлять ресурсами и минимизировать финансовые риски. Привлекая средства населения, Банк формирует стабильный источник кредитования предприятий различных секторов экономики.
Сбербанк России имеет обширный опыт массового обслуживания клиентов, что позволяет ему оставаться безусловным лидером на розничном рынке банковских услуг и создавать стандарты работы на нем. Наличие отработанных технологий предоставления банковских продуктов позволяет Банку осуществлять большое количество операций и обслуживать значительные финансовые потоки.
Уникальным конкурентным преимуществом Сбербанка России является крупномасштабная сбытовая сеть, включающая операционные подразделения и устройства самообслуживания, которая обеспечивает доступность услуг Банка на всей территории России. Кроме того, разветвленная сеть подразделений обеспечивает Банку возможность комплексного обслуживания по единым стандартам многофилиальных корпоративных клиентов, создает уникальные условия для тиражирования и широкого внедрения современных организационных решений и технологий, а также быстрого продвижения новых банковских продуктов и услуг на всей территории страны.
Значительным конкурентным
преимуществом Сбербанка России
является его расчетная система,
охватывающая территорию всей страны,
позволяющая проводить
Ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе является слаженная работа профессионального коллектива сотрудников Банка. Созданная внутри Банка система обучения сотрудников обеспечивает поддержание квалификации персонала на конкурентоспособном уровне.