Продукция предприятия и её конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы. Данная курсовая работа написана для того, чтобы наглядно увидеть то, какое влияние оказывает проблема качества на конкурентоспособность товара, а, следовательно, и на эффективность производства.
Задачи:
1. рассмотреть показатели качества товара;
2. рассмотреть взаимосвязь качества и конкурентоспособности;
3. рассмотреть факторы, влияющие на качество продукции;
4.описать возможные пути повышения конкурентоспособности товара;
5. рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции;
6. попытаться выявить негативные факторы проблемы качества продукции;
7. применить полученные знания на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретическая часть.
1.1. Основные понятия продукции. Методы, единицы измерения и показатели
продукции………………………………………………………………………………..6
1.2. Качество продукции и его показатели…………………………………………….9
1.3. Факторы, влияющие на качество продукции……………………………………..19
1.4. Сертификация продукции………………………………………………………….20
1.5. Конкурентоспособность продукции………………………………………………22
1.6. Понятие конкурентоспособности продукции………………………………….....22
1.7 Факторы, влияющие на конкурентоспособность…………………………………24
1.8 Обеспечение конкурентности продукции и ее повышения....................................25
1.9. Продукция легкой промышленности и её конкурентоспособность…………….28
1.10. Оценка конкурентоспособности предприятия ОАО ХБК «Шуйские ситцы»...30
Глава 2. Расчетная часть……………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………………39
Список литературы……………………………………………………………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа_3.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

Патентно-правовой уровень  промышленного изделия оценивается  при помощи двух безразмерных показателей: показателя патентной защиты (или патентоспособности) и показателя патентной чистоты.

Официальным документом, свидетельствующим о патентной  защите и патентной чистоте изделия, является патентный формуляр, выполняемый  в соответствии с ГОСТ 2.110-68.

Показатель патентной защиты характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном изделии (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты изделия принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.

Товар обладает патентной  чистотой в отношении данной страны, если он не содержит технических решений, подпадающих под действие патентов, свидетельств исключительного права на изобретения, показные модели, промышленные образцы и товарные знаки, зарегистрированных в этой стране.

При определении показателя патентной чистоты товара необходимо учитывать, что товары, выпускаемые  для реализации только внутри страны, не должны нарушать действующие патенты исключительного права, выданные в Российской Федерации , а изделия, которые могут стать объектами экспорта, не должны нарушать действующие патенты третьих лиц, выданные в предполагаемых странах экспорта.

Для вновь разрабатываемых товаров это требование можно выполнить, обеспечив им патентную чистоту в отношении стран, занимающих ведущее положение в мире в данной области.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Показатели экологичности товара - одни из важнейших свойств, определяющих уровень его качества.

Для обоснования необходимости  учета экологических показателей  при оценке качества продукции проводится анализ процессов ее эксплуатации или потребления для выявления возможности химических, механических, световых, звуковых, биологических, радиационных и других воздействий на окружающую природную среду. При выявлении вредных воздействий указанных факторов на природу группу экологических показателей необходимо включать в номенклатуру показателей, применяемых для оценки уровня качества продукции.

К экологическим показателям  относятся:

O содержание вредных примесей (элементы, окислы, металлы и т.п.) в продуктах сгорания двигателей различных машин, оборудования, агрегатов, комплексов;

O вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции;

O радиоактивность функционирования атомных электростанций и других объектов, связанных с исследованием, "приручением" и использованием атомной энергии;

O уровень шума, вибрации и энергетического воздействия транспортных средств различного назначения и других машин и агрегатов.

При выборе экологических  показателей должны быть отражены требования, выполнение которых обеспечивает поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, а также предупреждение прямого и косвенного вредного влияния результатов эксплуатации или потребления продукции на природу.

Учет экологических  показателей должен обеспечить:

O ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

O сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

O возможность воспроизводства диких животных и поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

O сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов.

Все показатели экологичности  по различным объектам регламентируются в соответствующих нормативных  актах и документах (законах, стандартах, строительных нормах и правилах, инструкциях и т.п.).

В настоящее время ряд международных  организаций (ООН, МАГАТЭ, ИСО, МЭК и  др.) осуществляет постоянный мониторинг за функционированием отдельных  объектов, изменением экологических  параметров окружающей природной среды, здоровьем животного мира. Промышленно развитые страны в последние годы резко ужесточают требования к экологичности объектов. Однако существенных конечных результатов в мировом масштабе эта работа пока не дает. Показатели экологии земного шара продолжают ухудшаться.

В Российской Федерации на основе Закона "Об охране окружающей природной среды", принятом 19.12.1991 г., формируется система правового и нормативного обеспечения проблем экологии.

Показатели  безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и т. п.

Показатели безопасности должны отражать требования, обусловливающие меры и  средства защиты человека в условиях аварийной ситуации, не санкционированной  и не предусмотренной правилами  эксплуатации в зоне возможной опасности.

Для характеристики рассеивания фактических значений определенного показателя качества у разных единиц продукции одного вида применяют показатели однородности, которые используются для оценки стабильности показателей качества в условиях массового и серийного производства продукции.

Чем лучше налажено производство, чем однороднее используемое сырье, материалы, комплектующие изделия, чем стабильнее условия производства, в том числе климатические, тем  меньше разброс возможных значений показателей качества, характеризующих  продукцию.

К показателям однородности, например, относятся: среднеквадратичное отклонение значений показателей качества, размах - разность между максимальным и минимальным результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Факторы, влияющие на качество продукции

На каждом предприятии на качество продукции влияют разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним относятся  такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию  надлежащего качества, т. е. зависят  от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально – психологические.

Технические факторы  самым существенным образом  влияют на качество продукции, поэтому внедрение  новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья – материальная основа для выпуска конкурентоспособной продукции.

Организационные факторы  связаны с совершенствованием организации  производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.

Экономические факторы  обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

Социально – экономические  факторы в значительной мере влияют на создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку  своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

Внешние факторы в  условиях рыночных отношений способствуют формированию качества продукции. Внешняя  или окружающая среда является неотъемлемым условием существования любого предприятия  и является по отношению к нему неконтролируемым фактором. Все воздействие внешней среды можно разделить на следующие отдельные факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, конкурентные, международные и социальные.

Анализ внешней среды  дает возможности организации для прогнозирования ее возможностей, для составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, для разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и для разработки стратегий, которые могли бы превратить внешние угрозы в любые выгодные возможности. Анализ внешней среды необходим в процессе стратегического планирования.

Среди рассмотренных  факторов внешней среды конкурентные факторы занимают особое место. Ни одна организация не может себе позволить  игнорировать фактические или возможные реакции своих конкурентов.

В условиях рыночных отношений  изменяются цели предприятия, которые  объединяют в себе следующие вопросы: обеспечение выживаемости, максимизация загрузки, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства на сегменте рынка, завоевание лидерства по показателям качества товара, достижение конкретного объема сбыта, рост продаж, завоевание расположения клиента.

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Сертификация товара

В условиях российской хозяйственной  практики совершенствование системы  стандартизации и применение международных стандартов обеспечивают необходимые предпосылки для создания систем обеспечения качества, способных существенно повысить конкурентоспособность продукции. Это достигается с помощью сертификации. Сертификация в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандарта.

Сертификация – процедура, по средствам которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется соответствие определенных видов продукции требованиям стандартов. С 1 января 1992 г. для всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и вида деятельности введена сертификация продукции. Сертификация означает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно. Сертификация систем качества осуществляется органами, формируемыми Госстандартом и его институтами. Органы, осуществляющие сертификацию систем качества, не зависят ни от покупателя, ни от производителя. Их задача – дать объективную и авторитетную оценку систем качества. Для этого независимо от вида сертификации (обязательной или по инициативе изготовителя) предусматривается проведение типовых испытаний и государственный надзор за качеством сертификации продукции.

Если результаты испытания  оказались успешными и подтвердили  соответствие продукции требованиям  нормативного документа, то хозяйствующему субъекту-производителю выдается сертификат. Срок действия сертификата устанавливается с учетом срока, на который аттестовано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на 3 года.

Показатели, характеризующими уровень качества продукции, являются удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции в общем объеме выпущенной продукции в оптовых ценах хозяйствующего субъекта без НДС и акцизов.

     У = СП / V × 100%     (10)

    К = СП / V,

где   У – удельный вес,

СП – сертифицированная  продукция,

V – общий объем продукции,

К – коэффициент сертификации.

Эти показатели характеризуют  долю в процентах или уровень  продукции в копейках на 1 рубль  общего объема продукции соответственно требованиям условий внутреннего и внешнего рынка.

Оценка и контроль за соблюдением качества достаточно просты в том случае, если заданное потребительское свойство тоже может  быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность  на удар, изгиб и т. п.). Сложнее эта задача решается в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (например, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как все они различны по своей значимости для разных потребителей.

Один из способов получения  данных об изменении качества товаров  состоит в том, чтобы экспертным способом создать номенклатурный перечень признаков качества, ранжировать их по значимости для потребителя в рамках определенной шкалы весов и сравнить достигнутые уровни показателей с показателями, принятыми за базу сравнения (эталон, стандарт, требования технических условий и т. п.). Расчетная формула сводного индекса качества товаров имеет следующий вид:

   (11)

где     Сi – весовой коэффициент значимости соответствующего признака качества,

Сj – коэффициент весомости товарной группы в общем объеме продаж,

ij – суммирование взвешенных коэффициентов качества по набору i j товаров с учетом нескольких признаков полезности.

Изменение качества проданных  товаров можно оценить путем  косвенных расчетов – через динамику цен реализации товаров, так как  качественные товары продаются по сравнительно высоким ценам.

Информация о работе Продукция предприятия и её конкурентоспособность