Проиводительность труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2015 в 22:58, контрольная работа

Краткое описание

Существуют рынки, где в той или иной степени возможно влияние на условия акта купли-продажи со стороны производителя (покупателя). Факт такого влияния определяет степень рыночной власти, характеризующей рынки несовершенной конкуренции. Если для конкурентных рынков характерны только неценовые формы конкуренции, то отличительной особенностью несовершенных рынков являются ценовые формы борьбы между производителями. Потенциальная способность фирм устанавливать цены на свою продукцию определяет степень монополизации такого рынка.
В зависимости от степени ограничения конкуренции выделяют несколько видов несовершенных рынков: монополия, олигополия и монополистическая конкуренции

Содержание

1. Особенности монополистического рынка. Поведение фирмы в условиях монополии и последствия монополизации. 3
2. Малый бизнес в России и перспективы его развития. 9
Задача № 1 16
Задача № 2 17
Список литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика в6-Р.docx

— 85.97 Кб (Скачать файл)

- строительство – 32.2%;

- обрабатывающее производство 8.4%;

Кроме этого достаточно широко представлены малыми предприятиями такие отрасли как: торговля, транспорт, образование, операции с недвижимостью, охота, рыболовство, лесное хозяйство и т.д.

Начиная с 2007 года вклад малого бизнеса в ВРП (внутренний региональный продукт) области увеличился с 18.1 до 21.2%. Динамика основных показателей по Новосибирской области говорит о том, что малое предпринимательство имеет устойчивую тенденцию для дальнейшего развития [11, c. 63].

 

Таблица 1 – Тенденции развития малого бизнеса в Новосибирской области в 2010-2014 г. 

 

Показатели

2010

2011

2012

2013

2014

1.Доля малого бизнеса  в объеме ВРП области  

18.1

   

20.5

21.2

2. Доля занятых в малом бизнесе от общего числа занятых в экономике области  

16.3

18.6

18.3

 

19.9

3. Доля средств областного  бюджета, выделяемого на поддержку  малого бизнеса в общем объеме  расходов областного бюджета   

0.08

0.06

0.04

0.03

0.03


 

  

 

Мониторинг состояния малого предпринимательства в Новосибирской области показывает на необходимость реализации мер, направленных на поддержку малых предприятий, а именно – содействие роста фондовооруженности субъектов малого бизнеса; содействие развитию инновационных технологий сферы; содействие внедрению передовых форм предпринимательской деятельности.

Развитие малого бизнеса в России имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

- мелкий бизнес позволяет  заполнить все российские рынки  и наиболее полно удовлетворять  потребности населения в товарах  и услугах;

- для создания мелких  фирм не требуются крупные  инвестиции и длительный срок  их сооружения;

- развитие мелкого бизнеса  – это одно из действенных  направлений антимонопольной политики  и обеспечения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще  в управлении, им не требуется  создавать сложные управленческие  структуры;

- мелкие фирмы могут  быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую  технологию, проводить частичную  или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания  автоматизированного и ручного  труда;

- развитие мелкого бизнеса  позволяет в значительной степени  решить или смягчить проблему  безработицы;

- с развитием мелкого  бизнеса появляется средний класс  и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации  экономики и наведении элементарного  порядка в стране;

- малый бизнес отличается  от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

- в современных условиях  Российской Федерации, когда процесс  становления малого бизнеса находится  на начальном этапе, его дальнейшее  развитие в количественном и  качественном плане является  важнейшим фактором поступательного  подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

- более полное удовлетворение  потребностей граждан в продукции  и услугах;

- улучшение качества обслуживания;

- более высокая удовлетворенность  людей, особенно высокообразованной  рабочей силы, своим трудом, рассматривающих  свою работу, прежде всего, как  средство самовыражения;

- формирование среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;

- формирование многочисленного  класса мелких собственников, которые  в наибольшей степени заинтересованы  в обеспечении порядка и стабильности  в обществе и экономике;

- снижение забастовок  и социальной напряженности в  обществе.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что под малым бизнесом (малым предпринимательством) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, конституирующие сущность этого понятия. В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. В России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.

Малый бизнес выполняет ряд важнейших экономических и социальных задач. Помимо налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, малый бизнес развивает экономический сектор, создает дополнительные рабочие места, способствует конкуренции [9].

Решающее значение для развития малых форм предпринимательской деятельности играет:

1. Качество правовой базы  малых предприятий;

2. Эффективность государственной  поддержки;

3. Объективные условия  функционирования малых предприятий.

Следует отметить, что фискальный подход к этому сектору экономики, направленный на изъятие 70-90% доходов малого предприятия практически сводит на нет попытки стимулирования, которые имеются в действующем законодательстве. Несовершенство правовой базы, непродуманная налоговая политика, нестабильность кредитно – финансовой системы - все это объективно выталкивает малый бизнес из сферы легальных действий. Выборочное обследование малых предприятий показывает, что нехватка финансовых ресурсов – хронически узкое место малого предпринимательства. Именно нехватка оборотных денежных средств является наиболее острой финансовой проблемой малого бизнеса.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Выясняется, что на данном этапе развития МБ в качестве основных проблем выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

В последнее время в экономической политике России все больший акцент делается на развитие малого и среднего бизнеса, молодежного предпринимательства и инновационных проектов. Инновации – двигатель экономики, именно они позволят диверсифицировать экономику и сделать ее рост более эффективной, что, в свою очередь, будет способствовать повышению уровня жизни населения.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

Следует сделать вывод, что государству необходимо поддерживать малый бизнес. Увеличение количества малых предприятий – это реальный шаг по обеспечению условий для экономического роста страны.

 

Задача № 1

 

Спрос и предложение на рынке описывается следующими уравнениями:

Qd = 70 – 2p.

Qs = 10 + р.

Правительство ввело налог на потребителей в размере 9 долл. за единицу.

Определите равновесную цену и равновесный объем производства. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем  после введения налога. Изобразите рыночное равновесие на графике.

 

Решение:

 

Найдем равновесную цену, которая "должна" сформироваться на рынке до введения налога. То есть уравняем спрос и предложение. 

70-2P = 10+P  откуда Р = 20 

Теперь предположим, что цена механически выросла на 9 долларов (см. комментарий), откуда спрос при цене Р = 20 + 9 = 29 составит QD=70-2P = 70 - 29 * 2 = 12

Соответственно, с 12 единиц товара будет собрано  
12 * 9 = 108 долларов налога  

Падение продаж производителей составит (используем формулу предложения для определения "старого" объема производства QS = 10 + P и вычтем "новый" спрос) (10 + 20) - 12 = 18 единиц товара 

Ответ: 

а) "старая" цена 20, "новая" цена 29, "старый" объем производства 30, "новый" 12 

б) доход государства составит 108 долларов 

в) объем производства упадет на 18 единиц товара 

 

Задача № 2

 

Коэффициент эластичности спроса по цене равен  0,8. Определите, насколько изменится объем спроса и объем выручки фирмы, если:

А) цена снизится на 4%;

Б) если цена возрастет на 10%.

Определите тип эластичности спроса.

 

Решение:

Е=ДельтаQ / Дельта

Р=0,8.

Дельта Q / 0,04=0,8.

Объем спроса изменился на 0,032, то есть на 3,2%.

Судя по Ed=0,8, спрос неэластичный. Значит, с падением цены будет снижение выручки.

Выручка 1=1*1=1.

Выручка 2=0,96*0,968=0,929.

Ответ: выручка снизилась на 7%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А. Экономическая теория: Учебник. – М: Эксмо, 2008. – 608 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория – 5-е изд. – Учебник – М.: Омега –Л., 2010.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория Учебник. – М.: ПРОСПЕКТ, 2010.– 544 c.
  4. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): учебник: - М.: Инфра-М, 2007.
  5. Гусейнов Р.М., Семенихина В.А. Экономическая теория: Учебник  - М.: Омега –Л., 2007.
  6. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория: Учебник – М.: КноРус, 2008.
  7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой,  А.Ю. Юданова. – М.: Кнорус, 2006. – 624 с.
  8. Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. – М.: Кнорус, 2010, 798 с.
  9. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики/ Р.М. Нуреев. – М.: Норма, 2006. – 561 с.
  10. Океанова З.К. Основы экономической теории. Учеб. пособие. – М.: Форум, 2009. 320 с.
  11. Сборник задач по микроэкономике / под ред. Р.М. Нуреева. – М.: Норма-Инфра-М – 2002. –432 с.
  12. Самуэльсон Пол Э., Нордхаус Д. Вильям  Микроэкономика, 18-е изд. : Пер. с англ. – М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2008.  – 752 с.
  13. Семенихина В.А. Микроэкономика: Учеб. Пособие / В.А. Семенихина. -  Новосибирск: СИФБД, 2003. – 235 с.
  14. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика: Учеб. пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 384 с.
  15. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, ВЕЛБИ,  2010. – 608 с.
  16. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. – 4-е изд., перераб. и доп.. – М.: Экономист, 2008. – 831 с.
  17. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – 3-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 544 с.
  18. «Гарант» – справочно-правовая система - http://www.park.ru
  19. «Консультант Плюс» - http://www.consultant.ru

Информация о работе Проиводительность труда