Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2013 в 20:50, контрольная работа
Производительность труда является одним из важнейших качественных показателей работы предприятия, выражением эффективности затрат труда. Выявление резервов и путей повышения производительности труда должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия. Анализ производительности труда позволяет определить эффективность использования предприятием трудовых ресурсов и рабочего времени.
Рост производительности труда означает: экономию овеществленного и живого труда и является одним из важнейших факторов повышения эффективности производства.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Производительность труда…………………………………………………4
2. Факторы роста производительности труда………………………………..6
3. Оценка персонала в организации…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………16
Список используемой литературы…………………………………………..17
Люди с более высокой
общеобразовательной
Важным фактором повышения эффективности производства являются духовный рост людей, социальная активность, как отдельных участников общественного производства, так и целых коллективов на основе развития демократии.
Для разработки системы мотивации отправной точкой является реальная оценка персонала: кто и как выполняет свои функциональные обязанности, какова оплата выполняемой работы, как оценивать вклад каждого и на этой основе предложить возможные пути повышения эффективности их работы. Это анализ ситуации с целью выявления соответствия квалификации персонала выполняемым функциям.
Регулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных решений о повышении заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении. При увольнении наличие задокументированных данных о систематическом неудовлетворительном выполнении увольняемым сотрудником своих должностных обязанностей значительно облегчает положение организации в случае судебного разбирательства.
Основными задачами оценки работы персонала являются:
1. Определение потенциала работника и оценка фактического его использования.
2. Установление требований к результативности труда для каждого рабочего места и критериев их оценки.
3. Разработка политики проведения оценок результативности труда.
4. Сбор информации и оценка результативности труда.
5. Обсуждение результатов оценки с работником.
6. Принятие решения о дальнейшем использовании работника.
Известно, что оценивать персонал можно прямыми и косвенными оценками. Прямые непосредственно отражают достигнутые работником результаты труда, сопоставимые с целями организации. Косвенные, как правило, характеризуют качества самого работника, которые связаны с результатами его деятельности функциональной зависимостью: квалификацию, профессиональные навыки, деловые качества.
Сложность применения косвенных оценок состоит в проблеме установления самой функциональной зависимости между качествами работника и результатами его деятельности. Поэтому на предприятии предлагается проводить оценку персонала по результатам труда.
По предлагаемой методике вначале определяют функции и сферы ответственности каждого конкретного работника, исходя из должностных инструкций. Затем – стандарты исполнения, которые выбираются для каждого работника, исходя из общих целей фирмы, конкретных и перспективных задач, стоящих перед подразделением, и условий рабочего места. Полученные в процессе оценки коэффициенты напрямую увязывают с заработной платой работников. Степень реализации целей показывает, насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ресурсы и прежде всего персонал.
Так, в качестве основных показателей, характеризующих результаты деятельности подразделения, выступают:
- выполнение планового задания по объему и номенклатуре продукции (услуг);
- качество продукции (услуги);
- производительность труда;
- сроки выполнения работ.
Оценка труда производится
по объективным показателям, характеризующим
деятельность коллектива подразделения,
дополняется оценкой его вклада
в работу подразделения. Для этого
в функциональные обязанности руководителя
должны входить: планирование работы коллектива;
подбор, расстановка и подготовка
кадров; контроль и оценка деятельности
работников; стимулирование творческой
работы подчиненных. Оценка руководителя
подразделения может
Система оценки результативности
труда должна обеспечивать точные и
достоверные данные. Чем она строже
и определенней, тем выше вероятность
получить достоверные и точные данные.
Специалисты рекомендуют
- установить стандарты результативности труда по каждому рабочему месту и критерии ее оценки;
- выработать политику проведения оценок результативности труда, то есть решить, когда, сколь часто и кому следует проводить оценку;
- обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
- вменить в обязанности лицам, производящим оценку, собирать данные по результативности труда работников;
- обсудить оценку с работником;
- принять решение и задокументировать оценку.
Наиболее важным инструментарием при оценке персонала являются критерии оценки. Понятно, что для всех категорий должностей не может быть применено единых критериев, единой системы оценки. Но все критерии, применяемые в современной практике условно подразделяются на 4 группы:
- профессиональные;
- деловые;
- морально-психологические;
- интегральные.
Профессиональные критерии - это характеристики профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального опыта работника, его квалификации, результативности и эффективности труда.
Деловые критерии - характеризуют организованность, ответственность, инициативность, предприимчивость и т.п.
Морально-психологические критерии - развивают такие особенности работника, как способность к самооценке, честность, справедливость, психологическая устойчивость.
Интегральные критерии - это характеристики, которые получают на основе многих других присущих работнику качеств и показывают на его авторитет, состояние здоровья, общую культуру, культуру мышления и языка и т.д.
Исходя из выбранных критериев, при оценке деятельности работника используются следующие методы:
- метод аналитической оценки, при котором аттестационная комиссия рассматривает письменную характеристику - отзыв на работника, и проводит с ним собеседование;
- метод системы оценок, при которой проходит ранжирование персонала, в результате которого руководитель (аттестационная комиссия) в состоянии сравнить работников между собой с последовательными выводами;
- метод ситуационной оценки - в качестве шкалы для оценки используется описание поведения работника в конкретной производственной ситуации, для чего разрабатывается описание эффективных и неэффективных примеров поведения во времени;
- метод оценки по достижению целей - ориентация на достижение конкретных целей, стоящих перед предприятием (организацией) и выполнении задач, стоящих перед работником в соответствии с занимаемого им рабочего места.
Одна из важнейших методических проблем - кто должен оценивать работника. В практике большинства фирм США этим занимается менеджер - управляющий. Кроме него в ряде случаев этим занимаются:
- комитет из нескольких контролеров. Такой подход имеет то преимущество, что он исключает предвзятость, возможную при проведении оценки одним начальником;
- коллеги оцениваемого. Чтобы эта система приносила плоды, необходимо, чтобы они знали уровень результативности его труда, верили друг другу и не стремились выиграть один у другого возможность повышения зарплаты и повышения по службе;
- подчиненные оцениваемого;
- кто-либо, не имеющий непосредственного отношения к рабочей ситуации. Этот вариант требует больших затрат, чем другие, и в основном используется для оценки работника на каком-либо очень важном посту. Возможно использование подобного варианта также в случаях, если' необходимо бороться с обвинениями в предвзятости и предрассудках. Следует принять во внимание, что при использовании данного подхода лицо, производящее оценку, не будет иметь такого объема информации, как при предшествующих четырех вариантах;
- самооценка. В данном случае - работник оценивает себя при помощи методов, используемых другими оценщиками. Этот подход используется скорее для развития навыков самоанализа у работников, нежели для оценки результативности труда;
- использование комбинации перечисленных форм оценки: оценка контролера может быть подтверждена самооценкой, а результаты оценки начальником могут сравниваться с оценкой подчиненных или коллег. Двухстороннее (оценщик - оцениваемый) обсуждение результатов оценки дает хорошие предложения для высшего руководства.
Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить “трудный коллектив”, как в психологическом так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом.
В другом примере - сотрудник, которого можно позвать “душа - человек” или “рубаха - парень”, умеющий найти общий язык и подход к каждому, как специалист или руководитель может оказаться никчемным, что в конечном итоге отрицательно может повлиять на выполнение производственной задачи и цели.
Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и в конечном итоге получения положительных результатов как деятельности предприятия так и каждого из сотрудников.
Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Заключение
По мере накопления людьми опыта, знаний, раскрытия законов природы, овладения ими и их использования происходит последовательное повышение производительности труда.
Производительность труда - это плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей, измеряемая количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции, или количеством продукции, производимой в единицу рабочего времени (час, день, месяц, год).
Рост производительности
труда обеспечивает предприятиям и
всему общественному
Используемые в настоящее время системы управления предприятием требуют придавать все большее значение подбору, подготовке и оценке персонала, от которого будет зависеть эффективность работы производства. Общим признаком для всех систем оценки персонала является периодическое оценивание работника по широкому кругу вопросов, связанных как с его профессиональной деятельностью, так и с деловыми и личностными качествами.
Деловая оценка качества персонала
организации – это
Список используемой литературы
1. В.В. Адамчук, О.В. Ромашов: ‘Экономика и социология труда’. 2000г.
2. Н.Л. Зайцев: ‘Экономика промышленного предприятия’. Учебное пособие. 2001г.
3. О.И. Волков, В.К. Скляренко: ‘Экономика предприятия’. Курс лекций. 2002г.
4. В. Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности: Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.
5. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.
6. Как оценить специалиста? // Управление персоналом. 1998, №9.
7. Организация и оценка персонала. // Служба кадров. 1999, №№1,2.
8. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. М.: ИНФРА-М, 1997.
Информация о работе Производительность труда и оценка персонала в организации