Производственная программа предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию, т.к. именно на предприятии создаётся продукция, выполняются работы, оказываются услуги.
Предприятие – это хозяйствующий субъект рынка, обладающий юридической, производственной и финансовой самостоятельностью, основанием которого является профессионально организованный коллектив, владеющий производственными средствами и предметами труда, позволяющими ему выпускать продукцию, оказывать услуги и выполнять работы определенного характера и назначения в необходимом количестве, качестве и ассортименте.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………
Глава 1. Понятие производственной программы…….
Сущность производственной программы…………………………….
Принципы планирования……………………………………………………
Глава 2. Разработка производственной программы………
2.1 Варианты производственной программы предприятия…………………
2.2 Условия оптимальной производственной программы предприятия…
2.3 Формирование производственной программы предприятия……..
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya PPP.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

 

«Производственная программа предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………….……………………………………………

Глава 1. Понятие производственной программы…….

    1. Сущность производственной программы…………………………….
    2. Принципы планирования……………………………………………………

Глава 2. Разработка производственной программы………

2.1 Варианты производственной программы предприятия…………………

2.2 Условия оптимальной производственной программы предприятия…

2.3 Формирование производственной программы предприятия……..

Заключение…………………………………………………………………….

Список использованных источников………………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию, т.к. именно на предприятии создаётся продукция, выполняются работы, оказываются услуги.

Предприятие – это хозяйствующий субъект рынка, обладающий юридической, производственной и финансовой самостоятельностью, основанием которого является профессионально организованный коллектив, владеющий производственными средствами и предметами труда, позволяющими ему выпускать продукцию, оказывать услуги и выполнять работы определенного характера и назначения в необходимом количестве, качестве и ассортименте.

Цели функционирования предприятия: получение прибыли, удовлетворение потребностей населения, выполнение обязательств перед государством. Предприятие начинает разработку программы с определенной сферы деятельности и рассчитывает для себя объем производства основанный на исследовании и мониторинге рынка данного товара финансовых возможностей фирмы и мощности предприятия.

Производственная программа – основная составная часть плана предприятия, определяющая объём и состав продукции, которая должна быть произведена в плановом периоде.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время для эффективного управления предприятием специалисту необходимы глубокие экономические знания, грамотность и компетентность в организации производства, умение определять требования рынка, рассчитывать как запланированные объемы производства, затраты и цены на товар повлияют на доходность предприятия.

 

         

В настоящее время неизмеримо вырос интерес предприятий к подготовке лиц, умеющих квалифицированно проводить расчеты технико-экономических показателей. Поэтому на передовых предприятиях создаются постоянные подразделения, которые заняты анализом и расчетами экономической деятельности.

В научных трудах зарубежных и отечественных исследователей дискутируются вопросы о конкретном содержании, направленности, задачах и организационном обеспечении планирования производства и реализации продукции предприятия. Проблемы управления ПП в условиях динамичной и неопределенной среды рассматривали многие зарубежные экономисты: Р. Акофф, И. Ансоф, Г. Друкер, А. Ильин, Э. Долан, М. Портер, Т. Коно, А. Кульман, М. Мескон, А. Маршалл, Я. Монден, Г. Форд, А. Файоль и др. В разное время вопросами оптимизации планов производства занимались такие отечественные исследователи, как А. Г. Аганбегян, К. А. Багриловский, М. И. Бухалков, О. А. Бабордина, И. Т. Балабанова, Н. Д. Кондратьев, Г. А. Краюхин, Ю. А. Львов, Э. А. Уткин, А. Д. Шеремет и многие другие.

Цель курсовой работы раскрыть роль производственной программы в эффективной экономической деятельности предприятия. Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотреть теоретические и методологические аспекты разработки производственной программы предприятия; раскрыть роль производственной программы в экономической деятельности предприятия; провести анализ производственной программы.

Объектом курсового исследования является экономическая деятельность предприятия

Предметом - производственная программа, как результат данной деятельности

 

 

 

 

Глава 1. Разработка производственной программы предприятия

1.1.Сущность производственной программы

 

Одним из важнейших разделов плана предприятия является производственная программа, или план производства и реализации продукции.

Производственная программа представляет собой результат выбора оптимального плана производства и реализации продукции с учетом влияний факторов внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта.

Производственная программа формируется промышленными предприятиями на основе государственного заказа; заказов потребителей; потребительского спроса, выявленного в процессе изучения рынка. 
План производства продукции (производственная программа) определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, ее качества, прибыли, уровня рентабельности.

По мнению Е. П. Михалева, планирование на предприятии, или внутрифирменное планирование, - это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени. В рыночной экономике план, определяющий объем и ассортимент выпускаемой продукции, играет ключевую роль во внутрифирменном планировании.

Производственная программа обусловливает задание по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. 
Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Разработка производственной программы ведется в следующей последовательности:

- службой маркетинга или другим структурным подразделением предприятия изучается рынок;

- определяются номенклатура и ассортимент продукции, объем ее поставок в натуральном выражении, согласно заключенным договорам. Составляется план поставок продукции по потребителям в натуральном выражении;

- на основе объема поставок и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении;

- объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям: группам оборудования, участкам, цехам, предприятию в целом;

- на основе объемов производства продукции в натуральном выражении рассчитывается товарная и реализованная продукция в стоимостном выражении. После этого составляется график отгрузки продукции по срокам, указанным в договорах с заказчиками.

          Планирование производственной программы производится по основным цехам предприятия.

Производственная программа рассчитывается в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных показателях.

Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой продукции (наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску), а также ее ассортиментом (разновидность изделий (по видам, типам, сортам, размеру и т.д.) в разрезе номенклатуры). 
Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На ряде предприятий применяют двойные измерители.

Условно-натуральные измерители применяются для измерения объема производства однородных деталей, различных по материалоемкости или другому признаку. Так, планирование добычи различных видов топлива производится в тоннах условного топлива; стеновых материалов - в миллионах штук условного кирпича; производство консервов - в условных банках.

Трудовой измеритель объема производства, выражаемый в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, используется для определения численности работников, норм выработки, размера оплаты труда, для планирования производственных программ других цехов и иных целей.

Стоимостные (денежные) измерители являются обобщающими и служат для определения общего объема производства, планирования товарной, валовой и реализованной продукции.

Планирование производства и реализации продукции (работ, услуг) в натуральном выражении дает возможность согласовывать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребностью в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные показатели не позволяют определить общий объем и структуру производства, рассчитать затраты, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Для этих целей требуется разработка плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении включает в себя товарную, валовую и реализованную продукцию.

Товарная продукция - продукция, которая предназначена для реализации и служит базой для расчета валовой и реализованной продукции и включает стоимость запланированных к выпуску готовых изделий (принятых отделом технического контроля, укомплектованных и сданных на склад готовой продукции предприятия); полуфабрикатов, комплектующих деталей и сборочных единиц, предназначенных для реализации на сторону по кооперативным поставкам; капитального ремонта, выполненного собственными силами, а также изделий и запасных частей, изготовленных для капитального ремонта, капитального строительства и собственных непромышленных хозяйств предприятия; инструментов и приспособлений для собственного производства.

Товарная продукция в большинстве отраслей промышленности, кроме предприятий пищевого комплекса, определяется по заводскому методу, то есть в объем товарной продукции не включается стоимость готовых изделий, полуфабрикатов, изготовленных предприятием для собственных нужд. 
Товарная продукция рассчитывается в оптовых ценах предприятия и в сопоставимых ценах. Первые используются для увязки плана производства с финансовым планом, вторые - для определения темпов, динамики и изменения структуры производства.

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов прибыли, рентабельности и других показателей эффективности производства. 
        Валовая продукция - это стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени. Валовая продукция отличается от товарной продукции на величину изменения остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода. Валовая продукция включает стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, в том числе незавершенное производство, и оценивается в сопоставимых, неизменных на определенную дату, ценах предприятия.

Незавершенное производство - незаконченная производством продукция: заготовки, детали, полуфабрикаты, находящиеся на рабочих местах, контроле, транспортировке, в цеховых кладовых в виде запасов, а также продукция, не принятая отделом технического контроля и не сданная на склад готовых изделий;

Показатели валовой и товарной продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности предприятий, имеют общий недостаток. Они не дают точного представления о вкладе предприятия в конечный результат хозяйственной деятельности, поскольку в их состав включается стоимость материальных затрат (на отдельных предприятиях - 80-90% от величины издержек). Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции. 
       Чистая продукция - вновь созданная на предприятии стоимость. В нее не включаются издержки предприятия на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии, а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг).

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль предприятия. 
Показатели чистой и условно-чистой продукции служат для анализа структуры производственной программы, планирования фонда оплаты труда. 

Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к поставке по плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами и потребителями продукции через собственную сбытовую сеть. Реализованная продукция характеризует валовой доход предприятия (Вд) в плановом периоде.

В состав остатков нереализованной продукции на начало года входят: 
- готовая продукция на складе, в том числе отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк;

- отгруженные товары, срок оплаты которых не наступил;

- отгруженные товары, не оплаченные покупателем в срок;

- товары на ответственном хранении у покупателя.

Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий), помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Информация о работе Производственная программа предприятия