Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:05, курсовая работа
Денежно-кредитная политика является, как известно, одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Данная политика имеет национальный и региональные аспекты. До 70-х годов предыдущего столетия в теориях регионального экономического развития основное внимание уделялось наличию реальных ресурсов: природных, рабочей силы, производственных мощностей. В то же время значимость финансовых ресурсов недооценивалась.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ 5
1.1 Кредит: понятие, источники, функции 5
1.2 Принципы организации кредитной системы 7
2. СОВРЕМЕННАЯ КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ 9
2.1 Структура кредитной системы 9
2.2 Специализированные финансово- кредитные учреждения 13
3.1.Пути создания 22
3.2 Перспективы развития кредитной системы 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
В 1988 г. начался второй этап банковской реформы, который ознаменовался созданием коммерческих банков на паевой и акционерной основах. На этом этапе необходимо было решить две основные задачи:
создать новый механизм денежно-кредитного регулирования, который позволял бы правительству воздействовать на основные макроэкономические пропорции в условиях отказа от централизованного планирования;
сформировать
К августу 1990 г. в стране действовало 202 коммерческих банка. Для этого периода характерен крайне либеральный подход к созданию новых банков. В 1990 - 1991 гг. процедура открытия банка в России практически ничем не отличалась от процедуры открытия кооператива.
Создание негосударственных
Радикальные изменения, которые произошли
в банковской системе, были закреплены
в разработанном на этом этапе
специальном банковском законодательстве.
Принятые Верховным Советом РСФСР
законы РСФСР 2 декабря 1990 г. № 394-1 "О
Центральном банке РСФСР (Банке
России)" и № 395-1 "О банках и
банковской деятельности в РСФСР"
стали законодательной основой
новой банковской системы, базирующейся
на рыночных принципах. В тот момент
они оценивались как наиболее
прогрессивные в блоке принятых
экономических законов, что ознаменовало
утверждение либеральных
3.2 Перспективы развития кредитной системы
В 2006 г. Банк России продолжит
проведение денежно-кредитной политики
в рамках режима управляемого плавающего
курса рубля. Курсовая политика будет
по-прежнему направлена на сглаживание
резких колебаний обменного курса,
связанных с краткосрочными изменениями
рыночной конъюнктуры и не обусловленных
действием фундаментальных
В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 г. Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.
В 2006 г. Банк России намерен
продолжить работу по совершенствованию
системы инструментов денежно-кредитной
политики, чтобы оперативно и адекватно
реагировать на изменение ситуации
в денежно-кредитной сфере при
различных сценариях социально-
Несмотря на то, что в
следующем году прогнозные показатели
платежного баланса по всем сценариям
социально-экономического развития характеризуются
заметным приростом международных
резервов РФ и сохраняется устойчивость
состояния бюджетной сферы, конкретный
набор инструментов денежно-кредитной
политики, которые будут востребованы
в этот период, в существенной мере
будет зависеть от факторов, имеющих
высокую степень
Вместе с тем действия Банка России, направленные на формирование условий для развития межбанковского рынка и постепенного перехода к более гибкому курсообразованию и системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, предопределяют совершенствование и развитие инструментов денежно-кредитной политики с учетом приоритета рыночных инструментов в сочетании с использованием инструментов постоянного действия.
В 2006 г. Банк России продолжит
использование операций с собственными
облигациями в качестве инструмента
стерилизации избыточного денежного
предложения. В результате принятия
федерального закона, упрощающего процедуру
эмиссии облигаций Банка
Размещение собственных облигаций будет проводиться на стандартный срок (6 месяцев) и в соответствии с унифицированным графиком (15-е число последнего месяца каждого квартала) с последующим регулярным доразмещением;
На аукционах новые выпуски ОБР будут размещаться как на основе продажи за денежные средства, так и путем обмена уже обращающихся выпусков ОБР. Данная схема предполагает поддержку постоянного срока обращения выпусков и аккумуляцию ликвидности в ограниченном числе выпусков облигаций Банка России;
В период обращения выпуска ОБР со сроком до погашения от 3 до 6 месяцев Банк будет выставлять двусторонние котировки купли-продажи облигаций, тем самым осуществляя функции маркетмейкера. В результате участникам рынка будет предоставлена возможность покупки выпуска из не размещенного ранее остатка, а также в случае необходимости продажи выпуска Банку России.
Такая политика обеспечит минимальный стартовый уровень ликвидности выпусков, а также будет способствовать дальнейшей активизации операций кредитных организаций с ОБР.
Банк России в следующем году также будет использовать депозитные операции в качестве инструмента связывания свободных денежных средств кредитных организаций на краткосрочном сегменте рынка.
В 2006 г. Банк России будет
применять рыночные инструменты
и инструменты постоянного
В 2006 г. действия Банка будут
направлены на дальнейшую унификацию,
совершенствование и повышение
доступности механизмов предоставления
и изъятия ликвидности. Эффективности
воздействия указанных
Деятельность Банка по
совершенствованию платежной
Банк России будет продолжать
работу по развитию методологической
базы в области платежных систем,
проведению мероприятий по расширению
безналичных платежей, внедрению
современных технологий и методов
передачи информации, обеспечению эффективного,
надежного и безопасного
Ключевым моментом в развитии
платежной системы Банка России
будет осуществление
Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, а также клиринговые (неттинговые) расчеты, осуществляемые небанковскими кредитными организациями.
Будут также поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать их распределению в РФ.
Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.
Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.
Банк России намерен продолжить
осуществление мониторинга
В соответствии с современными международными подходами Банк намерен совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.
Учитывая существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической инфраструктуры платежной системы. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно - программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика
наряду с бюджетной, структурной
и налоговой политикой является
в руках государства важнейшим
инструментом регулирования экономики
в целях обеспечения
Банковская система по отношению к денежно-кредитной политике играет двойственную роль: с одной стороны, банковская система является передающим звеном монетарной стратегии, с другой стороны, ликвидность и финансовая устойчивость кредитных организаций нередко выступают в качестве одной из целей или объектов такой политики.
В современном понимании денежно-кредитная политика имеет своим основанием как минимум три элемента: эластичную денежную массу, состоящую не только из наличных денег, но и из банковских депозитов; развитые кредитные учреждения, осуществляющие безналичные расчеты, операции с валютой, векселями, государственными и корпоративными ценными бумагами; единый эмиссионный и регулирующий орган, именуемый центральным, национальным или государственным банком. Традиционно для регулирования применяются такие монетарные инструменты, как учетная политика центрального банка, операции на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.
Учетная политика, или политика рефинансирования коммерческих банков, всегда играла значительную роль в монетарной политике государства. Изменяя ее, центральные банки развитых стран регулируют банковскую ликвидность, и в конечном счете оказывают воздействие на экономическую ситуацию в стране.
Банковский сектор России сегодня подходит к тому рубежу, после которого он либо приобретет новый импульс и новое качество своего развития, либо как финансовый посредник экономики постепенно будет оттесняться на вторые роли.
Данный тезис подтверждается двумя основными тенденциями. С одной стороны, в последнее время наблюдается снижение темпов развития банковского сектора: замедление темпов роста всех видов кредитования, отстаивание прироста банковского капитала от темпов роста активов, относительно невысокие темпы прироста вкладов населения, которые в 2005 г. остаются практически на уровне прошлого, неблагоприятного для данного рынка, года. С другой стороны, все активнее развиваются небанковские финансовые посредники, трансграничное кредитование, рынок корпоративных облигаций и т. п.
Темпы роста кредитов физическим лицам по итогам 2005 г. составляет 70% против 110% в 2003 и 2004 гг., темпы роста кредитов корпоративным клиентам – 27% против 40% в 2003 – 2004 гг. Темпы прироста активов банковской системы в 2004 – 2005гг. на 5 – 10 процентных пунктов опережали темпы прироста капитала банковской системы. Среднегодовые темпы роста вкладов населения снизились с 50% в 2001 – 2003 гг. до 30 – 35% в 2004 – 2005 годах.
Отдельного рассмотрения при разработке долгосрочных программ развития банковского сектора требуют программы развития ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня достаточно трудно делать прогнозы в отношении ожидаемых темпов роста данных сегментов рынка, так как не все здесь зависит от банков
Информация о работе Пути создания и перспективы развития кредитной системы РФ