Развитие франчайзинга в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 06:35, доклад

Краткое описание

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его для сбыта швейных машин. В России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах прошлого века, когда практически одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.

Вложенные файлы: 1 файл

франчайзинг.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ТУРИЗМА B СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

(г. Москва) (филиал)

 

Доклад

 

по дисциплине: «Организация предпринимательской деятельности»

Тема: «Развитие франчайзинга в России».

 

 

                                                                         Студент Ахапкина С.М., ЭВ-5   

                                                                       ФИО, курс


     


                                                                                    Дата сдачи на кафедру

                

                                                                  Подпись студента

          Преподаватель                                          


                                                                    ФИО, уч. степень и звание

 

                                                                                      Дата проверки, оценка


                                                         Подпись руководителя

Москва

2012 г.

Введение.

История развития франчайзинга за рубежом насчитывает  уже полтора века - с тех пор, когда Зингер впервые применил его  для сбыта швейных машин. В  России интерес к этому экономическому инструменту возродился в 90-х годах  прошлого века, когда практически  одновременно возникло несколько франчайзинговых систем - отечественных и с участием иностранного капитала. Однако чрезмерные надежды на развитие франчайзинга не оправдались. Сегодня имеет смысл проанализировать возникшие проблемы и причины, которые привели к их возникновению.

Мировая практика доказала, что франчайзинг  – это один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже  добившихся успеха и желающих развивать  свой успех и дальше.

С другой стороны франчайзинг - это  наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего  бизнесмена, даже для человека, никогда  не занимавшегося бизнесом.

Франчайзинг на сегодняшний день - развивающийся  и перспективный вид предпринимательства. По статистике, из 100 вновь открывшихся  предприятий в течение года закрываются  около 80, в то время как из 100 компаний, работающих на условиях франчайзинга (готового бизнеса), продолжают успешно  вести свою деятельность порядка 90.

 

 

 

 

 

 

Франчайзинг в России.

Франчайзинг - это система бизнеса, состоящая из компании франчайзора, которая разработала, успешно применила и продает элементы своего собственного тиражируемого бизнеса, и компаний или индивидуальных предпринимателей (франчайзи), которые купили у франчайзора право пользования его товарным знаком и методами ведения бизнеса.

Фактически  суть франчайзинга заключается в  обмене: франчайзор отдает франчайзи  право пользоваться известным брендом, обучает секретам своего бизнеса  и предоставляет определенные гарантии надежности бизнеса, так как на практике доказана его успешность. В ответ  франчайзи делится с франчайзором своими деньгами и, в какой-то степени, своей независимостью.

Франчайзинг обеспечивает:

- развитие  малого бизнеса и отдельных  отраслей хозяйства за счет  внедрения инноваций и усиления  эффективности действий органов  власти;

- повышение  общей культуры отношений между  предпринимателями посредством  создания комплексной системы  практического обучения без внедрения  специальных учебных структур  и программ;

- решение  проблемы занятости населения  за счет создания новых рабочих  мест;

- развитие  внешней торговли;

- привлечение  иностранных инвестиций.

По  темпам развития франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ, на территории страны работает более 20 000 франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. Для рынка франчайзинга в 2011 году характерен рост предприятий в ритейле (57%) и сфере общественного питания (16%).

В связи с ростом интереса к франчайзингу в России в 1997 году была образована Российская Ассоциация Франчайзинга –  некоммерческая организация, взявшая  на себя функции информационного  форума, юридического консультанта, центра проведения семинаров и конференций.

  Направления деятельности РАФ

Основными направлениями работы организации  являются:

- предоставление информационных услуг и консультаций по вопросам предпринимательства в сфере франчайзинга;

- обучение потенциальных франчайзи;

- посредничество, включающее поиск партнеров, ведение переговоров и оформление договоров;

- популяризация франчайзинга в России, организация публичных мероприятий.

Отдельным направлением является международная  деятельность РАФ. Она включает консультирование российских/иностранных компаний по вопросам адаптации франшизных схем к условиям рынка – особенностям предпринимательской культуры, законодательной, социальной и экономической базы.

Франшиза

Франшиза (франчайзинговый пакет) - система, приобретаемая у франчайзера, которая обеспечивает франчайзи преимущественное право на следующие действия:

использование фирменного наименования/ коммерческого  обозначения;

применение  рекламных методов франчайзинговой сети;

доступ  к коммерческой информации;

использование технологий ведения бизнеса.

Согласно  французской терминологии, франшиза представляет собой сотрудничество, осуществляемое на условиях предприятия-франчайзера. Британская ассоциация определяет ее как контрольное лицензирование, дающее разрешение на ведение определенного бизнеса и накладывающее ряд обязательств в течение оговоренного периода.

Итак, франшиза, в первую очередь, является контрактом, который содержит условия  возмездного использования торгового  имени и фирменных технологий франчайзера. По уровню эксклюзивности прав различают исключительную франшизу, или мастер-франшизу (реализуется на определенной территории), или неисключительную (предусматривает конкуренцию внутри одной и той же сети).

Франшизы  в России

Первые  франшизы в России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» в конце 90-х годов прошлого века, первая иностранная  франшиза – корпорацией «Баскин Роббинс».

На  сегодняшний день к наиболее популярным франшизам России относятся «Лукойл», «Планета Фитнес», «Ароматный мир», «Пятерочка», «Инвитро», «Шоколадница» и ряд других. С деятельностью этих компаний, также условиями сотрудничества с ними вы можете ознакомиться в разделе «Истории успеха» или «Магазин франшиз». Примечательно, что франшизы России занимают 62% отечественного рынка франчайзинга, среди них порядка 45% - это молодые предприятия, работающие в этой сфере менее 5 лет, что говорит о растущем интересе к данному способу организации бизнес-отношений. Российские компании предлагают франшизы в различных отраслях – от общественного питания и ритейла до банкинга и риэлтерской деятельности.

Франчайзинг как экономический инструмент .

  Анализ проблем франчайзинга  в России требует уточнения  основных понятий и определений,  характеризующих этот экономический  инструмент.

  В отечественной экономической  литературе этот термин уже  не редкость. Первые публикации, посвященные франчайзингу, появились  более десяти лет тому назад,  однако разные специалисты обращали  внимание на различные аспекты  франчайзинга и, как результат,  формулировали свои определения. 

  Анализируя различные формулировки  и суммируя выделенные в них  признаки, можно сформулировать  следующее определение. 

  Франчайзинг - это форма предпринимательства,  основанная на системе взаимоотношений,  закрепленных рядом соглашений, при которых одна сторона (франчайзер) предоставляет возмездное право действовать от воего имени (реализовывать товары) другой стороне (франчайзи), способствуя тем самым расширению рынка сбыта.

  Система франчайзинга основана  на использовании конкретного  товара.

  Этот товар должен обладать  следующими признаками:

- известной торговой маркой;

  - номенклатура товаров должна быть ограничена.

  Объектом франчайзинга могут  быть следующие товары:

- продукт (изделие, имеющее материальную форму);

- услуга;

- производственный процесс;

- бизнес-процесс (набор управленческих, коммерческих, финансовых, организационных действий);

  - комплексный товар, в котором могут сочетаться друг с другом в различной степени ранее названные товары.

  Во франчайзинговом процессе  принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).

Первая  сторона - франчайзер.

  Это крупная фирма (корпорация), имеющая широко известную торговую  марку и высокий имидж на  потребительском рынке. Эта фирма  предоставляет другой стороне  (франчайзи) возмездное право  действовать на заранее оговоренных  условиях и в определенный  срок на рынке от имени франчайзера и под его торговой маркой.

  Франчайзер в системе всегда один.

  Вторая сторона - франчайзи. 

  Франчайзи является, как правило,  малая фирма или предприниматель  (юридическое или физическое лицо), приобретающий (на возмездной  основе) у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени под его торговой маркой.

  Франчайзи может быть несколько  в одной франчайзинговой системе.

  Франчайзинг, как и любой вид  предпринимательской деятельности, связан с системой финансовых  потоков. Основу этих потоков  составляют:

  Одноразовая оплата франшизы (паушальный  платеж), которая предоставляет право  франчайзи: 

- пользоваться интеллектуальной собственностью франчайзера;

  - открыть собственное франчайзинговое предприятие;

- получить стандартный набор услуг, необходимый для открытия предприятия.

  Роялти. Регулярные, обязательные, платежи  франчайзеру на покрытие его расходов, связанных с оддержанием и развитием франчайзинговой системы.

  Отчисление в централизованный  рекламный фонд.

  Дополнительные платежи, направленные  на покрытие стоимости дополнительных  услуг. 

  Основные проблемы франчайзинга  в России и их типология 

  Как уже говорилось, франчайзинг  в России не получил широкого  распространения, хотя потенциальные  возможности внедрения его достаточно  широки.

  Основные проблемы сдерживания  развития франчайзинга в нашей  стране можно классифицировать  по причинам их возникновения. 

  Экономические проблемы. Важнейшей  экономической проблемой франчайзинга  в России становится отсутствие  стабильности.  Франчайзинг - экономический  инструмент, и для его внедрения  необходимы соответствующие экономические  предпосылки, которые в России  не сформировались либо вообще, либо частично.

  К данным проблемам можно отнести: 

- нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;

- отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи

- необходимого стартового капитала  для вхождения во франчайзинговую систему;

- сложность, а порой и невозможность получения кредитов для создания стартового капитала.

  Организационно-правовые проблемы. Хотя франчайзинг - это экономический  инструмент и его проблемы  в первую очередь следует искать  в сфере экономики, в России  сдерживание развития франчайзинга  происходит прежде всего в правовой сфере.

  Они, эти проблемы, связаны с  практически полным отсутствием  правового обеспечения франчайзинга  в России.

  Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести: 

- отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;

- отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;

- боязнь франчайзи потерять самостоятельность и собственное "лицо" предпринимателя и менеджера.

  Особое место среди проблем  франчайзинга занимает образование  как механизм разрешения социально-психологических  проблем. Эта проблема вызвана  слабой подготовкой представителей  малого бизнеса в сфере франчайзинга.

Так, экономические проблемы франчайзинга вызваны не только состоянием экономики, но и влиянием других проблем, в первую очередь организационно-правовых.

  Отечественное законодательство  практически не оперирует понятием "франчайзинг". Коммерческая концессия,  которой посвящена глава в  Гражданском кодексе РФ, далеко  не эквивалентна понятию "франчайзинг". Отсутствие правовой базы существенно  сужает возможность развития  франчайзинга и в первую очередь  значительно усложняет возможность  кредитования франчайзи. 

  Развитие правового обеспечения  франчайзинга требует опять-таки  решения экономических проблем  и дополнительных издержек на  совершенствование правовой базы  и разработку "обходных" правовых  схем.

Социально-психологические  проблемы связаны как с экономическими проблемами, так и с правовыми.

Информация о работе Развитие франчайзинга в России