Разработка государственных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

рэу.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

В управление России интенсивно входит этот подход управления проектами, основу которой составляет взгляд на проект как на изменение исходного  состояния любой системы, связанное  с затратой времени и средств. А процесс этих изменений, осуществляемых по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных  ограничений, - это управление проектами. К настоящему времени управление проектами стало признанной во всех промышленно развитых и новых  индустриальных странах методологией инновационной деятельности. В отечественной  практике эта концепция нашла  отражение в применении программно-целевых  программ.

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный  проект представляет собой сложную  систему взаимообусловленных и  взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей (задач) на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Исследования по вопросам программного планирования и управления ведутся во всем мире последние 30 лет. За это время были получены значительные результаты в области методологии  и технологии программного планирования, организации программного управления.

В своей работе я описала  и ответила на вопросы курсовой работы на такие вопросы как,  что такое  программно-целевое планирование,  разработка  государственных целевых  программ и как происходит отбор  проблем для программного решения. которое необходимо в государственном регулировании экономики.  А так же коснулась вопросов о кредитно-денежной политики и рассмотрела рынок ценных бумаг и фондового рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Содержание и последовательность разработки государственных              целевых программ

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Программно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем - более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся  организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями. Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Программа - это научно обоснованное представление о состоянии какого-либо отдельного, локального объекта управления через определенный период времени (5, 10 лет или более) на основании  реализации поставленной цели и выполнения комплекса мероприятий, согласованных  по ресурсам, срокам и исполнителям.

По содержанию выделяют экономические, социальные, научно-технические, инновационные, инвестиционные, экологические, оборонные  программы. Они могут быть направлены на решение политических, национальных, чрезвычайных, религиозных задач, проблем преступности и т.д. По временному периоду программы бывают: долгосрочные (свыше 10 лет), среднесрочные (3-5 лет) и краткосрочные (до года). Планирование осуществляется с соблюдением конкретных принципов, т.е. правил формирования, обоснования и организации разработки плановых документов. Основными из них являются: научность, социальная направленность, повышение эффективности производства, пропорциональность и сбалансированность, приоритетность, согласование кратко-, средне- и долгосрочных целей.

Принцип научности реализуется  в том, что плановые документы  должны разрабатываться с использованием законов общественного развития, анализа тенденций и прогнозов  социально-экономического функционирования общества.

Принцип социальной направленности планирования подразумевает первоочередной учет интересов человека и общества, направленность планов на удовлетворение их потребностей.

Принцип повышения эффективности  производства требует, чтобы результаты выполнения планов достигались максимальной экономией труда и ресурсов на единицу продукции. Важны при  планировании такие показатели эффективности, как рост производительности труда, снижение материало- и энергоемкости, повышение фондоотдачи, рентабельности и т.д.

Принцип пропорциональности и сбалансированности заключается в том, что рост производства должен сопровождаться улучшением структуры  хозяйства, уменьшением доли отсталых производств, расширением применения высоких технологий и др. При этом должны увеличиваться объемы продукции, имеющей максимальный спрос на мировом  рынке, главным образом, товаров  с большей долей добавленной  стоимости, и сокращаться сырьевые поставки другим странам.

Приоритет общественного развития должен господствовать при составлении  планов. В связи с тем, что в  государстве всегда есть ограниченность в каких-либо ресурсах (трудовых, материальных, природных и др.), правительство  должно определять такие направления в развитии страны, которые имеют первоочередное значение для общества в данный период.

Целевая программа состоит из следующих  разделов: 
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа; 
    1.  основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;

 
     2. перечень программных мероприятий;

 
     3.обоснование ресурсного обеспечения целевой программы; 
    

     4.  механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;

 
     5. оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

 К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы  должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном  уровне. Раздел также должен содержать  обоснование необходимости решения  проблемы программно-целевым методом  и анализ различных вариантов  этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым  методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы  должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с  указанием целевых индикаторов  и показателей. Требования, предъявляемые к целям программы: 
            1. Специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

 
            2. Достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); 
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); 
            3. Привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование  необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование  сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и  показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения  реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы  должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать  для решения задач целевой  программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых  для реализации каждого мероприятия  ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений  в нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых  нормативных правовых актов.

 В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств 

 

        1. Рынок ценных бумаг и фондовая биржа

 

Ценные бумаги - документ, титул собственности, удостоверяющий имущественные права или отношения займа между лицом, выпустившим документ, и владельцем документа. Имеет форму долгового обязательства (облигации, векселя) или свидетельства на вложенный появлением их происходит как бы раздвоение капитала. С одной стороны, существует реальный капитал, представленный производственными фондами, с другой - его отражение в ценных бумагах. Появление этой разновидности капитала связано с развитием потребности в привлечении все большего объема кредитных ресурсов вследствие усложнения и расширения коммерческой и производственной деятельности.

Наиболее распространенными  видами ценных бумаг являются акции  и облигации.

Акция - ценная бумага без установленного срока обращения, свидетельствующая о внесении пая в уставный фонд акционерного общества и удостоверяющая право ее держателя (акционера) на получение доли прибыли акционерного общества в виде дивидендов, участие в управлении делами акционерного общества, на получение части имущества компании при ее ликвидации, инспекцию за производственно-финансовым состоянием фирмы, на преимущественное приобретение новых выпусков акций, которые могут быть предъявительскими или именными. Дивиденд - часть прибыли компании, распределяемая между акционерами в зависимости от числа акций.

Облигация - ценная бумага с фиксированным доходом, представляющая собой долговое обязательство предприятия, банка или государства, выдаваемое на определенный срок, в течение которого оно должно быть выкуплено с выплатой определенного заранее оговоренного процента путем оплаты отрезного купона или в форме выигрыша в специальном тираже. Она также может быть именной и на предъявителя. Выпускаются конвертируемые облигации, они могут быть обменены на акции той же компании. Есть облигации с нулевым купоном. Процент по ним не выплачивается, а доход вкладчик получает за счет того, что облигации при выпуске продаются по цене ниже номинала, а при наступлении срока погашаются по номиналу.

Ценная бумага представляет собой потенциальный денежный капитал, обладающий высокой степенью ликвидности, т.е. способностью легко быть превращенной в наличные средства.

Рынок ценных бумаг - Процесс купли-продажи ценных бумаг происходит на рынке ценных бумаг,  являющемся частью финансового рынка помимо рынка банковских ссуд. Там определяется курс ценных бумаг, т.е. продажная цена ценных бумаг в определенный момент времени.    Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. Первичный рынок ценных бумаг - продажа новых выпусков ценных бумаг их эмитентом в целях получения необходимых денежных средств. Вторичный рынок ценных бумаг - перепродажа ценных бумаг от первоначального инвестора (покупателя на первичном рынке) последующим инвесторам, что влечет за собой перераспределение ресурсов. Наличие развитого вторичного рынка очень важно, так как отсутствие возможности быстрой перепродажи ценных бумаг оттолкнуло бы инвесторов от покупки всех или части бумаг. В итоге общество осталось бы в проигрыше, так как многие, особенно новейшие, предприятия не получили бы необходимой финансовой поддержки.

Ликвидность рынка - способность рынка поглотить определенное количество ценных бумаг при данном изменении цены на эти бумаги.

В структуре вторичного рынка  выделяют биржевой и внебиржевой  оборот ценных бумаг.

Биржевой оборот ценных бумаг - это объем сделок с ценными бумагами, совершенных на бирже за какой-то период; определяется суммой цен реализованных ценных бумаг.

Внебиржевой оборот ценных бумаг - купля и продажа ценных бумаг через посреднические фирмы, минуя фондовую биржу. Это связано с тем, что не все компании допускаются на биржу, а только те из них, которые отвечают определенным правилам, причем каждая биржа устанавливает свои правила. Поэтому бумаги одних компаний могут котироваться (т.е. покупаться и продаваться) на одной бирже и не котироваться на другой.  Фондовая биржа - Сердцевиной вторичного рынка ценных бумаг является фондовая биржа. Фондовая биржа - постоянно действующий рынок ценных бумаг, организующий, контролирующий и регулирующий процесс их купли-продажи. Возникновение его явилось объективным следствием развития рыночных отношений. Отличительными признаками биржи являются: постоянный и организованный по определенным правилам характер функционирования; торг ведется без предъявления товаров; сделки заключаются по массовым, заменимым товарам.

Информация о работе Разработка государственных целевых программ