Разработка государственных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

рэу.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

Биржа выполняет ряд функций  в рыночной экономике. Она сводит друг с другом покупателей и продавцов  ценных бумаг; служит местом, где непосредственно  осуществляются сделки купли-продажи  ценных бумаг. Регистрирует курсы ценных бумаг, обобщает и усредняет отношение  инвесторов к каждому представленному  на ней виду акций и облигаций. Служит механизмом перелива капитала из одной отрасли (предприятия) в  другую (другое). Служит экономическим барометром деловой активности как в стране в целом, так и в отдельных отраслях; позволяет судить о направлении структурной перестройки экономики.

Биржа может быть организована как акционерное общество, т.е. на условиях частного предпринимательства, или как учреждение, созданное  государством, публичный институт. В первом случае она находится  в собственности акционеров, во втором - государства. Ее деятельность основывается на уставе, который определяет порядок  образования и функционирования органов биржи, состав ее членов, условия  их приема и т.д. Во главе биржи  стоит биржевой комитет.

Фондовые индексы дают общую оценку состояния рынка ценных бумаг. Они фиксируют изменения курсов акций, обращающихся на фондовых биржах. Наиболее известным из них является индекс Доу-Джонса, ежедневно публикуемый в финансовых газетах стран Запада. Индекс Доу-Джонса - фондовый индекс, рассчитываемый для промышленных и транспортных акций и акций коммунальных предприятий, обращающихся на Нью-Йоркской фондовой бирже. Включает 4 автономных показателя: индекс по 30 промышленным компаниям, индекс по 20 транспортным компаниям, индекс по 15 коммунальным предприятиям и сводный индекс по всем 65 компаниям.

Влияние государства на функционирование рынка ценных бумаг

Государство воздействует на функционирование рынка ценных бумаг  по следующим направлениям:

1. Выступает в качестве  административного органа, издающего  законы, которые регулируют:

порядок образования акционерных  обществ;

порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг;

ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными  бумагами;

деятельность биржи (разрешает  или запрещает отдельные виды сделок с ценными бумагами).

Основополагающий принцип  государственного регулирования - законодательное  обеспечение полного, правдивого и  понятного оглашения эмитентами всей информации, касающейся выпуска  ценных бумаг в свободную продажу. Законы предусматривают для регистрирующих органов три функции:

регистрация тех, кто торгует  ценными бумагами и консультирует  инвесторов. Регистрацию проходит и  сама фирма, и все ее члены, в ходе которой выясняется профессиональная пригодность представляемого;

обеспечение гласности. Каждый, кто продает ценные бумаги, должен опубликовать проспект, содержащий правдивую  информацию об эмитенте и выпускаемых  им ценных бумагах;

контроль за соблюдением правил биржевой торговли.

Регулированием фондового  рынка занимаются специальные учреждения, такие как Комиссия по ценным бумагам  и биржам (США), Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (Россия). Возможны также и «защитные»законы и постановления, ограждающие национальные финансово-кредитные институты от иностранного проникновения и излишней конкуренции.

2. Выступает на рынке  в качестве субъекта экономических  отношений. В целях мобилизации  финансовых ресурсов оно пускает  в обращение государственные ценные бумаги - казначейские боны, казначейские ноты, государственные облигации, казначейские векселя и билеты. Выпуск в обращение казначейских билетов и государственных ценных бумаг, осуществляемый казначейством или другими государственными финансовыми органами в целях покрытия бюджетного дефицита, носит название казначейской эмиссии.

3. Воздействует на состояние  рынка через кредитно-денежную  политику Центрального банка.  Другими словами, состояние фондового  рынка тесно связано с задачей  регулирования денежной массы  в обращении и поощрения или  сдерживания кредита для того, чтобы сковать или освободить  денежные резервы банков. Центральный  банк в соответствии с этим  продает или покупает на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, т.е. краткосрочные бумаги. В основном покупателями этих ценных бумаг, помимо банков, выступают страховые компании, пенсионные фонды, крупные фирмы. Приобретая облигации, они большей частью платят чеками на свои банки. Далее Центральный банк представляет чеки к платежу этим банкам, и их резервы сокращаются на соответствующие суммы.

При выкупе облигаций Центральным  банком резервы банков возрастут. Продажа  или скупка государственных бумаг  обусловливается конкретной экономической  ситуацией. Например, если в стране занятость находится на низком уровне, то Центральный банк купит на открытом рынке государственные бумаги и  тем самым увеличит резервы банков. Это, в свою очередь, сделает деньги более доступными, удешевит кредит и увеличит доходы. В результате повысится деловая активность и будут созданы новые рабочие места.

Фондовый рынок реагирует  также на учетную политику Центрального банка, который может предоставлять  ссуды другим банкам. Это называется «учетом векселей». Понижая учетную  ставку, т.е. плату за ссуду, банк поощряет учет векселей, повышая ее, - ослабляет  это стремление. В день, когда  учетная ставка повышается, другими  словами, растет ссудный процент, курс акций и облигаций обычно падает, и наоборот, при понижении учетной ставки курс акций и облигаций повышается.

Фондовый рынок реагирует  также на изменение нормы обязательных резервных средств, которые должны хранить банки в Центральном  банке. Центральный банк может прибегнуть к этому средству, чтобы быстро сократить кредит, увеличив норму, или  расширить его, понизив норму. Расширение кредита приводит к увеличению доступности  денег и снижению уровня ссудного процента. Следствием таких действий будет повышение курса акций  и облигаций, выпущенных под более  высокий процент. Если резервная  норма повышается, то уменьшается  доступность денег, возрастает ссудный  процент и падает курс акций и  облигаций, выпущенных под более  низкий процент. Однако к таким действиям  прибегают довольно редко - раз в  несколько лет.

Следующий канал воздействия  государства на фондовый рынок - ограничение  кредита на покупку акций. Устанавливается  предельная маржа - процент от стоимости  акций, который покупатель должен оплатить наличными за счет своих денег, а оставшуюся сумму он может внести, пользуясь кредитом.

Рынок ценных бумаг испытывает воздействие государственного регулирования  и в случае возникновения большого дефицита государственного бюджета. Для  того, чтобы изыскать средства для его компенсации, государство выпустит облигации. В связи с этим оно будет заинтересовано в понижении нормы ссудного процента, чтобы разместить заем под меньший процент. Действия Центрального банка по понижению нормы процента, связанные с увеличением денежной массы в обращении, будут способствовать повышению курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент. Это первая возможная ситуация. В случае, если в руках у банков, корпораций и населения уже находится большое количество облигаций с колеблющимся процентом, государство проводит политику облегчения кредита, чтобы удержать процент по долгу на низком уровне. Соответственно такие действия, как и в первом случае, могут вызвать повышение курса акций и облигаций, выпущенных под более высокий процент.  

        1. Теоретические вопросы кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика - изменение массы денег в обращении с целью достижения не инфляционного производства совокупного продукта при условии полной занятости; средство воздействия государства на процесс воспроизводства. Ее главная цель - регулирование экономической ситуации, в частности темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний на рынках товаров, капитала и рабочей силы, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности платежного баланса путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Она может быть направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные  банки пытаются оживить конъюнктуру  путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический  подъем часто сопровождается «биржевой  горячкой», спекуляцией, ростом цен, нарастанием  диспропорций в экономике. В таких  условиях центральные банки стремятся  предотвратить «перегрев» конъюнктуры  при помощи ограничения кредита, повышения процента, сдерживания  эмиссии платежных средств и  т.д.

Государственное регулирование кредитно-денежной сферы ведется по нескольким направлениям: контроль над банковской системой; управление государственным долгом; регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии.

Государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепление ликвидности финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков.

Управление государственным долгом необходимо в условиях хронических  бюджетных дефицитов, которые ведут  к росту внешней и внутренней государственной задолженности. Методы управления государственным долгом - покупка или продажа государственных  обязательств, изменение цены облигаций, условий их продажи, повышение их привлекательности для частных  инвесторов.

Регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии применяется прежде всего для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией. Оно тесно связано с двумя предыдущими направлениями. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Регулирование государственного долга воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок, структуру банковских балансов, банковскую ликвидность.

Инструменты кредитно-денежной политики делятся на две группы: общие (влияют на рынок ссудных капиталов в  целом) и селективные (предназначены  для регулирования конкретных видов  кредита или кредитования отдельных  отраслей, крупных фирм и т.д.).

К общим инструментам относятся  операции на открытом рынке, т.е. на вторичном  рынке казначейских ценных бумаг; учетная  политика, т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка; установление норм обязательных резервов.

С кейнсианской точки зрения, наибольшая в том случае, когда кривая спроса на деньги относительно крутая, а кривая спроса на инвестиции относительно пологая, поскольку точка их пересечения определяет уровень национального дохода.

Чем круче кривая спроса на деньги, тем большим будет воздействие  каждого данного изменения денежного  предложения на равновесную ставку процента. Далее, каждое данное изменение процентной ставки будет тем сильнее влиять на объем инвестиций (а значит и на равновесный ЧНП), чем более полога кривая спроса на инвестиции.

В теории существуют серьезные разногласия  относительно точной формы этих кривых и, следовательно, относительно эффективности  кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика оказывает  самое непосредственное влияние  на такие важнейшие макроэкономические показатели, как ВНП, занятость и  уровень цен. В зависимости от экономической ситуации Центральный  банк проводит политику дешевых или  дорогих денег.

Политика дешевых денег - политика увеличения массы денег в обращении путем понижения процентной ставки, что увеличивает инвестиционный компонент совокупных расходов и равновесный уровень чистого национального продукта. Равновесный чистый национальный продукт - это продукт, при котором общий объем произведенных готовых изделий и услуг равен общему объему купленных готовых изделий и услуг (объему совокупных расходов).

Политика дешевых денег делает кредит легким и доступным, она используется, когда данному уровню чистого  национального продукта сопутствует  значительная безработица и недоиспользование  производственных мощностей.

Политика дорогих денег - политика сокращения или ограничения роста денежной массы в стране путем увеличения процентной ставки, что уменьшает инвестиционный компонент совокупных расходов и ограничивает инфляцию спроса. К ней Центральный банк прибегает в условиях инфляции спроса. Эта политика понижает доступность кредита и увеличивает его издержки.

Между этими двумя механизмами  существует обратная связь. Рост ЧНП, вызванный  политикой дешевых денег, в свою очередь, увеличивает спрос на деньги, частично тормозя и притупляя  усилия политики дешевых денег по понижению процента. И наоборот, политика дорогих денег понижает ЧНП. Но это, в свою очередь, уменьшает  спрос на деньги и ослабляет первоначальный, состоящий в повышении процента результат политики дорогих денег. Эта обратная связь составляет ядро политической дилеммы целей - невозможность одновременного контроля и денежного предложения, и процентной ставки средствами кредитно-денежной политики.

Таким образом, следует различать  краткосрочные и долгосрочные последствия  монетарной политики для национальной экономики. Если в краткосрочном  периоде Центральный банк, проводя  политику дешевых денег, стимулировал рост ЧНП, то в долгосрочной перспективе  эффект вливаний в национальную экономику  заметно снижается.

Информация о работе Разработка государственных целевых программ