Разработка государственных целевых программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Вложенные файлы: 1 файл

рэу.docx

— 68.02 Кб (Скачать файл)

В вопросе последствий монетарной политики позиции неокейнсианцев и монетаристов различаются. Неокейнсианцы исходят из посылки, что заработная плата и цены - негибкие инструменты, относительно заторможены, и добиться роста ЧНП в краткосрочном периоде можно путем увеличения денежной массы; в долгосрочном плане такая политика приведет лишь к инфляции. Монетаристы же опираются на положение, что цены и заработная плата - гибкие инструменты и считают, что политика контроля над денежной массой и в краткосрочном, и в долгосрочном периоде способна воздействовать лишь на темп инфляции.

Кредитно-денежная политика - неотъемлемая часть национальной стабилизационной политики.  Преимущества кредитно-денежной политики состоят в быстроте и гибкости, ее политической приемлемости.

По сравнению с фискальной кредитно-денежная политика может быстро меняться. Если мероприятия фискальной политики необходимо проводить через законодательные органы, то решения о покупке и продаже ценных бумаг Центральный банк может принимать ежедневно и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения могут иметь далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Сторонники монетаризма, кроме  того, считают регулирование денежного  предложения главным инструментом государственной экономической политики, отводя фискальной политике второстепенную роль.

Скорость обращения денег - число раз в году, которое национальная денежная единица, находящаяся в обращении, расходуется на приобретение товаров и услуг - также оказывает противоречивое воздействие на кредитно-денежную политику. Изменение денежного предложения, вызванное кредитно-денежной политикой, может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег. Так, политика дешевых денег вызывает увеличение предложения их по отношению к спросу на них, из-за понижения процентной ставки на руках у населения остается больше денежных средств. Это значит, что деньги будут переходить из рук в руки менее быстро, т.е. скорость обращения денег понижается. Следовательно, общий объем расходов или денежного предложения (получающийся от умножения количества денежных знаков на число оборотов денежной единицы) будет меньше, чем при прежней скорости обращения денег.

Некоторые экономисты сомневаются, что  кредитно-денежная политика столь сильно воздействует на инвестиции. Сочетание  относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что  данное изменение денежного предложения  не вызовет очень большого изменения  инвестиций и, следовательно, очень  большого изменения в равновесном ЧНП. Кроме того, действие кредитно-денежной политики может осложниться и даже временно затормозиться в результате неблагоприятных изменений расположения кривой спроса на инвестиции. Например, политика дорогих денег, направленная на повышение процентных ставок, может оказывать слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции вследствие делового оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем более высоких цен на капитал смещается вправо. В таких условиях для эффективного сокращения совокупных расходов кредитно-денежная политика должна поднять процентные ставки чрезвычайно высоко. И, наоборот, серьезный спад может подорвать доверие к предпринимательству, резко сместить кривую спроса на инвестиции влево и тем самым свести на нет политику дешевых денег. Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.

В основе кредитно-денежной политики лежит теория денег (монетаристская теория), изучающая процесс воздействия  денег и кредита на состояние  экономики в целом. Современные  теоретические модели монетарной политики представляют собой синтетическую  модель, базирующуюся и на кейнсианских, и на монетаристских подходах, а также учитывающую другие точки зрения, выбирая рациональное в каждой из них. Эта модель носит название «IS-LM» (Investment - Saving и Liquidity - Money).

График модели «IS-LM»

Модель «IS-LM» - модель исследования общего равновесия на реальном и денежном рынке с помощью кривых «IS»  и «LM». Кривая «IS» (инвестиции - сбережения) характеризует равновесие в товарном секторе хозяйства: чем меньше уровень  реального дохода, тем выше должна быть ставка процента, чтобы достичь  точки равновесия. На графике она  направлена с северо-запада на юго-восток, если на оси ординат мы откладываем  величину ставки процента, а на оси  абсцисс - уровень реального дохода.

Кривая «LM» (ликвидность - деньги) характеризует  равновесие в денежном секторе экономики: рынок денег будет в равновесии, если увеличению реального дохода будет  соответствовать более высокая  ставка процента. На графике эта  кривая направлена с юго-запада на северо-восток, причем в левой части, отражающей низкие значения ставки процента, она  расположена почти горизонтально, а в правой занимает положение, близкое  к вертикали.

Кривая «IS» может пересечь кривую «LM» в любом месте. Если кривая «IS» пересекает кривую «LM» в левой, почти горизонтальной ее части, то мы может столкнуться с «ликвидной ловушкой» - гипотетической ситуацией  низкой ставки процента, когда эластичность спроса на деньги по проценту приближается к бесконечности. Денежный рынок  будет оставаться в равновесии при  любом уровне дохода, а норма процента изменяться не будет. Это делает неэффективной  монетарную политику правительства, автоматические регуляторы рыночной экономики в  этом случае перестают действовать. Тогда выходом из кризиса могут  стать меры фискального характера, способствующие сдвигу кривой «/S» вправо. Кейнсианская теория денег - основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:

1. Рыночная экономика внутри  себя представляет неустойчивую  систему со многими «пороками». Поэтому государство должно регулярно  использовать различные инструменты  регулирования экономики, в том  числе монетарную политику.

2. Цепочка причинно-следственных  связей предложения денег и  номинального ВНП такова, что  изменение в денежном предложении  является причиной изменения  уровня процентной ставки, а это,  в свою очередь, приводит к  изменению в инвестиционном спросе  и через мультипликационный эффект - к изменению в номинальном  ВНП.

3. Основное теоретическое уравнение  кейнсианства:

где C - потребительские расходы  населения;

I - инвестиции;

G - государственные расходы на  покупку товаров и услуг;

NX - чистый экспорт.

4. Кейнсианцы признают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП велика. Центральный банк при проведении монетарной политики должен обладать всесторонней информацией (например, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и соответственно на сколько изменится величина ВНП), чтобы не оказаться в «ликвидной ловушке».

5. Кейнсианцы считают монетарную политику не столь сильно действующим средством стабилизации экономики, как, например, фискальную или бюджетную.

6. В долгосрочном периоде государство,  по мнению кейнсианцев, осуществляет инфляционное финансирование. Но они считают, что главной проблемой в государственном регулировании является подстегивание эффективного спроса, а не борьба с инфляцией, которая должна носить регулируемый характер (инфляция нужна экономике, так как она - дополнительный генератор эффективного спроса).

Но ведь нет гарантий того, что  инфляция не выйдет из-под контроля. Например, может сложиться такая  ситуация, когда с целью последующего роста объема производства увеличено  денежное предложение. Первой реакцией рынка будет рост цен на товары и услуги. У покупателей возникает  повышенный спрос, связанный с предполагаемым дальнейшим ростом цен. И при появлении новых товаров спрос будет повышенным и, как следствие, будет продолжаться рост цен. Монетаристский подход - в общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

1. Монетаризм базируется на убеждении,  что рыночная экономика - это  внутренне устойчивая система.  Все негативные моменты - результат  некомпетентного вмешательства  правительства в экономику. Это  вмешательство надо свести к  минимуму.

2. Корреляция между денежным  фактором (массой денег в обращении)  и номинальным объемом ВНП  обнаруживается более тесная, чем  между инвестициями и ВНП. Динамика  ВНП следует непосредственно  за динамикой денег (правда, с  некоторым опозданием), поэтому монетаризм  делает упор на деньги.

3. Монетаризм опирается на кембриджское  уравнение обмена - абсолютный уровень  цен определяется предложением  номинальных денежных остатков: чем больше предложение денег,  тем выше уровень цен и наоборот:

где M - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денег  в кругообороте доходов;

P - уровень цен;

Q - физический объем произведенных  готовых изделий и услуг.

4. Монетаристы утверждают, что величина V стабильна, т.е. практически не меняется в краткосрочном периоде, а в долгосрочном меняется плавно, и эти изменения легко предсказуемы. Кроме того, при изменении денежного предложения V не меняется.

5. Но если V стабильна, то фактор денег можно записать с определенным коэффициентом к, тогда

следовательно, денежное предложение - это решающий фактор, который влияет на изменения ВНП.

6. Причинно-следственная связь  между предложением денег и  номинальным ВНП осуществляется  не через процентную ставку, а  непосредственно. Теоретик монетаризма  М. Фридмен утверждает, что каждый человек привыкает к определенной структуре активов и при увеличении денежного предложения начинает покупать любые реальные и финансовые активы (а не только облигации, как предполагают кейнсианцы). Совокупный спрос возрастает и, в конечном счете, приводит к росту номинального ВНП.

7. Исходя из этого, М. Фридмен выдвинул «денежное правило» монетарной политики - государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмена:

где dM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период;

dP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, %;

dY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период.

Денежное правило М. Фридмена предполагает стабильный и умеренный рост денежной массы в пределах 3 - 5% в год. В случае нарушения этого правила при темпе денежных вливаний в экономику свыше 3 - 5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливаний будет ниже 3 -5%, то темп прироста ВНП будет падать. Это правило с 70-х годов активно применяется в США и Англии в так называемой политике таргетирования.

В долгосрочном периоде в денежно-кредитной  политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство  не отказывается в краткосрочном  периоде и от воздействия на процент  в целях быстрого экономического маневрирования.

 

        1. Основные направления внешнеэкономической политики России на современном этапе

     27 октября 2008 г. на  заседании Правительства РФ были  одобрены Основные направления  внешнеэкономической политики РФ  до 2020 года, разработанные Министерством  экономического развития РФ. Основные  направления внешнеэкономической  политики Российской Федерации  до 2020 года базируются на задачах  ранее одобренной Правительством  «Концепции социально-экономического  развития РФ до 2020 года. Фактически, основными направлениями официально  закреплены те принципы и направления  внешнеэкономической политики, которую  Россия последовательно ведет  с 2000 года.  К основным направлениям  внешнеэкономической политики России  относятся:                                        

   1. Обеспечение ведущих позиций РФ на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере.

   2. Содействие экспорту и достижению глобальной конкурентоспособности обрабатывающих отраслей и сферы услуг.

   3. Интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала российской экономики.

   4. Повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности и укрепление ее позиций на рынке углеводородов.

   5. Формирование интегрированного евразийского экономического пространства.

   6. Создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте.

   7. Усиление роли России в решении глобальных вопросов и формировании мирового экономического порядка.

Реализация указанных приоритетных направлений предполагает дальнейшее развитие институтов внешнеэкономической  деятельности по следующим направлениям.

1. Приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики РФ в соответствие с потребностями российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики.                                                                                              

2. Применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий.

3. Создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики.

5.  Как проходит отбор  проблем для программного решения?

   Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее именуются - целевые программы), представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.  
    Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах полномочий, находящихся в ведении Российской Федерации. В работе с целевыми программами выделяются следующие этапы: отбор проблем для программной разработки; принятие решения о разработке целевой программы и ее формирование; экспертиза и оценка целевой программы; утверждение целевой программы; управление реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения. Инициаторами постановки проблем для решения программными методами на федеральном уровне могут выступать любые юридические и физические лица.  
    Инициаторами разработки межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, могут выступать как отдельные страны, так и группы стран, а также координирующие органы государств - участников Содружества Независимых Государств.  
    Государственный контракт на поставку продукции и товаров (услуг) общегражданского назначения для федеральных государственных нужд должен содержать отдельный раздел об участии субъектов малого предпринимательства в реализации этого контракта на условиях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.04.96 N 523)  
    Отбор проблем для их программной разработки и решения на федеральном уровне определяется следующими факторами:

Информация о работе Разработка государственных целевых программ