Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:52, курсовая работа
Промышленное производство основано на взаимодействии трех основных факторов: основного капитала, оборотного капитала и рабочей силы. Использование основного и оборотного капитала работниками обеспечивает выпуск продукции. Сопоставление конечного результата хозяйственной деятельности предприятия с затратами живого и овеществленного труда на его достижение характеризует эффективность производства
Влияние фактора изменения
Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния перечисленных двух факторов, т.е.:
2 АНАЛИЗ РЕНТАБИЛЬНОСТИ В ОАО «УРАЛЬСКАЯ СТАЛЬ» ЗА 2009-2010 ГОД
2.2. Анализ показателей
рентабельности предприятия
Анализ финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь».
Как было отмечено выше, финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли.
Исследование финансовой рентабельности ОАО «Уральская Сталь» начнем с анализа соотношения чистой прибыли к различным показателям авансированных средств, т.е. с использования формулы (9). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних двух лет у предприятия не возникало. Поэтому формула будет выглядеть следующим образом:
Показатель, характеризующий доходность всего имущества предприятия ( ) был рассчитан нами ранее, а для расчета показателя, отражающего доходность собственного капитала ( ) необходимо, прежде всего, произвести расчет среднегодовой стоимости капитала:
тыс. руб.
тыс. руб.
Вторым показателем, наиболее полно характеризующим финансовую деятельность ОАО «Уральская Сталь», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен нами выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, занесем их в таблицу 2.3.
Таблица 2.3 .Анализ финансовой рентабельности ОАО « Уральская сталь» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение |
Темп роста, % |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Чистая прибыль, тыс. руб. |
16982 |
14666 |
-2316 |
86,36 |
2.Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб. |
82626,5 |
120939 |
38312,5 |
146,37 |
Окончание таблицы 2.3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.Рентабельность собственного капитала, процент |
20,6 |
12,1 |
-8,5 |
58,74 |
Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в 2010 году на 8,5% по сравнению с 2009 г. На изменение уровня рентабельности против прошлого года повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.
Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило:
Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило:
Таким образом, сокращение чистой прибыли в отчетном периоде на 2316 тыс. руб., или на 13,64% (100%-86,36%), вызвало сокращение прибыли на 1 руб. собственного капитала на 2,8 коп. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 38312,5 тыс. руб., или 46,37 %, также отрицательно повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 6,51 коп. прибыли на 1 руб. собственного капитала.
Анализ рентабельности продукции ОАО «Уральская Сталь».
Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг. Изучение основной деятельности ОАО «Уральская сталь» начнем с расчета уровней рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятия. Используя формулу (21), получаем результаты за 2009 и 2010 соответственно:
или .
Полученные данные свидетельствуют о верности неравенства и говорят о том, что уровень рентабельности, рассчитанный на основе показателя прибыли от реализации, будет выше уровня рентабельности, рассчитанного с использованием налогооблагаемой прибыли, вследствие имевших место в анализируемом периоде процентов к получению, доходов от участия в других организациях, а также операционных и внереализационных доходов и расходов. В свою очередь, последний показатель также превысит уровень рентабельности, исчисленный исходя из чистой прибыли, т.к. разницу в числителях формулы составит налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи.
Для характеристики рентабельности реализованной продукции ОАО «Уральская Сталь» применим формулу (22), а расчет произведем в таблице 2. 4.
Таблица 2. 4.Анализ рентабельности реализованной продукции ОАО «Уральская сталь».
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение |
Темп роста,процент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1)Выручка от реализации, тыс. руб. |
708997 |
1113377 |
404380 |
157,04 |
2) Себестоимость реал-й продукции, тыс. руб. |
675339 |
1072747 |
397408 |
158,85 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. |
33658 |
40630 |
6972 |
120,71 |
4)Рентабельность реализованной продукции, процент |
4,98 |
3,79 |
-1,19 |
76,1 |
Исходя из полученных данных видно, что полная себестоимость продукции увеличилась на 397408 тыс. руб. (при этом тепы роста по отношению к прошлому году составили 158,85%), рентабельность снизилась на 1,19% (темпы роста составили 76,1%). Прибыль от реализации увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6972 при темпе роста в 120,71%.
Кроме того, для осуществления контроля за себестоимостью реализованной продукции, а также за изменениями в политике ценообразования на исследуемом предприятии, произведем расчет рентабельности продаж в таблице 2.5 на основании формулы (23).
Таблица 2.5 Анализ рентабельности продаж ОАО «Уральская сталь» за 2009-2010 гг.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Отклонение |
Темп роста, процент |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1)Выручка от реализации, тыс. руб. |
708997 |
1113377 |
404380 |
157,04 |
2)Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
675339 |
1072747 |
397408 |
158,85 |
3) Прибыль от реализации, тыс. руб. |
33658 |
40630 |
6972 |
120,71 |
4)Рентабельность продаж, процент |
4,75 |
3,65 |
-1,1 |
76,84 |
Как показывают данные приведенной таблицы, рентабельность продаж за отчетный год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 23,16% (100%-76,84%), что в абсолютном выражении составило 1,1%. Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.
Влияние изменения оптовых цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (25):
или 34,59%.
Влияние изменения себестоимости на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (26):
или 35,69%.
Таким образом, из представленных расчетов видно, что увеличение оптовых цен на реализованную продукцию на 404380 тыс. руб. (или на 57,04%) в отчетном периоде вызвало увеличение прибыли на каждый рубль реализованной продукции на 34,59 коп. В то же время небольшое увеличение полной себестоимости на 397408 тыс. руб. (или на 58,85%) повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 35,69%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации о деятельности предприятия.
В результате анализа
можно выявить следующие
1. Рентабельность оборотного капитала увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 50% и составила 103%. Темпы её роста соответственно достаточно высоки, они составляют 194,34%.
2. Рентабельность
Не смотря на это, выделяются
и отрицательные факты
1. Рентабельность активов снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 2,1% и составила 5,5% при темпе роста 72,37%, в результате увеличения среднегодовой стоимости активов с темпом роста 129,42%, а чистая прибыль снизилась на 13,64% и составила 14666 тыс.руб.
2. Рентабельность собственного капитала снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 8,5% и составила 12,1% при темпе роста 58,74%. Это произошло вследствие снижения чистой прибыли на 13,64% (в 2010 году она составила14666 тыс.руб.) и увеличения среднегодовой стоимости собственного капитала на 46,37% (в 2010 году она составила 120939 тыс.руб.)
3. Рентабельность реализованной продукции снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 1,19%. Это снижение является результатом того, что темп роста полной себестоимости продукции выше темпа роста прибыли от реализации на 38,14% (58,85% - 20,71%), т.е.полная себестоимость реализованной продукции увеличилась на 58,85% и составила в 2010 году 1072747 тыс.руб., а прибыль от её реализации всего на 20,71% и составила 40630 тыс.руб.
4. Рентабельность продаж снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 1,1% и составила 3,65% вследствие увеличения полной себестоимости реализованной продукции увеличилась на 58,85% и составила в 2010 году 1072747 тыс.руб., а увеличение отпускных цен составило всего 34,59% и выручка от реализации увеличилась на 57,04% (в 2010 году она составила 1113377 тыс.руб.), что меньше увеличения полной себестоимости реализованной продукции на 1,81%.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОАО « УРАЛЬСКАЯ СТАЛЬ»
3.1 Снижение затрат и повышение прибыли.
В предыдущей главе был проведён анализ показателей рентабельности ОАО «Уральская сталь» за 2009-2010 г. В результате были получены данные о том, что рентабельность оборотного капитала увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 вдвое, а рентабельность производственной деятельность менее чем на 1%. Рентабельность активов снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на это большое влияние оказало повышение среднегодовой стоимости активов и снижение чистой прибыли. Рентабельность собственного капитала так же снизилась за этот период вследствие снижения чистой прибыли и увеличения среднегодовой стоимости собственного капитала. Рентабельность реализованной продукции снизилась в 2010 году по сравнению с 2009 на 1,19%, что является результатом того, что темп роста полной себестоимости продукции выше темпа роста прибыли от реализации. Так же в этом периоде было выявлено снижение показателя рентабельности продаж на 1,1% вследствие того, что увеличение полной себестоимости реализованной продукции выше увеличения отпускных цен и темп роста выручки от реализации меньше темпа роста полной себестоимости реализованной продукции.
Так как основным параметром, регулирующим рентабельность предприятия в данном случае является чистая прибыль, а точнее её снижение, то необходимо принять меры по её увеличению. Вследствие того, что основное снижение произошло из-за увеличения операционных и внереализационных расходов, то направление увеличения показателей рентабельности следует основать на уменьшении именно этих показателей. Операционные расходы можно снизить благодаря тому, что ОАО «Уральская сталь» будет брать меньшее количество кредитов, выплаты процентов по которым и приходятся на данный вид расходов. Внереализационные расходы можно снизить благодаря тому, что из-за снижения количества кредитов, снижается и количество штрафов за невыплату процентов по кредитам.
Рентабельность активов можно повысить так же благодаря снижению величины их среднегодовой стоимости. Этого можно достичь путём снижения затрат в незавершённом производстве, например сократить цикл производства или использовать более дешёвые, но такие же по качеству ресурсы. Так же можно снизить запасы готовой продукции и товаров для перепродажи путём ускорения их реализации.