Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 12:08, реферат
Цель курсовой работы - изучить рентабельность предприятия и резервы ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность рентабельности;
изучить показатели рентабельности и методику их расчетов;
проанализировать факторы, влияющие на рентабельность;
выявить резервы увеличения рентабельность.
выполнить расчеты, которые отражены в практической части работы.
Введение
1Рентабельность как экономическая категория
Сущность рентабельности
Показатели рентабельности и методика их расчетов
Факторы, влияющие на рентабельность
Резервы увеличения рентабельности
Практические
Заключение
Литература
Рентабельность (доходность) операционного капитала исчисляется отношением прибыли от операционной деятельности до выплаты процентов и налогов к среднегодовой сумме операционного капитала. Он характеризует доходность капитала, задействованного в операционном процессе:
, (9)
где RОПЕР – рентабельность операционного капитала, %;
ПОД – прибыль от операционной деятельности, руб.;
КОПЕР – среднегодовая сумма операционного капитала, руб.
В процессе
анализа следует изучить
1.3Факторы, влияющие на рентабельность
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.
Для определения основных
направлений поиска резервов увеличения
прибыли и повышения
Рисунок 1– Классификация факторов, влияющих на величину рентабельности
Рассмотрим сначала факторы,
непосредственно связанные с
деятельностью предприятия, которые
оно может изменять и регулировать
в зависимости от поставленных перед
предприятием целей и задач, т.е.
внутренние факторы. Которые можно
разделить на производственные, непосредственно
связанные с основной деятельностью
предприятия, и внепроизводственные
факторы, которые непосредственно
не связаны с производством
Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а, следовательно, и на рентабельность, косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятии, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.
Производственные факторы, из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.
Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства, к ним относятся:
Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.
Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:
Кроме внутренних факторов
на рентабельность предприятия оказывают
косвенное воздействие и
1.4 Резервы увеличения рентабельности
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Увеличение суммы прибыли зависит от роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на ее производство и реализацию, недопущение внереализациолнных убытков, совершенствование структуры предприятия, повышение качества продукции, поиск более выгодных рынков сбыта, оптимизация сроков продаж.
Для подсчета резервов повышения уровня рентабельности может быть использована следующая формула:
, (10)
где P↑R – резерв роста рентабельности;
Rв – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
R1 – фактический уровень рентабельности;
П1 – фактическая сумма прибыли отчетного периода;
Р↑П – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VРПв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
З1 – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
На основании расчета данной формулы, можно определить в каком размере увеличиться уровень рентабельности за счет роста прибыли предприятия.
Резерв повышения уровня рентабельности совокупного капитала может быть определен по следующей формуле:
, (11)
где БП – сумма брутто-прибыли;
Р↑БП – резерв увеличения суммы брутто-прибыли;
КL1 – фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала в отчетном периоде;
Р↓КL –резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
КLд – дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
В результате подсчетов мы
определим, каким образом отразиться
изменение суммы брутто-
Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности). Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.).
Также определение резервов рентабельности иначе можно охарактеризовать как проведение анализа чувствительности предприятия.
Анализ чувствительности
является одним из самых эффективных
способов прогнозирования результатов
деятельности предприятия. Являясь
по своей сути детерминированной
техникой моделирования, он позволяет
оценить чувствительность всех результативных
показателей к изменению
Анализ чувствительности лежит в основе принятия управленческих решений. Проведение определенного мероприятия может быть эффективным с точки зрения увеличения производства продукции, но при этом может повыситься ее себестоимость, снизиться прибыль и уровень рентабельности, что для предприятия и общества в целом будет невыгодным. Поэтому, прежде чем проводить определенное мероприятие, необходимо его всесторонне взвесить, оценить. [6, с.189]
Основная цель анализа чувствительности — выявить важнейшие факторы, способные наиболее существенно повлиять на эффективность работы предприятия.
В формировании показателей
эффективности участвуют
Чтобы всесторонне оценить эффективность (выгодность) управленческого решения, необходимо выяснить, как изменятся в связи с его проведением основные показатели хозяйственной деятельности. Какие дополнительные затраты потребуются для освоения резерва. Необходимо подсчитать насколько измениться тот или иной показатель за счет внедряемого мероприятия. И в итоге после проведения внедряемого мероприятия с целью увеличения уровня рентабельности необходимо сделать вывод о выгодности данного внедрения для предприятия во всех отношениях.
Основные способы повышения рентабельности:
1 повышение рентабельности путем увеличения объема производства продукции;
2 увеличение уровня рентабельности за счет проведения рекламных мероприятий;
3 улучшение уровня рентабельности за счет внедрения новой технологии производства.
4увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Заключение
Выполнив курсовую работу
можно сделать следующие
1.Раскрыл сущность рентабельности
Рентабельность - это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности.
При помощи этого показателя можно оценить эффективность управления предприятием. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления. По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия.
Показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли.
Показатель рентабельности является относительным показателем и измеряется в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
2. Изучил показатели рентабельности и методику их расчетов
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
3. Проанализировал факторы, влияющие на рентабельность
Факторы, влияющие на величину рентабельности:
Информация о работе Рентабельность предприятия и резервы ее повышения