Рентабельность работы предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания данной работы является ознакомление с понятием рентабельности, изучение его показателей, понятие экономического содержания рентабельности предприятия, способы оценки, рассмотрение важнейших показателей экономической эффективности производства и выработка на этой основе практических рекомендаций по улучшению финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Экономическое содержание рентабельности предприятия……………..4
1.1 Понятие рентабельности…………………………………………………4
1.2 Виды рентабельности и основные пути ее роста……………………….6
1.3 Сущность показателей рентабельности и ее уровень…………………..7
1.4 Система основных показателей рентабельности………………………..9
2. Анализ рентабельности предприятия…………………………………….12
2.1 Факторный анализ рентабельности……………………………………..13
3. Методы повышения рентабельности предприятий. Пути ликвидации убыточности и малорентабельности………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………...19
Список использованной литературы……………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. Рентабельность работы предприятия.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Система  основных показателей рентабельности

 

Различают следующие показатели рентабельности: 

1) Рентабельность производства рассчитывается как отношение прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Коэффициент показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Рентабельность производства (рентабельность производственных фондов) - Рп, рассчитывается по формуле: 

 

где П - общая (валовая) прибыль за год (или другой период); 
ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;  
НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств.  

 

2) Рентабельность собственного капитала (англ. return on equity) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли. Рентабельность собственного капитала Рк характеризуется размером уставного фонда (акционерного капитала); 

 

где П - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит),  
Кс - собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств. 

Показатель рентабельности собственного капитала интересует всех акционеров, т.к. определяет верхнюю границу  дивидендов; 

3) Рентабельность совокупных активов (англ. return on assets) — относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль. Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств. Применяется для сравнения предприятий одной отрасли.  Рентабельность совокупных активов Ра - характеризует эффективность использования всего наличного имущества предприятия: 

 

где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия. 

4)Рентабельность продукции - это отношение прибыли от реализации продукции к себестоимости (полным издержкам) ее производства и обращения. Рентабельность продукции Рпрод. характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт: 

 

где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);  
Ср - полная себестоимость реализованной продукции; 

5) Рентабельность отдельного вида продукции Рв: 

 

 

где Цв и Св - соответственно цена и полная себестоимость единицы определенного вида продукции; 

 

 

 

6) Рентабельность Продаж (англ. Return on Sales) — коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период. Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли. Рентабельность продаж Рр - показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции Vр): 

 

 

 

7) Рентабельность персонала – показывает отношение прибыли к среднесписочной численности персонала. Определяется как процентное отношение прибыли от реализации продукции и услуг к среднесписочной численности персонала.

 

 

Рперсонала = (Прибыль/Численность персонала)*100%

 

 

Данные показатели дают представление о степени возможности  предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными  средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

 

 

 

2. Анализ рентабельности предприятия

Осуществляя хозяйственную  деятельность, любая организация  нуждается в анализе финансового  состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той необходимой информацией, которая дает возможность оценить финансовые возможности организации.

Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового  состояния предприятия. Они характеризуют  эффективность работы предприятия  в целом, доходность различных направлений  деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Для принятия решений, связанных  с дальнейшим функционированием  организации, финансовому менеджеру  необходимо иметь информацию о деятельности предприятия за анализируемый период. Важно не только получение необходимой информации, но и правильная ее обработка, оценка и грамотное использование полученных результатов в текущей деятельности и для прогнозирования финансового состояния. С этой целью проводится финансовый анализ.

Финансовый анализ проводится с использованием расчетов финансовых коэффициентов, которые для удобства объединяются в несколько групп, характеризующих:

 

  • ликвидность баланса предприятия;
  • платежеспособность;
  • финансовую устойчивость;
  • рентабельность и деловую активность предприятия.

 

 

 

2.1Факторный  анализ показателей рентабельности

На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно - хозяйственных факторов: уровень  организации производства и управления; структура капитала и его источников; степень использования производственных ресурсов; объем, качество и структура продукции; затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

Методология факторного анализа показателей рентабельности предусматривает разложение исходных формул расчета показателя по всем качественным и количественным характеристикам интенсификации производства и повышения эффективности хозяйственной деятельности. Например, для анализа общей рентабельности (рентабельности активов) можно использовать - трех- или пятифакторную модель.

 

 

 

Любой факторный анализ начинается с моделирования многофакторной модели. Сущность построения модели заключается в создании конкретной математической зависимости между факторами.

При моделировании функциональных факторных систем необходимо соблюдать ряд требований:

1. Факторы, включаемые  в модель, должны реально существовать  и иметь конкретное физическое  значение.

2. Факторы, которые  входят в систему факторного  анализа, должны иметь причинно-следственную  связь с изучаемым показателем. 

3. Факторная модель  должна обеспечивать измерение влияния конкретного фактора на общий результат.

В факторном анализе  используют следующие виды наиболее часто встречающихся моделей:

1. Когда результативный  показатель получается как алгебраическая  сумма или разность результирующих факторов, применяются аддитивные модели, например:

 

,

 

где – прибыль от реализации продукции,

– выручка от реализации,

– производственная себестоимость реализованной продукции,

– коммерческие расходы,

– управленческие расходы.

  1. Мультипликативные модели применяются, когда результирующий показатель получается как произведение нескольких результирующих факторов:

 

,

где – рентабельность активов,

– рентабельность продаж,

– фондоотдача активов,

– средняя стоимость активов  организации за отчетный год.

  1. Когда результативный показатель получаем делением одного фактора на другой, применяются кратные модели:

 

  1. Различные комбинации вышеперечисленных моделей дают смешанные или комбинированные модели:

;

;

и т.д.

 

 

3. Методы  повышения  рентабельности  предприятия. Ликвидации  убыточности и малорентабельности.

 

Многообразие показателей  рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

 

При анализе путей  повышения рентабельности важно  разделять влияние внешних и  внутренних факторов. Такие  показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:

 

 

 

 

Объем продукции в  стоимостном выражение (N)

 

 

=

 

Объем продукции в  физических единицах(q)

 

 

 

 

Цена единицы продукции(Ц)

Затраты на производство в денежном выражение(S)

 

 

=

Объем использованных ресурсов( в натуральном выражение)(z)

 

 

 

 

Цена единицы ресурса(С)

Доходность

(N/S)

 

=

Производительность  ресурсов (q/z)

 

Возмещение затрат в  цене продукта (Ц/С)

Прибыль (N-S)

 

=

Объем продукции в  стоимостном выражении (q Ц)

 

-

Затраты на производство в денежном выражении(z C)


 

 

Доходность производства продукции рассматривается как  произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения  цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью (дефлятором) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости (затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

 

Если представить взаимосвязь  данных показателей в индексной  форме, то появиться возможность  обычным методами факторного анализа  дать количественную оценку влияния  промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

 

 

Крупные предприятия  главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются  снижать роль внешнего фактора (финансовой производительности).

 

Дело в том, что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств (машин, оборудования и т. д.)

 

Широко используемым методом управления предприятием (а  точнее его производственной деятельностью) является анализ безубыточности. Целью  анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:

 

 

  • Какой объем продаж следует обеспечить, чтобы не нести убытков?

 

  • На сколько можно снизить цены при увеличении объема, чтобы прибыль осталась на прежне уровне?

 

  • Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?

 

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того, его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики.

 

Выделяются основные задачи финансового анализа применительно к деятельности  российских предприятий:    

                                                

    • Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно   погасить краткосрочные обязательства.

Информация о работе Рентабельность работы предприятия