Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе показателей эффективности деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Себестоимость продукции предприятия и пути ее
снижения…………………………………………………………………………..5
1.2 Технико-экономические факторы и эффективность снижения себестоимости………………………………………………………………. . …..8
Эффективность использования прибыли на предприятии……………..15
Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности…………………………………………..25
Практическая часть……………………………………………………….29
Заключение……………………………………………………………………….34
Источники использованной литературы…………………………………...35

Вложенные файлы: 1 файл

Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе показателей эффективности деятельности предприятия..docx

— 581.28 Кб (Скачать файл)

Резервом  увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.

Финансовый  результат от реализации иного имущества  предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

23


продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые  из-за изменения экономической конъюнктуры,

 ассортимента  выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Эта работа является одним из направлений финансового менеджмента, т.е. управления финансами предприятия, и должна проводиться на основании анализа структуры материальных активов. Безусловно, лучше продать их по цене, превышающей учетную стоимость, но и в ином случае предприятие получит денежные средства, которые можно вовлечь в оборот.

Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.

Ценные  бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они  относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в  деньги, может совершать платежи  и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен  их правильный выбор. Приобретать ценные бумаги можно лишь в том случае, если имеется обоснованная уверенность в росте их курсовой стоимости, тогда их продажа даст положительный финансовый результат. При падении курсовой стоимости реализовать эти бумаги почти невозможно, а при

доходов по ним такое вложение средств можно считать не активами, а убытками. Реализуя ценные бумаги, предприятие получает результат, который можно сравнить с номинальной стоимостью этих ценных бумаг.

В составе  внереализационных операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

24


       этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность, в неликвидные ценные бумаги. В настоящее время практически никакие доходы по финансовым активам не перекрывают уровня инфляции, поэтому для получения реальных доходов от финансовых вложений следует подходить к таким инвестициям очень взвешенно.

Относительно  надежным способом финансовых вложений сейчас можно считать хранение денег  на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. В этом случае должны учитываться, по меньшей мере, два обстоятельства: темпы инфляции, если речь идет о приобретении сертификатов, и процентная ставка налога с полученных доходов.

 Задача  максимизации чистой прибыли  предприятия тесно связана с  оптимизацией величины уплачиваемых  налогов в рамках действующего законодательства, предотвращением непроизводительных выплат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

25


3. Рентабельность предприятия – экономическое значение, основные коэффициенты рентабельности

 

Важная  роль в системе экономических  показателей эффективности предпринимательской  деятельности принадлежит показателю рентабельности.

Если  прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, т. к. отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Рентабельность может исчисляться по-разному. В период, предшествовавший перестройке экономики России, широко применялся показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к сумме производственных фондов (основных производственных фондов и материальных оборотных средств).

Учитывая, что данный показатель в прежних  условиях хозяйствования был плановым, предполагалось, что он должен был  воздействовать на увеличение выпуска  продукции с наименьшей суммой производственных фондов, т.е. стимулировать улучшение использования последних. Однако, как показало время, поставленная цель не была достигнута. Тем не менее, показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот  показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов и исчисляется по формуле

ROA = (NI+IE) / TA,


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

26


где,

ROA – рентабельность активов;

NI – чистая прибыль;

IE – проценты к уплате;

ТА –  средняя величина активов

Показатель  ROA дает оценку эффективности вложения средств в активы данного предприятия иными словами, оценивается правильность выбора инвестора

Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской  деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрении в производство новых видов продукции и снятии с производства неэффективных изделий.

Рентабельность  продукции исчисляется по формуле

Р= (П / Сп) х 100,

где, Р – рентабельность продукции, %;

П – валовая прибыль предприятия, руб.;

Сп – полная себестоимость реализованной продукции, руб.

Учитывая, что прибыль связана как с  себестоимостью изделия, так и с  ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может  быть исчислена как отношение  прибыли к стоимости реализованной  продукции по свободным или регулируемым ценам, т.е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

Эти показатели рентабельности продукции и рентабельности продаж взаимосвязаны и характеризуют изменение текущих затрат на производство и реализацию как всей продукции, так и отдельных ее видов. В связи с этим

 

при планировании ассортимента производимой продукции учитывается,


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

27


 

насколько рентабельность отдельных видов будет влиять на рентабельность всей продукции. Очень  важно сформировать структуру производимой продукции в зависимости от изменения  удельных весов изделий с большей  или меньшей рентабельностью  с тем, чтобы в целом повысить эффективность производства и получить дополнительные возможности увеличения прибыли.

Рассмотренные показатели дополнятся коэффициентами рентабельности продаж. Возможны различные  алгоритмы их исчисления в зависимости  от того, какой из показателей прибыли  заложен в основу расчетов, однако чаще всего используются валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывают 3 показателя рентабельности продаж а) валовая рентабельность реализованной продукции или норма валовой прибыли (GRM); б) норма операционной прибыли, или операционная рентабельность реализованной продукции (OIM); в) норма чистой прибыли, или чистая рентабельность реализованной продукции (NPM).

GRM = Валовая прибыль / выручка от реализации = S-COGS/S

OIM = Операционная прибыль / выручка от реализации = S-COGS-OE/S

NPM = Чистая прибыль / выручка от реализации = NI/S

где, COGS – СБ реализованной продукции;

OE – операционные расходы (за исключением процентов к уплате и налогов).

В процессе анализа финансового состояния  фирмы могут исчисляться и  другие показатели рентабельности, имеющие  частное значение. Например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала (финансовый индикатор оценки целесообразности инвестиций с позиции собственников предприятий (ROE)), рентабельность перманентного капитала, рентабельность инвестиций и др.

Рост  любого показателя рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями  и процессами. Это прежде всего совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это индексация основных и оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным  фактором роста рентабельности является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно – росту прибыли. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе развития намного дешевле, чем разработка Новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.


 

Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

28



Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

29

 


3. Практическая часть

После реконструкции на участке работает 32 человека:

Из них:   5 человек по 2 разряду

               16 человек по 3 разряду

               8 человек по 4 разряду

               и 2 человека по 5 разряду

Определяем среднюю тарифную ставку:

Здесь по данным бухгалтерии часовая  тарифная ставка рабочих:

= 16руб  – для 2 разряда

= 21руб  – для 3 разряда

= 23,8руб  – для 4 разряда

= 28,6руб  – для 5 разряда

= 5 количество  работающих 2 разряда

= 16 –  количество работающих 3 разряда

= 18 –  количество работающих 4 разряда

= 2 –  количество работающих по 5 разряду

 –  общее число рабочих

Определяем фонд повременной заработной платы:

 

где J – коэффициент повышения производительности труда, по автомобильному транспорту J = 1,05

Определяем размер премии:

  = 80% - процент премии от ФЗП


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

30

 


Определяем фонд заработной платы  за отработанное время:

 

Определяем доплату за неотработанное время:

где - величина дополнительной заработанной платы:

Где – календарные дни;

 = 28 количество отпуска в днях в автомобильной промышленной;

= 52 дня  – количество обще принятых праздничных дней, по Постановлению правительства РФ – 18 дней

Определяем суммарный фонд заработной платы:

Определяем сумму отчислений на социальные нужды:

где - величина отчислений на социальные нужды по данным бухгалтерии составляет:

- в пенсионный фонд – 20%

- в фонд медицинского страхования  – 3,2%

- в фонд социального страхования  – 3%

Информация о работе Себестоимость, прибыль и рентабельность в системе показателей эффективности деятельности предприятия