Системы поддержки принятия решений. Их эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 23:56, контрольная работа

Краткое описание

Информационная система может быть определена с технической точки зрения как набор взаимосвязанных компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений и управление в организации.
С позиции делового видения информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.
Понимать информационные системы - это не означает быть грамотным в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность обеспечить решение проблем в деловой окружающей среде.

Содержание

Введение
Системы поддержки принятия решений. Их эволюция
Элементы СППР и особенности работы.
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 23.95 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

    1. Введение 
    2. Системы поддержки принятия решений. Их эволюция
    3. Элементы СППР и особенности работы.
    4. Заключение
    5. Список литературы

 

 

Введение

Информационная система  может быть определена с технической  точки зрения как набор взаимосвязанных  компонентов, которые собирают, обрабатывают, запасают и распределяют информацию, чтобы поддержать принятие решений  и управление в организации.

С позиции делового видения  информационная система представляет собой организационные и управленческие решения, основанные на информационных технологиях, в ответ на вызов, посылаемый окружающей средой.

Понимать информационные системы - это не означает быть грамотным  в использовании компьютеров, менеджер должен более широко понимать сущность организации, управления и технологий информационных систем и их возможность  обеспечить решение проблем в  деловой окружающей среде.

Деятельность менеджеров связана с необходимостью ежедневно  принимать решения различной  сложности. Существенную помощь в этом оказывают информационные системы, в основном автоматизированные информационные системы.

В первую очередь эта помощь связана с необходимостью сбора  требуемой для принятия решения  информации. Однако обладание информацией - необходимое, но недостаточное условие  для принятия правильного решения. Необходимо еще хорошо знать предметную область, обладать навыками принятия решений, владеть целым набором средств  и методов. Поэтому при принятии действительно сложных решений  необходимо привлекать экспертов - специалистов в различных областях знаний. Однако чтобы эффективно использовать знания, экспертов, нужно, во-первых, знать, какие  эксперты Вам необходимы, во-вторых, какие вопросы ставить перед  ними, и, наконец, как использовать их знания для принятия решения. При  этом задача принятия решения все  равно остается за менеджером.

Главной задачей при принятии решения является выбор варианта, наилучшего для достижения некоторой  цели, или ранжирование множества  возможных вариантов по степени  их влияния на достижение этой цели.

Применительно к задаче выбора варианта информатизации в качестве главной цели фирмы может быть повышение рентабельности фирмы, а  критериями оценки вариантов могут  выступать затраты на информатизацию, способность поддерживать решения, возможность адаптации к другим видам деятельности фирмы, возможность  защиты информации, время реакции  на запрос, надежность оборудования и  пр.

Примерами могут служить: выбор направления развития фирмы, варианта автоматизации деятельности компании, определение варианта размещения филиала, типа выпускаемого или закупаемого  товара, выбор помещения под офис, типа оборудования, кредитора, соисполнителя  работы, назначение на вакантную должность  одного из многих кандидатов и т.д.

Следующие задачи принятия решений - поиск критериев оценки альтернатив и преодоление многокритериальности. Наконец - сама задача выбора, а затем  и реализации решений. Существует много  методов решения проблем, возникающих  на стадиях и этапах процесса принятия решений. Все эти методы в виде соответствующего математического аппарата реализованы в специальных информационных системах - системах поддержки принятия решений (СППР).

Системы поддержки принятия решений уже достаточно давно  используются в развитых странах, но пока еще не получили широкого распространения  в нашей стране.

В данной работе хотелось бы подробнее рассмотреть данные системы, их преимущества, проследить историю  их возникновения и значение на современном  этапе развития. Кроме того, рассматриваются  виды систем принятия решения, их отличия, достоинства и недостатки. Отдельно исследуются экспертные информационные системы, их особенности и применение.

В данной работе были изучены  исследования авторов по данной проблеме: Э.А. Трахтенгеру, Т.К. Кравченко, Д. Уотермен, П. Джексон и др.

 Системы поддержки  принятия решений. Их эволюция

Системы поддержки  принятия решений (DSS) - это компьютерные системы, почти всегда интерактивные, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений. DSS включают и данные, и модели, чтобы помочь принимающему решения решить проблемы, особенно те, которые плохо формализованы.

Несмотря на то, что история  исследований задач и процессов  принятия решений восходит к 1738г., когда  Бернулли и Ла Плас установили логарифмическую форму нелинейной функции полезности денег, актуальность они (и деньги тоже) не потеряли.

Применение СППР основано на экономической целесообразности и определяется сложностью задач, которые  решают с их помощью.

Итак, система поддержки  принятия решений - диалоговая автоматизированная информационная система, использующая правила принятия решений и соответствующие  модели с базами данных, а также  интерактивный компьютерный процесс  моделирования, поддерживающий принятие самостоятельных и неструктурированных  решений отдельными менеджерами  и личным опытом лица, принимающего решения, для получения конкретных, реализуемых решений проблем, не поддающихся решению обычными методами. Системы поддержки принятия решений - это одна из важнейших категорий  информационных систем управления.

В последнее время СППР начинают применяться и в интересах  малого и среднего бизнеса (например, выбор варианта размещения торговых точек, выбор кандидатуры на замещение  вакантной должности, выбор варианта информатизации и т. д.). В общем, они  способны поддержать индивидуальный стиль  и соответствовать персональным потребностям менеджера.

Существуют системы, созданные  для решения сложных проблем  в больших коммерческих и государственных  организациях. Приведем несколько примеров.

Система авиалиний. В отрасли авиаперевозок используется система поддержки принятия решений - Аналитическая Информационная Система Управления. Она была создана American Airlines, но используется и остальными компаниями, производителями самолетов, аналитиками авиаперевозок, консультантами и ассоциациями. Эта система поддерживает множество решений в этой отрасли путем анализа данных, собранных во время утилизации транспорта, оценки грузопотока, статистического анализа трафика. Например, она позволяет делать прогнозы для авиарынка по долям компаний, выручке и рентабельности. Таким образом, эта система позволяет руководству авиакомпании принимать решения относительно цены билетов, запросов в транспорте и т.д.

Географическая  система. Географические информационные системыэто специальная категория систем поддержки, которая позволяет интегрировать компьютерную графику с географическими БД и с другими функциями систем поддержки принятия решений. Например, IBNs GeoNanager- это система, которая позволяет конструировать и показывать карты и другие визуальные объекты для помощи при принятии решений относительно географического распределения людей и. ресурсов. Например, она позволяет создать географическую карту преступности и. помогает верно перераспределить силы полиции. Также ее используют для изучения степени урбанизации, в лесной промышленности, железнодорожном бизнесе и т.д.

Когда классифицируют СППР, учитывают:

  • структурированность решаемых управленческих задач;
  • уровень иерархии управления фирмой, на котором решение должно быть принято;
  • принадлежность решаемой задачи к той или иной функциональной сфере бизнеса;
  • вид используемой информационной технологии.

Целесообразно определить три  класса СППР в зависимости от сложности  решаемых задач и областей применения.

СППР  первого класса, обладающие наибольшими функциональными возможностями, предназначены для применения в органах государственного управления высшего уровня (администрация президента, министерства) и органах управления больших компаний (совет директоров корпорации) при планировании крупных комплексных целевых программ для обоснования решений относительно включения в программу различных политических, социальных или экономических мероприятий и распределения между ними ресурсов на основе оценки их влияния на достижение основной цели программы. СППР этого класса являются системами коллективного пользования, базы данных которых формируются многими экспертами - специалистами в различных областях знаний.

СППР  второго класса являются системами индивидуального пользования, базы данных которых формируются непосредственным пользователем. Они предназначены для использования государственными служащими среднего ранга, а также руководителями малых и средних фирм для решения оперативных задач управления.

СППР  третьего класса являются системами индивидуального пользования, адаптирующимися к опыту пользователя. Они предназначены для решения часто встречающихся прикладных задач системного анализа и управления (например, выбор субъекта кредитования, выбор исполнителя работы, назначение на должность). Такие системы обеспечивают получение решения текущей задачи на основе информации о результатах практического использования решений этой же задачи, принятых в прошлом. Кроме того, системы этого класса могут применяться в торговых предприятиях, торгующих дорогими товарами длительного пользования, в качестве средства "интеллектуальной рекламы", позволяющего покупателю выбрать товар на основе своего опыта приобретения товаров аналогичного назначения.

В процессе своего развития системы поддержки принятия решений прошли следующий эволюционный путь

Первые системы - системы  обработки транзакций (TSP)-это компьютерные системы, предназначенные для выполнения рутинных операций регистрации, накопления, хранения и выдачи информации в заранее  заданной форме. Как видим, в рамках таких систем принятие решений обеспечивалось только информацией.

Следующим этапом развития информационных систем было появление  концепции автоматизированной системы  управления. У нас эта концепция  получила название АСУ, а на Западе - МIS (Management Information System). MIS - это компьютерная система, предназначенная для выборки и интеграции данных из многих источников для обеспечения своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Основные положения этой концепции - централизация обработки информации в едином вычислительном центре, использование аппаратных и программных средств обработки данных в целях сокращения персонала и накладных расходов, появление понятия базы данных, систем управления базами данных. Существует довольно много достоинств и недостатков у этой концепции. Мы не будем их обсуждать здесь в, полной мере, поскольку недостатки устранялись, а завоевания этой концепции использовались в последующих поколениях систем.

Уровень поддержки решений  при использовании данной концепции - информационный, применяются отдельные  модели и методы для принятия оптимальных  решений.

Отметим, что в существенной мере характер всех поколений систем и их концепций определялся техническими возможностями обработки информации, имеющимися на тот период.

Системы автоматизации конторской деятельности реализовывали распределенные базы данных. Устранялась излишняя централизация. Появились локальные  вычислительные сети на базе средних  ЭВМ. Уровень поддержки решений - информационный, применяются отдельные  модели и методы для принятия оптимальных  решений. OAS - это компьютерная система  для выполнения комплекса операций функционирования системы управления как таковой.

Следующий этап - системы DDS. DDS - это диалоговая компьютерная система, использующая формализованные правила  и модели объекта управления совместно  с базой данных и личным опытом менеджера для выработки и  проверки вариантов управленческих решений. Как видим, система этого  рода не обеспечивает информационно  процесс принятия решений, а участвует  в нем.

 

Заключение

Руководство крупных компаний испытывает потребность в достоверной  информации о различных аспектах бизнеса компании в целях поддержки  принятия решений. От этого зависит  качество управления компанией, возможность  эффективного планирования ее деятельности, выживание в условиях жесткой  конкурентной борьбы. При этом критически важными являются наглядность форм представления информации, быстрота получения новых видов отчетности, возможность анализа текущих  и исторических данных. Системы Поддержки  Принятия Решений (СППР) предоставляют  менеджерам такие возможности.

В данной работе были рассмотрены  системы поддержки принятия решений, их зарождение и значение в настоящее  время. Как уже говорилось ранее, СППР с успехом применяются в  самых разных отраслях: телекоммуникациях, финансовой сфере, торговле, промышленности, медицине и многих других.

Вершиной развития информационных систем являются экспертные системы.

Экспертные системы - это  набор программ или программное  обеспечение, которое выполняет  функции эксперта при решении  какой-либо задачи в области его  компетенции. ЭС, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует  со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться  в процессе развития системы.

Экспертные системы, основанные на знаниях, имеют определенные преимущества перед человеком-экспертом:

  • у них нет предубеждений.
  • они не делают поспешных выводов.
  • эти системы работают систематизировано, рассматривая все детали, часто выбирая наилучшую альтернативу из всех возможных.
  • база знаний может быть очень и очень большой. Будучи введены в машину один раз, знания сохраняются навсегда.
  • системы, основанные на знаниях, устойчивы к “помехам”. Эксперт пользуется побочными знаниями и легко поддается влиянию внешних факторов, которые непосредственно не связаны с решаемой задачей.
  • эти системы не заменяют специалиста, а являются инструментом в его руках.

Информация о работе Системы поддержки принятия решений. Их эволюция