Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:31, автореферат

Краткое описание

Цель и задачи. Целью диссертационной работы является разработка научных принципов и подходов, методов использования виртуальных процедур в процессе управления промышленным предприятием и на этой основе построение конкретных бизнес–моделей, призванных обеспечить качественно новый уровень системы управления субъектов хозяйствования.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
обосновать научные категории виртуализации в качестве рабочего инструмента, которые возникли в связи с органичным включением виртуальных процедур в управленческий процесс промышленного предприятия;
выявить структуру информационного обеспечения, которая является основой построения управленческого процесса промышленного предприятия с использованием виртуальных процедур и формирования базы данных информационно-аналитического центра;

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

на базе уточнения существующих методик эффективности функционирования экономических систем на микроуровне, предложена авторская методика расчета затрат каждого предприятия промышленного комплекса на виртуальные процедуры путем построения экономико–математической модели формирования суммарных затрат (прямых и косвенных), позволяющая адекватно связать их с получаемым эффектом от виртуализации, а также сгруппировать субъекты по двум направлениям: информационно-аналитический центр (оттоков наличности) и покупателей продукции предприятия (притоков наличности);

разработана классификация бизнес-моделей промышленного  предприятия на основе виртуальных  процедур, учитывающая такие классификационные  признаки как качество информационных услуг, структуру информационного  обеспечения в коммуникационных сетях, с позиции занимаемого ими места в бизнесе и позволяющая оценить приоритеты применения бизнес-моделей с целью повышения эффективности функционирования промышленного предприятия, а также доказано, что построенная в авторском исполнении модель Интернет-представительства предприятия может служить основополагающей моделью для связи функций управления промышленного предприятия с субъектами внешней среды, решения на её основе существенного круга управленческих задач в области стратегии, маркетинга, контроллинга;

показана  значимость модели электронного бизнеса, с одной стороны, в качестве сегмента апробации модели Интернет-представительства  промышленного предприятия, с другой – как относительно автономной модели управления предприятием на базе виртуальных  процедур, в рамках которой не только осуществляются продажи продукции предприятия в электронном режиме, но и формируется имидж промышленного предприятия, элементы контроллинга, закладываются долгосрочные основы бизнес-контактов с поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой продукции.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается  в том, что её положения, используемые методы, инструменты можно принять  за основу при построении механизмов управления промышленным предприятием на базе виртуальных процедур. Переход от категориального подхода к моделям теоретического характера и далее к конкретным моделям (бизнес-модель промышленного предприятия, электронного бизнеса) является классическим вариантом системных исследований, методов анализа от абстрактного к конкретному.

Сконструированные бизнес-модели предприятия являются рабочим инструментом, которые можно  либо без адаптации, либо при незначительной вариации использовать промышленному  предприятию любой отрасли, в особенности предприятиям сахарной промышленности.

Полученные  результаты исследований можно использовать в учебном процессе высших учебных  заведений при изучении дисциплин  «Менеджмент», «Производственный менеджмент», «Внутрифирменное планирование», а также специального курса «Инновационные методы управления на основе виртуальных экономических отношений».

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях, семинарах: Всероссийской научной конференции "Юг России в перекрестье напряжений" (2003 г.) г. Туапсе, Международной научно-практической конференции Кубанского государственного университета "Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации" (2004 г.) г. Сочи, Международной научно-практической конференции "Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития" (2005 г.) г. Сочи и др.

Рекомендации  соискателя по повышению эффективности  взаимодействия промышленных предприятий Краснодарского края посредством виртуальный процедур использованы при организации деятельности сахарных заводов ОАО "Динсксахар", ОАО "Гиркубс", ОАО "Кореновсксахар".

Основные  положения исследования нашли отражение  в 10 печатных работах общим объёмом 2,51 п.л., в том числе авторских 1,59 п.л.

Структура и объём работы обусловлены логикой  исследования, позволяющей последовательно  раскрыть обозначенные цель и задачи исследования. Диссертация состоит  из введения, трёх глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографического списка из 145 наименований. Общий объём диссертации составляет 158 страниц, в неё включено 8 формул, 18 таблиц, 26 рисунков.

2. ОСНОВНОЕ  СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной  работы, определяется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, излагается научная новизна результатов, выносимых на защиту.

В первой главе «Информационные технологии, как предпосылка виртуальных  процедур бизнеса» проводится обобщение отечественного и зарубежного опыта в использовании информационных технологий, на основании чего определяются условия «встраивания» их в процесс управления предприятием. С этих позиций уточняются определения ряда категорий управления на основе виртуальных процедур.

В современном  обществе Интернет оказывает настолько  значительное влияние на мировой  бизнес, что речь идет о мировой  Интернет-экономике. Влияние Интернет-технологий на экономику сопоставимо с индустриальной революцией; электронные сети позволяют людям преодолеть барьеры времени-пространства и пользоваться преимуществами глобальных рынков и деловых возможностей; наступает новая эра экономических возможностей и прогресса. Тенденции таковы, что Интернет становится неотъемлемой частью процессов управления на предприятии.

На рисунках 1 и 2 приведена динамика наиболее распространённой в настоящее время формы электронного бизнеса – электронных продаж между предприятиями (рис. 1) и в  системе «предприятие – потребитель» (рис. 2).

Рисунок 1 — Рост годового оборота рынка  электронных продаж в системе  «предприятие – предприятие», млрд долл.[1]

При общих  тенденциях существенного роста  годового оборота электронных продаж во всех регионах земного шара следует отметить особую интенсивность этого процесса в Европе, и, как следствие, проникновение подобных тенденций на промышленные, торговые предприятия России.

Рисунок 2 — Рост электронной коммерции  в системе «предприятие – потребитель», млрд долл.[2]

В диссертации  рассматривается опыт ведения электронного бизнеса на предприятиях различных  стран мира, в частности: компании ДЕЛЛ (Dell Computer) – лидируют в США в области производства компьютерных систем; «UBS» (Цюрих, Швейцария) – крупнейший банк Европы; «MIGROS Cooperative» (далее Мигрос) – торговых компаний Швейцарии); немецкой компании «AGI business media productions GmbH» – крупнейшего мультимедийного агентства Германии.

Анализ  зарубежного опыта позволил сформулировать общие принципы интеграции информационных технологий в управленческий процесс, не зависимые от специализации предприятия. Общепринятое определение информационных технологий, как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, приемов, способов обработки и передачи информации в конкретных предметных областях не отражает основополагающих принципов, при которых информационные технологии становятся инновационным инструментом механизмов управления на предприятии. А именно, к таким принципам автору представляется важным отнести:

многоуровневость  бизнес-системы с обязательным включением её в глобальную информационную сеть;

наличие независимых партнёров – участников информационной сети, каждый из которых имеет свои интересы в партнёрских взаимодействиях;

органичное  включение в процесс управления промышленным предприятием (комплексами  предприятий) в целом, созданием  своих (собственных) управленческих структур с определёнными функциями в  процессе управления.

формирование  кооперационного менеджмента в  целях координации деятельности территориально распределенных партнерских компаний;

направленность  на управленческие функции промышленного  предприятия;

Исходя  из данных принципов, в диссертации  формируются рабочие категории  виртуальных процедур управления. Прежде всего, представляется важным углубление понятия виртуализации, отказ от его определения с упором на технический аспект проблемы, предполагающего, что его основой является использование компьютерной симуляции посредством Интернет. Безусловно, компьютерная симуляция является важной, но лишь технической стороной проблемы, и ещё не обеспечивает должных предпосылок применения виртуальных процедур

в управленческом процессе. Важным является органичное "встраивание" виртуальных инструментов в процесс управления с определением места, функций субъектов – носителей виртуальных процедур.

Виртуальные категории классифицируются в работе по принципам интеграции в управленческие процедуры относительно обособленных организационных структур, включающие понятие виртуального рабочего места, виртуального предприятия, интегрированных бизнес-моделей, построенных на сетевых принципах.

В частности, недостаточно отметить, что виртуальное  рабочее место, которое отнесено к первой группе, представляет собой  настольный или переносной компьютер с установленным программным обеспечением, необходимым для подключения к серверам корпоративной сети. Это, безусловно, так. Однако без определения того, какие конкретно управленческие задачи будут решаться на данном рабочем месте, с какими субъектами будет осуществляться координация, какой тип управленческой организации будет в результате получен, достижение эффективности применения виртуальных процедур будет весьма проблематичным.

Вторую  группу категорий виртуальных процедур представляет понятие виртуальных предприятий. С авторских позиций вполне можно согласиться с определением виртуального предприятия, данного в диссертационной работе Д.А Ивановым, представляющего динамичную открытую бизнес-систему в виде совокупности временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способных на основании их координации и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу. Тем не менее, следует подчеркнуть, что данное определение не может охватить все многообразные стороны этой новой категории. В частности, У. Франке считает особо важным отметить организацию проведения работ администратором базы данных по инициированию виртуальной Web-платформы, поддержанию ее деятельности и лишь затем приступить на этой основе к формированию и функционированию виртуальной организации. При формировании категорий второй группы является оправданным в рамках авторских исследований подчеркнуть ориентацию проектирования виртуального предприятия на теорию базовой компетенции. Этот элемент принят автором в качестве предпосылки использования информационных технологий в управленческом процессе.

В случае использования виртуальных бизнес-моделей (третья группа) речь ведётся об обособлении механизмов управления отдельного управленческого комплекса, решающего задачи по взаимодействию предприятия с субъектами внешней среды в глобальной сети. В частности, автором анализируются при этом модели электронной коммерции и электронных продаж. Автор стоит на позициях, что основополагающей характеристикой в них является не только взаимодействие между субъектами при помощи цифровых технологий в процессе обмена информацией, но и проведение маркетинговых исследований, установление контактов между потенциальными заказчиками и поставщиками и т.д. В построенных в диссертации бизнес-моделях выявляется какие управленческие задачи будут ими решаться, механизмы взаимодействия субъектов в сети и управленческих звеньев на предприятии. Именно модели данного типа, по мнению автора, являются наиболее адекватными процессу управления на промышленных предприятиях и составляют основу диссертационного исследования.

Вторая  глава «Интегрированные информационные структуры промышленного бизнеса» является базовой в плане концепции авторского исследования. В её рамках определяются теоретические основы построения инструментов и механизмов управления на промышленном предприятии: состав решаемых задач и адекватная ему структура базы данных управления, вычленяются субъекты управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур, их функции и взаимосвязь; как результат, уточняются подходы и методики к оценке эффективности предоставления услуг информационно-аналитических центров.

На основе анализа концепций по методологии управления и планирования промышленных предприятий (И. Ансофф, К. Боумэн, С. С. Исаулова, Ф. Котлер и др.), автор провёл классификацию основных показателей управления промышленным предприятием с позиций решаемых управленческих задач (рис. 3). При расчёте показателей управления и планирования субъектов хозяйствования основываются на определении стратегии предприятия. Главным итогом маркетингового планирования является прогнозирование перспективных продаж, а управления маркетингом – каким инструментарием маркетингового микс эти продажи достижимы. Далее рассчитываются остальные показатели развития предприятия.

Отметим определённую условность данной схемы, которая вполне пригодна как рабочая  гипотеза авторского исследования и  позволяет сделать выводы, на которых будут основаны дальнейшие исследования.

Информация о работе Совершенствование модели управления промышленным предприятием на основе виртуальных процедур