В зависимости от способа представления
информации, характера работы над
ней и контроля усвоения знаний
различают обучающие программы:
- линейные;
- разветвленные;
- адаптивные;
- комбинированные.
Линейные программы представляют
собой последовательно сменяющиеся
небольшие блоки учебной информации
с контрольным заданием. После
изучения учебной программы обучаемому
дается контрольное задание, которое он
должен выполнить и дать правильный ответ,
иногда просто выбрать его из нескольких
возможных. В случае правильного ответа
обучаемый получает новую учебную информации,
а если ответ неправильный - предложение
вновь изучить первоначальную информацию.
И так до тех пор, пока не будет дан правильный
ответ.
Разветвленная программа отличается
от линейной тем, что обучаемому,
в случае неправильного ответа,
может предоставляться дополнительная
учебная информация, которая позволит
ему выполнить контрольное задание,
дать правильный ответ и получить
новый блок учебной информации.
Адаптивная программа предоставляет
обучаемому возможность самостоятельно
выбирать уровень сложности нового
учебного материала, изменять его
по мере усвоения и обращаться
к электронным справочникам, словарям,
пособиям и т.д.
Комбинированная программа включает
в себя фрагменты линейного, разветвленного,
адаптивного программирования.
В соответствии с концепцией
программированного обучения построены
автоматизированные учебные курсы
по освоению компьютерной техники.
Как разновидность идей программирования
в обучении возникает блочное
и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется
на основе гибкой программы, обеспечивающей
ученикам возможность выполнять
разнообразные интеллектуальные
операции и использовать приобретаемые
знания при решении учебных
задач. Выделяются следующие последовательные
блоки такой обучающей программы,
предусматривающие гарантированное
усвоение определенного темой
материала: информационный блок; тестово-информационный
(проверка усвоенного); коррекционно-информационный
(в случае неверного ответа - дополнительное
обучение; проблемный блок: решение
задач на основе полученных
знаний; блок проверки и коррекции.
Изучение следующей темы повторяет
вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (как развитие
блочного) - такая организация процесса
учения, при которой учащийся
работает с учебной программой,
составленной из модулей. Технология
модульного обучения является
одним из направлений индивидуализированного
обучения, позволяющим осуществлять
самообучение, регулировать не только
темп работы, но и содержание
учебного материала.
Сам модуль может представлять
содержание курса в трех уровнях:
полном, сокращенном и углубленном.
Программный материал подается
одновременно на всех возможных
кодах: рисуночном, числовом, символическом
и словесном. Обучающим модулем
называют автономную часть учебного
материала, состоящую из следующих
компонентов: точно сформулированная
учебная цель (целевая программа);
банк информации: собственно учебный
материал в виде обучающих
программ; методическое руководство
по достижению целей; практические
занятия по формированию необходимых
умений; контрольная работа, которая
строго соответствует целям, поставленным
в данном модуле.
Общая система знаний и качеств
личности представляется как
иерархия модулей. Система контроля
и оценки учебных достижений -
рейтинговая; накопление рейтинга
происходит в процессе текущего,
промежуточного и заключительного
контроля.
Объединение идеи модулей с
технологией проблемного обучения
дает гибкую технологию проблемно-модульного
обучения (М.А.Чошанов). Она разрабатывается
в основном для высшей школы,
но может быть применена и
в средней.
5. Контекстное обучение.
Достаточно широкое распространение
в профессиональном (высшем и
среднем) образовании получает в
настоящее время знаково-контекстное,
или контекстное обучение. В этом
обучении информация предъявляется
в виде учебных текстов ("знаково"),
а сконструированные на основе
содержащейся в них информации
задачи задают контекст будущей
профессиональной деятельности. По
А.А.Вербицкому, предметное и социальное
содержание будущей профессиональной
деятельности моделируется в
учебном процессе за счет: дидактических
средств; форм; методов.
Одно из основных мест здесь
занимает деловая игра. Деловая
игра понимается как форма
знаково-контекстного обучения, в
которой участники осуществляют
квазипрофессиональную деятельность,
несущую в себе черты как
учения, так и труда.
6. Бихевиористские теории научения.
В бихевиористских теориях научения
(Э.Торндайк, Д.Уотсон, Б.Скинер и
др.) общая формула усвоения выглядит
так:
"стимул - реакция - подкрепление".
Стимул - это побудительная причина
или ситуация (задача, вопрос и
т.п.), реакция на стимул - само
действие (физическое, умственное), подкрепление
- сигнал о правильности выполнения
действия (материальное или моральное
стимулирование). Отрицая сознание
как основной компонент человеческих
психологических процессов, бихевиористы
анализируют лишь внешние, поведенческие
акты, которые, по их мнению, образуются
путем механического (физиологического)
закрепления адекватных реакций
на стимулы. Обучающие упражнения,
построенные на бихевиористской
теории усвоения, состоят из мелких,
дробных порций информации, повторяемых
многократно в различных сочетаниях
и обеспечивающих их запоминание.
7. Гештальттеория усвоения.
Гештальттеория усвоения (М. Вертхеймер,
Г. Мюллер, В. Келер, К. Коффка и др.)
основывается на учении о гештальте
- такой целостной организации
объекта восприятия, при которой
только и возможно усвоение
знаний. Отсюда строится особая
теория усвоения как одномоментное
запечатление в ходе учебной
деятельности. Упражнения по гештальттеории
оперируют достаточно крупными
законченными в смысловом отношении
фрагментами информации, расчет
в которых сделан на запечатлении
самой структуры фрагмента и
его смысла.
8. Суггестопедическая концепция обучения.
Суггестопедическая концепция обучения
- это обучение на основе эмоционального
внушения в бодрствующем состоянии,
приводящее к сверхзапоминанию.
Оно предполагает комплексное
использование всех вербальных
и невербальных, внешних и внутренних
средств суггестии (внушения).
Реализация данной концепции
предполагает создание особых
психолого-педагогических условий
обучения.
Для преподавателя это означает:
высокий авторитет: широкая известность,
впечатляющие успехи в обучении,
выдающиеся личные качества, сила
убеждения и др.; инфантилизация
- установление естественной обстановки
доверия, когда обучаемый как
бы вверяет себя преподавателю;
двуплановость при введении нового
материала: каждое слово, несущее
самостоятельную смысловую нагрузку,
сопровождается соответствующей
интонацией, жестом, мимикой и т.д.
Для обучаемого
необходимы:
формирование
веры в осуществимость задач обучения;
постоянное положительное эмоциональное
подкрепление за счет эстетических и комфортных
условий; внушения мысли об огромных возможностях
интеллекта обучаемых; демонстрации быстрого
продвижения вперед в изучении дисциплины
и др.; "погружение" в учебную дисциплину,
концентрированное изучение материала:
каждый день только одна учебная дисциплина
по 4-6 часов в течение 2-3 месяцев и др.
Основы суггестопедии заложены
в трудах В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе,
Б.Д. Парыгина, Г.К. Лозанова и др.
9. Теория обучения на основе нейролингвистического
программирования.
Теория нейролингвистического программирования
(НЛП) представляет процесс обучения
в виде движения информации
сквозь нервную систему человека.
В теории НЛП выделяются:
информационная
модель:
вход информации;
хранение информации;
переработка
информации;
выход информации
- ее воспроизведение в той или иной форме;
виды информации:
сенсорная (нейро);
вербальная
(лингво).
Отсюда и произошло
название "нейролингвистическое".
Три типа детей (обучающихся) в
зависимости от преобладающего
развития определенной модальности
(канала) восприятия и прохождения
информации:
визуалисты
(видение);
аудиалы (слышание)
кинестетики
(прикосновение) каналов прохождения информации.
Два типа детей, отличающихся
развитием различных полушарий
мозга: левополушарные (где локализованы
процессы логического, вербального
мышления) и правополушарные (где
в основном сосредоточены эмоциональные
процессы).
Каждый человек имеет свое индивидуальное
сочетание особенностей нервной системы,
которые и определяют успешность или не
успешность данной системы обучения.
Таким образом, педагогической наукой
разработано достаточно много
разнообразных педагогических теорий,
концепций, позволяющих на научной
основе, эффективно и качественно
обучать. Выбор соответствующей
теории, концепции обучения зависит
от характера подготовки специалистов,
содержания проводимых учебных
занятий, профессиональной компетенции
и методического мастерства преподавателя.
Заключение
Все педагогические концепции, независимо
от их содержания и направленности,
конечную цель обучения трактуют
как овладение обучаемыми системой
знаний и практической подготовленности,
необходимых для успешной практической
деятельности. Организационную сторону
этого процесса обеспечивает
руководитель этого занятия. Поэтому
очень важно знать сущность, содержание
и особенность основных концепций
обучения, видеть их сильные и
слабые стороны и с учетом
этого организовать процесс обучения.
Руководствуясь основными положениями
той или иной концепции обучения,
педагог планирует свою деятельность
и деятельность обучаемых по
овладению или учебным материалом.
При этом он использует наиболее
эффективные формы, средства и
методы обучения. Регулярный контроль
и анализ результатов учения
позволяют оперативно вносить
необходимые коррективы, как в
деятельность обучающегося, так
и в деятельность обучаемых.
Современные ученые, представители
педагогики, психологии и других
наук разработали целостную концепцию
обучения. Новые решения органически
объединяют продуктивные традиционные
и инновационные подходы.
Список использованной литературы:
- Олешков М.Ю., Уваров В.М. Современный
образовательный процесс: основные понятия
и термины – М.: Компания Спутник, 2006. -
191 с.
- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах:
Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2004. - 208 с.
- Григорович Л.А. Педагогика и психология:
Учеб. пособие для студентов вузов. - М.:
Гардарики, 2003. - 475 с.
- Подласый И. П. Педагогика. – М.: Владос, 2000.