Социально ориентированная рыночная модель экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 23:48, реферат

Краткое описание

В организационном плане – это совокупность субъекта хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, отраслей региона их взаимосвязей и отношений.
В структурном плане – это хозяйственные комплексы: промышленность, АПК, военно – промышленный, топливно – энергетический. В функциональном плане – это совокупность потенциалов: природно–ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического.
В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, рынка жилья.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат социально ориентированная рыночная модель.docx

— 30.47 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра финансов и мировой экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность «Коммерческая деятельность»

 

 

Автор работы

Студент 2 курса, 1 группы дн/о                                                  Д.В. Пороховник

 

 

 

 

Основные черты социально ориентировочной рыночной экономики.

Национальная экономика – это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты:

- суверенитет нации и  государства;

- территориальная целостность;

- единство экономического  пространства и юридической среды;

- наличие единого платежного  средства – национальной денежной  единицы – и целостной финансовой  системы;

- развитость внутреннего  рынка и стабильность внешнеэкономических  отношений;

- эффективные гарантии  независимого распоряжения и  приумножения национального богатства  в интересах повышения благосостояния  нации.[11]

В организационном плане – это совокупность субъекта хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, отраслей региона их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане – это хозяйственные комплексы: промышленность, АПК, военно – промышленный, топливно – энергетический. В функциональном плане – это совокупность потенциалов: природно–ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического. [11]

В институциональном плане – это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, рынка жилья.[11]

По уровням управления и функционирования национальная экономика подразделяется на:

- макроуровень (экономика  в целом)

- мезоуровень (отрасли, регионы)

- микроуровень (предприятия  и организации первичного производственного  звена)[11]

Белорусская модель развития формируется в течение последних 10—12 лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.[10]

Социальная общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы: 
• политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан); 
• отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности); 
• типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости); 
• ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства); 
• характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних); 
• целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения); 
• характером внутреннего рынка (укреплением рынка «покупателя»); 
• социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве).[10]

Конкретное страновое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностные установки, «философия» перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.

За последние столетия развития человеческой цивилизации в рамках мировой рыночной системы в различных странах, прежде всего высокоразвитых, построены эффективные модели рыночной экономики.

Научная типология сводит их по критериям предельной рыночной «либеральности» и предельной «социальности» условно к двум доминирующим группам: «англо-американской» и «германо-японской» (или «рейнской») моделям.[10]

Для первой группы — либеральной, или частнокорпоративной — характерны следующие черты экономической модели: 
• абсолютное преобладание частной собственности; 
• законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка; 
• ограничение сферы государственного регулирования в основном проведением макроэкономической политики; 
• относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.[11]

Либерализм в социальной политике РБ представлен в виде Либерально-демократической партии. Главной задачей ЛДП в развитии экономики является - переход к экономическому росту на основе стимулирования развития легального сектора экономики, способного обеспечить наполнение бюджета, и вытеснения теневой экономики.[11]

Основные пункты экономической программы Либерально-демократической партии:

  • Восстановление доверия к государству
  • Доверие людей и бизнеса к власти - это предварительное условие осуществления любой экономической программы. Доверие - это деньги: легализация сбережений населения, перевод их в инвестиции. Чтобы восстановить доверие к государству необходимо выполнение следующих условий: 
    Реальная и надежная правовая защита собственности и собственника, независимо от их форм.
  • Стабильность национальной валюты.
  • Кредиты банков реальному сектору. Обеспечение предсказуемости действий Правительства, стабильность правил игры на экономическом поле.
  • Реальный бюджет. Привлечение иностранных и отечественных инвестиций под надежные гарантии со стороны государства. Честные и стабильные отношения с инвесторами. Гласное использование имеющихся у государства финансово-промышленных ресурсов.
  • Снижение налогов и налоговая реформа[11]

Необходимы радикальное снижение налоговой нагрузки (стимулирующее экономический рост) и система мер по выводу экономики из кризиса.[11]

Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими параметрами: 
• «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности); 
• макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости); 
• особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; 
• высокая доля государственного бюджета в ВВП («государство благосостояния»); 
• развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.[11]

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, приоритет отдается коллективистскому началу, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения. 
Наиболее полно совокупность этих качеств представлена в модели социального рыночного хозяйствования Германии и моделях экономического развития Швеции, Швейцарии, Японии.[11]

В мировом хозяйстве представлены также страновые модели, которые можно считать переходными формами. Так, экономическая система Франции занимает промежуточное положение между либеральным и социально ориентированным типами.

Однако наибольший интерес для нашей страны представляют модели социально ориентированной экономики. Они содержат черты и основные принципы, которые могут быть типичными, общими для всех социальных рыночных хозяйств, в том числе для модели экономики, к которой в перспективе стремится Беларусь.[10]

Как уже отмечалось, выбор модели социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики в качестве перспективной был осуществлен в основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Это было не простое заимствование зарубежного опыта, а стратегическое решение, основанное на учете специфических особенностей Беларуси, ее истории, национального характера и менталитета народа, истории государства и общества, традиций хозяйствования и, конечно, опыта развитых рыночных стран. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

• длительная принадлежность к социалистической системе однозначно обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; 
• историческая вера в необходимость сильного государства, защищающего народ, сохраняет ведущую роль государства в рыночных преобразованиях; 
• традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловили взвешенный подход к рыночным реформам, выбор эволюционного (а не «шокового») пути преобразований; 
• неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, неправедного обогащения немногих за счет большинства населения.[10]

Эти факторы учитывал Президент страны А.Г. Лукашенко, когда в своем выступлении 22 марта 2002 г. (на итоговом пленарном заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных государственных органов) охарактеризовал белорусскую модель развития. Обобщая практический опыт по выходу страны из острой фазы кризиса, построению рыночных отношений, основываясь на научных оценках функционирования экономической системы, Президент подчеркнул следующие черты этой модели: 
• сильную и эффективную государственную власть, обеспечивающую политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок; 
• равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий развития экономики — эффективность ведения хозяйства. Исходя из этого, приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство поиска заинтересованных инвесторов, создания эффективного собственника; 
• многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;

• активизацию интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, прежде всего экономических; 
• сильную социальную политику государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также адресную социальную помощь.[10]

И хотя речь шла о ныне действующей модели развития, т.е. о принципах и направлениях государственной политики, ее базовые характеристики являются императивами, которые должны реализовываться в перспективной модели экономики (ПМЭ). Тем самым подтверждена правильность контуров будущего образа (модели) белорусской экономики, содержащегося в таких стратегических документах, как Национальная стратегия устойчивого развития до 2010 года и Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Эта модель включает следующие принципы и направления государственной политики: 
• общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы; 
• построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; 
• формирование развитого гражданского общества и самоуправления; 
• приоритетное развитие человеческого потенциала; 
• выбор в качестве стратегического императива социальной ориентации рыночной экономики; 
• переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства; 
• повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности

• интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества; 
• следование экологическому императиву. 
Кроме того, перспективная модель экономики должна обеспечивать: 
• преемственность действующей белорусской модели развития и ориентация на мировой опыт; 
• единство социального и экономического, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; 
• единство частной собственности и интересов государства, ответственность предпринимателя перед обществом; 
• экономическую свободу человека и свободу экономического выбора; 
• равенство государственных и частных субъектов рыночных отношений; 
• экономическое и социальное партнерство; 
• ориентацию на жизненные потребности населения и рост его благосостояния; 
• стабильность стратегического курса на социальное правовое государство; 
• приоритет прав граждан; 
• ответственность государства перед гражданами и социальную защиту; 
• ограничение сфер действия административного механизма государственного регулирования; 
• сочетание свободной конкуренции с регулированием; 
• взаимодействие институтов труда и капитала в рамках социального партнерства.[11]

Информация о работе Социально ориентированная рыночная модель экономики