Сравнительная характеристика российских и международных стандартов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:23, реферат

Краткое описание

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что развитие бухгалтерского учета и отчетности происходит в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране, отвечая характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды в России потребовало адекватной системы бухгалтерского учета и отчетности. С этой целью в Российской Федерации были приняты две программы реформирования бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с МСФО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…. 3
Сравнительная характеристика МСФО 1 и ПБУ 4/99………………………….4
Сравнительная характеристика МСФО 18 и ПБУ 9.99………………………..8
Сравнительная характеристика МСФО 16 и ПБУ 6.01………………………13
Заключение ………………………………………………………………………26
Библиографический список……………………………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

ВЭД - МСФО и росс станд.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Сущность допустимого  альтернативного подхода состоит  в переоценке основных средств до их справедливой стоимости. Справедливая стоимость земли и зданий определяется профессиональными оценщиками на основе подтвержденных рыночных цен. Справедливой стоимостью станков и оборудования обычно является их рыночная стоимость, определяемая путем оценки. Частота проведения переоценок в случае альтернативного подхода зависит от изменений в справедливой стоимости объектов основных средств.

Справедливая  стоимость некоторых категорий  основных средств может значительно  колебаться, поэтому они требуют ежегодной переоценки. Основные средства с незначительными изменениями справедливой стоимости могут переоцениваться каждые три — пять лет.

В балансе объекты  основных средств признаются по справедливой стоимости на дату переоценки за вычетом  амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии. Увеличение балансовой стоимости объекта отражается на счете «Капитал», уменьшение признается расходом данного периода.

На дату переоценки корректируются и суммы накопленной  амортизации. При этом возможно использование двух методов:

амортизация переоценивается  пропорционально изменению балансовой стоимости актива до вычета износа, причем после переоценки балансовая стоимость актива должна соответствовать  его переоцененной стоимости;

амортизация списывается на уменьшение первоначальной стоимости актива, и полученный результат переоценивается.

При переоценке объектов основных средств земля  и здания оцениваются обычно по рыночной стоимости, устанавливаемой профессиональными  оценщиками. Если данные о рыночной стоимости машин и оборудования отсутствуют (например, в силу их специфического характера или редкости сделок по их купле-продаже), эти виды активов оцениваются по стоимости их замещения с учетом накопленного износа.

Стоимость замещения  с учетом износа — это стоимость нового аналогичного актива за вычетом износа. По российской терминологии речь идет о восстановительной стоимости объекта основных средств. В зарубежной практике по этой стоимости, как правило, происходит страхование активов. Чтобы определить уменьшение стоимости актива объекта основных средств, компания должна руководствоваться МСФО 36 «Обесценение активов».

Переоценке  подлежит каждый объект группы. Для  отражения результатов переоценки используется счет «Капитал», субсчет  «Резерв переоценки». Если актив дооценивается, счет кредитуют, если уценивается — дебетуют.

В случае дооценки актива, прошедшего ранее уценку, на счет «Капитал», субсчет «Резерв  переоценки» списывается лишь разница  между суммой дооценки и ранее  произведенной уценкой, причем последняя кредитуется на счет прибылей и убытков.

При уценке актива, который ранее дооценивался, в  отчете о прибылях и убытках признается лишь превышение уценки над дооценкой. Одновременно ранее признанная дооценка списывается со счета «Капитал», субсчет «Резерв переоценки».

Таким образом, российское законодательство допускает  переоценку основных средств: подход к  их последующей оценке в ПБУ 6/01 соответствует  допустимому альтернативному подходу  в МСФО 16. Вместе с тем в отличие  от МСФО 16 ПБУ 6/01 устанавливает минимальный период переоценок основных средств — год.

Кроме того, существуют отличия и в порядке учета  переоценки. В российском законодательстве в случае уценки основного средства на сумму, большую той, на которую  оно ранее дооценивалось, полученная разница относится на счет нераспределенной прибыли (по МСФО 16 — на расходы текущего периода). А в случае дооценки объекта основных средств сумма дооценки зачисляется на счет добавочного капитала, за исключением той ее части, на которую ранее состоялась уценка и которая теперь должна быть отнесена на увеличение нераспределенной прибыли (согласно МСФО 16 — зачисляется в доход текущего периода).

Наконец, в ПЬУ 6/01 отсутствует обязательное требование учета обесценения основных средств. Если организация не производит ежегодную переоценку основных средств, в ходе которой могло бы выявиться обесценивание некоторых объектов, то даже при очевидном снижении их стоимости руководство вправе не уменьшать их балансовую стоимость, от чего страдают качественные характеристики отчетности.

5. Амортизация

Стоимость объектов основных средств погашается посредством  начисления амортизации.

Амортизация трактуется в МСФО как систематическое уменьшение амортизируемой стоимости актива на протяжении срока его полезной службы. В ПБУ 6/01 не дается определения амортизации.

Согласно ПБУ  сроком полезного использования  является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические  выгоды (доход) организации. Для отдельных  групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

МСФО определяет срок полезной службы как ожидаемый период использования актива компании или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием данного актива.

Критерии определения  срока полезного использования  в соответствии с ПБУ 6/01 и МСФО 16

Таблица 5

Критерии определения

срока полезной службы по МСФО 16

срока полезного использования по ПБУ 6/01

ожидаемый физический износ, который зависит от эксплуатационных факторов, таких как количество часов  использования актива, ремонт и техническое  обслуживание

ожидаемый срок использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью

технологический и моральный износ, возникающие  в результате изменений или усовершенствований производства, а также в связи  с изменением спроса продукции на рынке или объема предоставления услуг по активу

ожидаемого  физического износа, зависящего от режима эксплуатации

юридические и  тому подобные ограничения по использованию  актива, например ограничения, связанные  с безопасностью использования  или истечением срока сдачи актива в аренду

нормативно-правовых ограничений использования объекта


 

Сходство между  ПБУ 6/01 и МСФО 16 в условиях определения  срока полезного использования  очевидно. Однако в отличие от МСФО 16 российские правовые акты не содержат положений, позволяющих периодически пересматривать сроки полезного использования объектов основных средств. Российский стандарт предполагает пересмотр сроков полезного использования лишь в случае проведенной реконструкции или модернизации при улучшении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта.

В соответствии с МСФО 16 амортизации подлежит первоначальная или восстановительная стоимость  объекта основных средств за вычетом  ликвидационной стоимости. Под ликвидационной стоимостью актива в этом случае понимается сумма, которую компания ожидает получить за актив в конце срока его полезной службы, за вычетом затрат по выбытию.

 

Заключение

МСФО приобретают  все большее применение и признание  во всем мире. Сотни компаний, в основном мультинациональные корпорации и международные  финансовые организации, заявляют о приведении своей финансовой отчетности в соответствии МСФО. Многие страны и организации поддерживают МСФО как свои собственные, с небольшими поправками и изменениями или без таковых. Многие фондовые биржи используют МСФО для оформления международных листингов, хотя и существуют некоторые важные исключения.

В ближайшее  время максимально использовать международные стандарты финансовой отчетности в бухгалтерском учете  России, по всей вероятности невозможно, но стремиться к этому надо. В конечном итоге внедрение международных стандартов финансовой отчетности в России приведет к резкому совершенствованию и реформированию действующей системы бухгалтерского учета на всех уровнях его организации.

Внедрение МСФО не подразумевает одномоментного изменения всей системы учета и отчетности в России. Переход к использованию международных стандартов, несомненно, должен быть постепенным и целенаправленным процессом. Смысл такого процесса заключается в том, чтобы недостатки и несоответствия отечественной системы бухгалтерского учета устранялись последовательно в соответствии с запросами рыночной экономики без нарушения целостности этой системы.

Невозможность быстрого перехода на МСФО обусловлена  необходимостью предварительного осуществления  большого числа мероприятий, делающих такой переход реальным. В частности, потребуются коррективы в законодательстве, прежде всего гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности. Принимая во внимание, что МСФО имеют дело лишь с отчетностью, орган, регулирующий учет и отчетность в стране, должен разработать и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых стандартов, включая вопросы организации учетного процесса. Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета и отчетности, включая серьезные изменения в налоговых правилах.

Необходима  определенная институциональная перестройка  системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности, в том числе образование органа, способного быстро реагировать на запросы практики и давать некоторые оперативные разъяснения по поводу новых стандартов. Целесообразно создать специальный орган, надзирающий за применением стандартов или контролирующий качество бухгалтерской отчетности.

 

 

Библиографический список

1.     «Международные стандарты финансовой  отчетности». М.: Аскери-АССА, 2007;

2.     Палий В.Ф.  «Международные стандарты учета  и финансовой отчетности». М.: ИНФРА-М, 2007;

3.     Международные  стандарты финансовой отчетности, - М. Аскери- АССА,2007 год.-240 с.

4.     Малькова  Т.Н. «Теория и практика международной  финансовой отчетности». СПб.: «Бизнес-пресса», 2007;

 


Информация о работе Сравнительная характеристика российских и международных стандартов