Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ имеющегося теоретического материала и систематизация знаний по вопросу организационной структуры управления на предприятиях.
Основными задачами данной работы являются:
Проанализировать структуру управления организацией
Охарактеризовать основные типы организационных структур
Выявить особенности организационной структуры
Рассмотреть особенности организационной структуры на отечественных предприятиях
Организационная структура каждого предприятия индивидуальна. Наиболее распространённой организационной структурой является органи-ческая структура, в которой такой тип структуры характеризуется ответ-ственностью каждого работника за деятельность предприятия, отвергается необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Весьма часто на малых предприятиях право собственности и право распоряжения совмещаются. В таких случаях руководитель принимает на себя решение большинства проблем. Малые предприятия отличает простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании. Объясняется это небольшим масштабом производства, ограниченностью рынка и незначительным числом партнеров. В этих условиях процесс управления упрощается, появляется возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспо-сабливаться к меняющимся требованиям и ситуациям. Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может вызвать трудности для развития предприятия. Поэтому с увеличением масштабов производства, расширением перспектив деловой активности происходит усложнение организационной структуры управления, размежевание прав собственности и управлении.
Целесообразно потратить определенное время на обучение подчиненного и делегировать ему полномочия, чем постоянно самому выполнять эту работу. Поэтому можно полагать, что отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и отрицательно сказывается на управлении вообще. Линию поведения менеджера довольно точно охарактеризовал Каносукэ Мацусита: "Когда у тебя в подчинении 100 человек, ты должен быть среди них; когда тысяча - можешь занять место в центре; если же ты руководишь десятью тысячами - будь на удалении, но там, откуда всех видишь."
К занятию
такой позиции менеджера
В последние
годы происходили серьезные
Таблица 2. Доля российских малых предприятий в выпуске продукции
Продукция |
Доля малых предприя- тий |
Продукция |
Доля малых предприя- тий |
Уголь |
0,3 |
Вывоз древесины |
14,7 |
Тепловая энергия |
0,1 |
Мебель |
14,7 |
Нефть |
1,1 |
Швейные изделия |
16,3 |
Посуда эмалированная |
8,7 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
7,3 |
Изделия из пластмассы |
46,0 | ||
Товары бытовой химии |
5,5 |
Безалкогольные напитки |
27,5 |
Приборы, средства автоматизации и запчасти к ним |
19,9 |
Минеральные воды |
55,4 |
Колбасные изделия |
12,9 | ||
Ремонт автомобильных двигателей |
95,2 |
Цельномолочная продукция |
12,4 |
Капитальный ремонт автомобилей |
70,0 |
Печатная продукция |
18,1 |
Музыкальные инструменты |
87,3 | ||
Оборудование для общепита | |||
82,4 |
В этих условиях
малые предприятия призваны играть
существенную роль, как в удовлетворении
потребительского спроса, так и в
обеспечении устойчивого
2.1. Достоинства малых предприятий и их организационной структуры (недостатки организационной структуры крупных фирм)
- Малые предприятия способны активизировать структурную перестройку экономики;
- предоставить дополнительные рабочие места;
- оперативно реагировать на изменения потребительского спроса;
- расширить поле конкуренции;
- они могут создаваться
на основе любых форм
- простота организационной структуры;
- личное участие и заинтересованность руководителя во всех делах компании;
- предпринимательский дух - (люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек, по крайней мере, на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек);
- высокая скорость прохождения информации – (в первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока инфор-мации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную (которая иной раз попадает под "сукно"), причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь. Кроме того, наличие большого числа уровней управления в крупных корпорациях увеличивает протяженность между объектом и субъектом управления, что также снижает оперативность в работе. Хотя компьютеризация и внедрение различного рода гибких организационных структур в определенной степени компенсируют эти недостатки, преимущества малых фирм в этом отношении очевидны);
- все сотрудники на виду – (их работа происходит на глазах у всего предприятия. Поскольку фирма может постоянно пребывать в зоне риска (а средний срок жизни малых фирм - шесть лет), то это стимулирует сотрудников на непрерывные поиски улучшений. Недаром существует доста-точно тесная корреляционная связь между размерами фирм и нарушениями трудовой дисциплины);
- успешно функционируют именно в тех направлениях, где не тре-буется значительных вложений в основные средства и сравнительно низки управленческие расходы (что положительно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции и повышает адаптационные возможности предприятия);
- управленческая структура малых предприятий гораздо в большей степени адаптирована к возможным изменениям внешней среды – (менеджеру приходиться не заниматься процессом формализации связей между сотрудниками, а лишь учитывать их в своей работе).
2.2. Недостатки малых
предприятий и их
- Малые предприятия не способны проводить научных исследований и вкладывать серьезные средства в перспективные начинания;
- делают свое будущее, а не прогнозируют его;
- малый бизнес работает под страхом быть разоренным (многое зависит не столько от умения менеджеров, сколько от воздействия внешней среды, поэтому в кризисные для экономики периоды небольшие предприятия в первую очередь становятся банкротами);
- в период спада они лишены возможности сохранять заработную плату своим сотрудникам – (им не по силам проводить политику полной занятости)
- у малого предприятия нет возможности покупать сырье со значительными оптовыми скидками – (так как закупки его ограничены масштабом производства);
- ограниченная номенклатура выпускаемой продукции делает малое предприятие уязвимым с точки зрения конъюнктуры рынка;
- малые предприятия наиболее уязвимы в своей деятельности – (что характеризуется низким среднестатистической продолжительностью существования малых предприятий на рынке, малейшие изменения в структуре экономики страны, сразу же скажутся на деятельности фирмы).
2.3. Особенности организации управления в американских,
западноевропейских и японских фирмах
Структура управления крупными промышленными
фирмами формируется под
В наибольшей степени особенности структуры управления современными ТНК определяются историческими условиями их формирования и развития и носят на себе отпечаток того типа предприятий, который сложился на ранних ступенях развития фирмы. Это, в частности, находит выражение в характере взаимоотношений между производ-ственными отделениями современной фирмы и обуславливает место и роль производственных отделений в организационной структуре фирмы.
В современных условиях западноевропейские
и японские компании приобрели многие
общие с американскими фирмами
черты в применении принципов
децентрализации в управлении. Это
обусловлено усилением
Рост масштабов хозяйственной деятельности обусловил произведённую большинством западноевропейских компаний реорганиза-цию управления и использование американского опыта в формировании организационной структуры управления. Большое значение имеет отход как западноевропейских, так и японских фирм от узкой специализации производства и превращение их в высоко диверсифицированные комплексы. Это нашло отражение в структуре управления, так как в рамках компаний создавались производственные отделения или группы отделений по различным видам диверсифицированной продукции и сферам деятельности.
Однако наряду со многими общими чертами американские, западноевропейские и японские ТНК имеют в организации управления свои особенности, которые вытекают, прежде всего, из исторических условий развития определённых типов компаний в разных странах. Американские фирмы на ранней ступени своего развития создавались в форме трестов. Поэтому в таких компаниях, как, например «Дженерал моторс», «Крайслер», «Форд мотор», промышленные предприятия, входящие в производственные отделения, лишены всякой самостоятельности. Директора таких предприятий полностью подчинены распоряжениям руководства производственных отделений, в которые они входят. В особенности это касается вопросов снятия с производства старой продукции и перехода на выпуск новой, установления цен, приобретения оборудования и др. Производственное отделение в таких компаниях распределяет заказы между предприятиями, осуществляет материально-техническое снабжение, следит за выполнением планов выпуска продукции, контролирует выполнение таких функций заводов, как планирование, управление качеством, обслуживание оборудования, обеспечение кадрами и др.