Данное обстоятельство снижало
стимулы населения к хранению своих средств
на банковских депозитах, однако повышало
заинтересованность в получении кредитов
от предприятий. Использование льготного
государственного кредитования белорусских
предприятий, многие из которых кредиты
не возвращали, также являлось стимулирующим
инструментом денежно-кредитной политики
белорусского правительства. Последняя
также обеспечила значительные темпы
прироста валового внутреннего продукта
во второй половине 1990-х гг., однако имела
своим последствием достаточно высокую
инфляцию.
В конце 1990-начале 2000-х гг. антиинфляционная
политика правительства Республики Беларусь
и Национального банка стала более жесткой.
Об эффективности антиинфляционной политики свидетельствует
то, что реальные процентные ставки по
кредитам и депозитам стали положительными,
что привело к росту банковских вкладов
субъектов экономики, прежде всего физических
лиц. Дефицит государственного бюджета
также несколько уменьшился. Все это позволило
снизить темпы инфляции, не изменяя при
этом темпы экономического роста. Благоприятная
конъюнктура внешних рынков, прежде всего
российского, дает возможность поддерживать
стабильный рост объемов производства
и обеспечивать занятость.
Беларусь по темпам роста потребительских
цен в 2011 году возвращается в девяностые.
Инфляция за январь-август побила рекорд
последнего десятилетия. Впрочем, пугает
не только это. История суверенной Беларуси
показывает, что ценовой бум, если уж он
начинается у нас в стране, то длится не
один год.
С начала года (за январь-август)
инфляция достигла 53,6%. Это самый высокий
рост потребительских цен за последнее
десятилетие, с 2001 года Беларусь не знала
столь высоких темпов (рисунок 2.1).
Изначально ничего не предвещало,
что в 2011 году страна пойдет на инфляционный
рекорд. В первом квартале инфляция была
сравнительно высокой (за январь-март
- 6,1%), но говорить о грядущем инфляционном
буме оснований не было.
По оценкам Министерства экономики,
множественность курсов белорусского
рубля, возникшая во втором квартале, стала
одним из катализаторов высоких инфляционных
процессов. Как результат, инфляция к сентябрю
достигла 53,6%. И если за июль рост цен составил
3,5%, то за август - уже 8,9%. Итого инфляция
за 2011 год составила 108,7%.
По данным Национального
статистического комитета Республики
Беларусь, инфляция в Беларуси в 2012 г. составила
21,8 %.
Таким образом, выполнены запланированные
на 2012 г. параметры роста инфляции, которую
необходимо было удержать в рамках 19–22
%.
Инфляция в Беларуси в 2013 году
составила 16,5%.
Рис. 2.1 - Инфляция в Беларуси:
2000-2013 годы
Источник: [14]
Однако в настоящее время темпы
инфляции в стране сохраняются на недостаточно
низком уровне, что может быть обусловлено
следующими факторами:
1. Рост цен на поставляемые
энергоносители;
2. Рост цен импорта;
3. Высокий темп роста
доходов населении, опережающий рост
производительности труда;
4. Государственное регулирование
цен.
Рассмотрим динамику курса
белорусского рубля.
Изменение официального курса
белорусского рубля по отношению к доллару
США в 1995—2013 годах (все курсы даны на 31
декабря каждого года; цифры до 1999 года
даны с учётом деноминации.
Рис. 2.2 - Динамика курса белорусского
рубля
Источник: [14]
Из рисунка 2.2 мы видим, что с
2010 года по 2013 год курс белорусского рубля
по отношению к доллару вырос в 3,17 раза.
Проанализируем динамику индекса
потребительских цен.
В Беларуси ИПЦ рассчитывается
по фиксированному набору потребительских
товаров, групп товаров и платных услуг.
Фиксированный набор потребительских
товаров и услуг остается в течение определенного
периода неизменным (применительно к условиям
Беларуси – в течение года).
Расчет ИПЦ осуществляется
Министерством статистики и анализа по
специальной компьютерной программе.
Рис. 2.3 - Индекс потребительских
цен (в процентах к декабрю 2011 г.)
Источник: [14]
Из рисунка 2.3 мы видим, больше
всего за рассматриваемый период, ИПЦ
вырос на платные услуги и в конце 2013 года
он составил 180% к декабрю 2011 года. На продовольственные
товары ИПЦ в ноябре 2013 года достиг отметки
143%, к декабрю 2011 года, а на непродовольственные
товары 118%.
Рис. 2.4 - Индексы потребительских цен
по Республике Беларусь
в группировке КИПЦ в ноябре 2013 г. (в
процентах к декабрю 2012 г.)
Источник: [14]
Из рисунка 2.4 мы видим, что ИПЦ в ноябре
2013 года составил 113,8%, по отношению к декабрю
2012 года. Наибольшего повышения ИПЦ достиг
по таким категориям как связь, жилищные
услуги, вода, электроэнергия, алкогольные
напитки, табачные изделия, наименьшего
по категориям: одежда и обувь, предметы
домашнего обихода, бытовая техника, продукты
питания и безалкогольные напитки.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – обобщающий
показатель экономической деятельности
страны.
|
2001 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Валовой внутренний продукт: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в текущих ценах, млрд. руб. |
17173 |
65067 |
79267 |
97165 |
129791 |
137442 |
164476 |
297158 |
530356 |
636784 |
в постоянных ценах,
в процентах к предыдущему году |
104,7 |
109,4 |
110,0 |
108,6 |
110,2 |
100,2 |
107,7 |
105,5 |
101,7 |
100,9 |
Валовой внутренний продукт
на душу населения, тыс. руб. |
1730 |
6733 |
8253 |
10163 |
13622 |
14457 |
17330 |
31368 |
56036 |
67271 |
Рис. 2.5 - Производство валового
внутреннего продукта
Источник: [14]
Из таблицы 2.5 мы видим, что с
2010 года ВВП в постоянных ценах имеет динамику
снижения в процентах к предыдущему году.
Однако ВВП на душу населения имеет тенденцию
увеличения.
- Причины инфляции в РБ
В условиях Республики Беларусь
развитие инфляционных процессов обусловлено
неэффективным функционированием реального
сектора экономики в целом и промышленности
в частности. Для финансирования его текущей
деятельности необходима регулярная поддержка
со стороны монетарных властей. Поскольку
подобные меры обусловливают развитие
инфляционных процессов, актуальным является
решение вопроса о существующих взаимосвязях
между динамикой денежной массы и инфляционными
процессами в экономике Беларуси с целью
выбора наиболее оптимальной денежно-крдитной
политики. Так как один из основных источников
инфляционных процессов в нашей экономике
– деятельность отечественных промышленных
предприятий, то взаимосвязь между инфляционными
процессами и динамикой денежной массы
рассматривается через призму результатов
их деятельности.
Применительно к Республике
Беларусь при характеристике инфляционных
процессов целесообразно выделить следующие
причины инфляции для последующего её
регулирования:
- Наличие общего структурного
неравновесия и отсутствие конкурентной
среды. Сжатие спроса на многие потребительские
товары, происшедшее в результате отпуска
цен, само по себе не ведет к конкуренции
между производителями. Ценовые перекосы
и диспропорции не устранены в ходе либерализации
цен. Свободные цены не стали ценами равновесия
и не работают на улучшение производственной
структуры. В наиболее сложном положении
в результате непредвиденных скачков
цен оказались именно те отрасли, которые
призваны непосредственно обеспечивать
потребительский рынок, — легкая и пищевая
промышленность, машиностроение. Новые
цены не согласуются с изменениями в структуре
потребительского спроса и не способствуют
формированию эффективного спроса.
- Ограничение конкуренции. Монополия
крупнейших корпораций, фирм, компаний,
которые самостоятельно устанавливают
цену на рынке и определяют собственные
издержки. В Беларуси очень много монополистических
предприятий, как в добывающей отрасли
(например: "Белоруськалий"), так и
в остальных производствах (ОАО "Атлант",
РУПП "Витязь", ОАО "Белтрансгаз",
ОАО "Амкодор" и т.д.).
- Дефицит государственного
бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную
эмиссию денег в наличной и безналичной
формах, расширение масштабов банковского
кредитования сверх реальных потребностей
хозяйства, дотации для неэффективного
производства.
- Давление внешнего
долга, резко сужающего маневр валютными
ресурсами. Практически отсутствуют страховые
фонды — материальные и финансовые. Постепенно
свертывается внешнеторговый оборот,
слаба и неэффективна внешняя поддержка.
Вместо консолидации внутренних факторов,
восстановления разорванных связей —
углубление противоречий между республиками
и регионами.
Вышеперечисленные причины
являются основными, но не единственными,
которые оказывают влияние на инфляционные
процессы в стране. Значительное влияние
оказывает воздействие повышения цен
на импортируемые товары, например, такие
как газ, нефть. Не последнюю роль играют
так называемые "инфляционные ожидания",
когда население начинает запасаться
товарами впрок, опасаясь, что цены на
сырье, оборудование и комплектующие поднимутся
и, тем самым желая себя обезопасить.
Таким образом, совокупность
всех этих экономических факторов в большей
или меньшей степени влияет на рост инфляции
в Беларуси. Так, инфляцию в 2013 году не
удалось удержать в рамках прогноза, она
составила 16,7%, вместо ожидаемых
11-12%.
- АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
3.1 Антиинфляционная политика
В рыночной экономике, как свидетельствует
зарубежный опыт, избавиться от инфляции
невозможно. Однако можно ее сделать умеренной
и управляемой. Для борьбы с инфляцией
государство проводит антиинфляционную
политику, т.е. разрабатывает комплекс
взаимосвязанных мероприятий, способствующих
снижению инфляции и стабилизации уровня
цен. Антиинфляционная политика является
важнейшим элементом макроэкономического
регулирования. [15, c.142]. Так как окончательно
избавиться от инфляции невозможно (рыночная
экономика инфляционна по своей сути),
задача антиинфляционного регулирования
состоит в установлении контроля над инфляцией,
снижении темпа роста цен до умеренного
уровня. Выбор наиболее эффективных методов
борьбы с инфляцией возможен только тогда,
когда определены ее основные причины.
Как известно, инфляция вызывается нарушениями
равновесия между совокупным спросом
и совокупным предложением. Нарушения
равновесия могут быть вызваны либо ростом
спроса, либо сокращением предложения.
Обе причины могут существовать либо в
отдельности, либо вместе. В странах СНГ
они действуют одновременно, что усложняет
борьбу с инфляцией. Соответственно комплекс
антиинфляционных мер условно можно разбить
на две группы. К одной относятся мероприятия,
которые направлены на сокращение спроса,
а к другой - те, которые способствуют развитию,
совершенствованию производства [16, с.30].
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику - экспансии или
сдерживания. Суть политики экспансии
заключается в том, что государство стремится
повысить совокупный спрос путем увеличения
государственных расходов или снижения
налогов. Рост государственных расходов
повышает покупательную способность в
экономике, а следовательно, и общий объем
спроса, что в свою очередь ведет к росту
объемов производства. Снижение налогов
действует в принципе таким же образом.
Воздействовать на совокупный спрос можно
посредством стимулирования инвестиций,
например с помощью снижения ставки процента,
что делает кредит на расширение производства
более дешевым. Политика сдерживания,
или рестриктивная политика, направлена
на снижение покупательной способности
населения путем урезания государственных
расходов или повышения налогов. Она может
также включать повышение процента в целях
сдерживания инвестиций, тем самым, сокращая
общий объем совокупного спроса [17, c.180].
3.2 Основные направления и методы
антиинфляционного регулирования в Республике
Беларусь
Развитие инфляционного процесса
зависит от проводимой государством экономической
политики, в рамках которой, в частности,
могут приниматься специальные антиинфляционные
меры.
Наиболее вероятными в условиях
повышения инфляции представляются такие
меры, принимаемые государством и руководством
предприятий, которые в той или иной мере
будут направлены на компенсацию трудящимся
потерь от удорожания потребительной
корзины.
Государство при выборе методов
макроэкономического регулирования может
рассматривать различные системы мер
в области налогово-бюджетной, денежно-кредитной,
валютной и социальной политики.
Первоочередная важность проблемы
инфляции в экономике республики нашла
отражение в основных направлениях денежно-кредитной
политики. На протяжении ряда последних
лет снижение ее является стратегической
целью ДКП (денежно-кредитная политика),
проводимой в республике. Однако меры,
предпринятые органами государственного
управления, хотя и позволили снизить
инфляцию, но не решили в полной мере данную
проблему. Ощущается необходимость дальнейшего
снижения инфляции и установления полного
контроля над инфляционными процессами
в стране.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах,
подрывающих законы товарно-денежного
обращения, можно считать одной из закономерностей
переходного периода. Очевидно, что стержнем
любой антиинфляционной политики является
подавление причин инфляции и нейтрализация
условий ее возникновения и развития.
В контексте детализации системных
причин инфляция и стратегического курса
на их подавление целесообразно выделить
ряд факторов:
Удорожание импортируемых ресурсов
(энергоносителей, металла и др.), а также
любых импортных товаров и услуг в разрезе
одной или нескольких отраслевых групп;
Рост оплаты труда работников
в отдельной отрасли или любой группе
отраслей;
Увеличение налогов на продукты
вследствие изменения государственной налоговой
политики;
Повышение взимаемых налогов
на производство в одной отрасли или уменьшение
субсидирования отдельных отраслей;
Снижение обменного курса национальной
валюты;
Удорожание отечественной продукции
различных отраслей, обусловленное иными причинами.