Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 16:17, курсовая работа
Краткое описание
Целью данной курсовой работы является исследование особенностей инфляции и ее социально-экономических последствий. Для достижения цели сформулируем задачи, которые необходимо выполнить в процессе исследования: • изучить инфляцию как форму проявления макроэкономической нестабильности; • проанализировать особенности инфляционных процессов в экономике РБ; • исследовать экономическую политику в РБ.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3 1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………..…...5 1.1 Сущность и причины возникновения инфляции………………….5 1.2 Виды инфляции …………………………………………………….8 1.3 Методы расчёта и социально-экономические последствия инфляции………………………………………..…………………..………….12 2 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИОННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………15 2.1 Динамика инфляционных процессов в Республике Беларусь…………………………………………………………………….….15 2.2 Причины инфляции в РБ……………….………………………….20 3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА…….23 3.1 Антиинфляционная политика……………………………….….….23 3.2 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь………………………………………24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………28 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………..30
Перечень системных факторов
инфляции в республике указывает на то,
что для борьбы с ней в наших условиях
невозможно использовать только традиционный
набор мер антиинфляционной политики.
Анализ общей динамики инфляционных процессов
в экономике Беларуси позволяет сделать
вывод о невозможности перенесения опыта
применения антиинфляционных мер в странах
с развитой рыночной экономикой на нашу
действительность, где рыночные отношения
с их инфраструктурой еще не имеют законченных
форм.
В связи с возникновением хронической
несбалансированности экономики в ходе
радикальных экономических реформ необходимо
разработать в условиях реформирования
эффективную антиинфляционную политику.
Необходимы кардинальные рыночные преобразования,
прежде всего демонополизация, развитие
конкуренции, либеральное, стимулирующее
деловую активность, законодательство.
Следует незамедлительно приступить к
упрощению и оптимизации управления. Стержнем
экономической политики должно стать
развитие малого и среднего бизнеса.
Подавление инфляции в долгосрочном
аспекте может быть достигнуто после создания
надежного механизма, поддерживающего
и стимулирующего инвестиционную деятельность.
Инвестиции также зависят от текущих темпов
инфляции.
Основы долгосрочного безинфляционного
развития экономики закладываются на
уровне предприятия, здоровое, в финансовом
отношении, предприятие способное адекватно
реагировать на колебания рыночной конъюнктуры,
осуществлять техническое развитие производства,
самостоятельно гасить факторы и предпосылки
инфляции издержек. В настоящее же время
действующие предприятия и производства
испытывают большие экономические трудности,
так как высокие издержки производства,
низкий уровень рентабельности, значительные
объемы скрытых дотаций на фоне низкой
покупательной способности населения
резко ограничили внутренние и внешние
рынки сбыта. Изменения в структуре оборотных
средств свидетельствуют об обострении
проблемы сбыта, росте неплатежей и о крайне
малой роли денежно-кредитной сферы в
функционировании производства. Поэтому
представляется важным оздоровление финансового
состояния предприятий и скорейшее решение
проблемы неплатежей.
В целях оздоровления финансового
состояния предприятий акцент необходимо
делать на смене механизмов ответственности.
Для создания эффективного мотивационного
механизма у субъектов хозяйствования
- предпочтительнее использовать имущественную,
а не административную ответственность.
Но это возможно лишь при проведении надлежащих
институциональных преобразований: приватизации,
задействовании процедур банкротства,
активизация фондового рынка и т. п. В определенной
степени можно согласиться с позицией
правительства, придерживающегося принципа
индивидуального подхода к субъектам
хозяйствования. Однако такой индивидуальный
подход должен осуществляться в контексте
рыночного поведения предприятий с ориентацией
на конкуренцию, эффективность и самообеспечение.
При этом он будет автоматически нести
и большой антиинфляционный заряд.
Развитие инфляционного процесса
зависит также и от реализуемой государством
валютной политики.Усиление инфляции
оказывает дополнительное давление на
обменный курс национальной валюты в сторону
его понижения. Принимая в этих условиях
решение о девальвации, государство допускает
появление в экономике дополнительного
инфляционного импульса, который в первую
очередь проявляется в удорожании импортных
товаров, а затем по цепочкам межотраслевых
взаимосвязей переносится и на стоимость
отечественной продукции, при производстве
которой используется импортируемые сырье
и комплектующие. Для того чтобы построить
модель антиинфляционного регулирования,
позволяющую эффективно управлять инфляционными
процессами, необходимо выделить базовые
факторы современной инфляция.
Все многообразие причин, вызывающих
инфляцию, можно классифицировать следующим
образом: экономические — внутренние
(экономическое состояние), макроэкономические
(состояние бюджета, платежного баланса,
уровень развития производства и др.),
глобальные (состояние мировых финансовых
рынков); политические — внешние (введение
таможенных и прочих запретов), внутренние
(уровень доверия населения к правительству);
психологические (инфляционные ожидания).
Из перечисленных факторов
только внешние политические и глобальные
экономические не поддаются регулированию,
следовательно, снижение темпов инфляции
до желаемого целевого норматива возможно
при регулировании остальных факторов,
которые можно свести к трем группам: монетарные,
немонетарные и структурные. Таким образом,
антиинфляционная политика должна включать
три направления: меры по ограничению
монетарных факторов инфляции, издержек
и по структурному регулированию рынка.
В общем виде основной причиной инфляции
выступает несоответствие денежной и
товарной массы. Управление инфляцией
будет эффективным, если бюджетная, налоговая
и денежно-кредитная политики будут скоординированы
и иметь во главе общую цель — обеспечение
экономического роста в стране и преодоление
инфляции. При этом ДКП должна быть направлена
на эффективное управление денежной массой,
а бюджетно-налоговая политика должна
содействовать развитию производства.
Модель, взаимоувязывающая денежно-кредитную,
бюджетную и налоговую политики, позволит
создать стимул для развития производства,
насыщения внутреннего рынка продукцией,
сделать национальную экономику более
защищенной от колебаний внешнеэкономической
конъюнктуры и поможет эффективно управлять
инфляцией.
В период действия указанной
схемы должна быть достигнута финансовая
стабилизация и осуществлено дальнейшее
реформирование секторов экономики. Переход
к ДКП на основе метода целевой инфляции
будет эффективным в постстабилизационный
период.
Основным направлением решения
проблем социально-экономического развития
Беларуси должно стать сочетание рыночного
механизма с государственным регулированием
экономики, роль которого возрастает в
смешанной экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С проблемой высокой инфляции
сталкивались практически все страны,
и каждая для решения этой проблемы использовала
свои методы и пути ее решения.
Тема инфляции актуальна в любое
время и для любой страны. В курсовой работе
было рассмотрено особенности инфляции
и антиинфляционные методы регулирования
в Республике Беларусь. Инфляция это явление,
не только связанное с движением денег,
а является сложным социально-экономическим
явлением, затрагивающим все стороны жизнедеятельности
государства.
Также более подробно были рассмотрены
основные причины инфляции в Республике
Беларусь и антиинфляционные меры, принимаемые
правительством по снижению инфляции
в стране. Все вышеперечисленные мною
ранее причины являются основными, но
не единственными, которые оказывают влияние
на инфляционные процессы в стране. Как
и во всем мире у нас в Республике Беларусь
разработан комплекс мер антиинфляционного
регулирования, как на долгосрочную перспективу,
так и на короткий отрезок времени.
Избавиться от инфляции невозможно,
однако ее можно сделать умеренной и управляемой.
Выходя из-под контроля, инфляция оказывает
на ход экономического развития целый
комплекс отрицательных, негативных явлений.
Рост цен опережает рост количества денег
в обращении, инфляция снижает мотивы
к трудовой деятельности, усиливает социальную
дифференциацию населения, ведет к снижению
реальных доходов и обесцениванию сбережений
населения. Инфляция приводит к потере
у производителей заинтересованности
в создании качественных товаров. При
этом увеличивается выпуск товаров низкого
качества, сокращается производство относительно
дешевых товаров. Инфляция приводит к
ухудшению условий жизни преимущественно
у представителей социальных групп с твердыми
доходами (пенсионеров, служащих, студентов,
доходы которых формируются за счет госбюджета).
Но кроме негативных последствий,
инфляция имеет и ряд позитивных функций.
Многие экономисты придерживаются такой
точки зрения, что незначительная инфляция,
при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая
соответствующим ростом денежной массы,
способна стимулировать производство.
Процесс инфляции ведет к тому, что рост
массы денег в обращении ускоряет платежеспособный
оборот, способствует активизации инвестиционной
деятельности. От инфляции могут выиграть
люди, взявшие деньги в кредит, если не
оговорено, что процент за кредит должен
учитывать инфляционный рост цен.
Таким образом, реализация мер
по снижению уровня инфляции в Беларуси
предполагает активное участие государства
в регулировании экономики, согласованное
действие различных государственных структур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Базылев Н.И., Бондарь А.В., Гурко
С.П. и др.; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко/
Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./ – Мн.: БГЭУ, 2007. – 550с.
Елисеев А.С. Современная экономика:
Учебное пособие. – 3-е издание – М.: Издательско-торговая
корпорация "Дамков и Ко", 2009 – 504с.
Заико Л.Ф. Экономика Беларуси:
через реформы к развитию / Л.Ф. Заико. – Мн.:Б.И., 1998. -53 с.
Ивашковский С. Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. — М.: Дело, 2008. — 472 с
Козаченко Л.Д. Инфляционные
процессы в Беларуси: ключевые проблемы
и пути повышения эффективности регулирования/
Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2010. - №2.-с.71-77
Козаченко Л.Д. Экономический
анализ инфляции в Республике Беларусь
/ Л.Д. Козаченко// Вестник БГЭУ – 2007. - №2.-с.53-59
Криворотов Д. Выбор режима
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в среднесрочной перспективе
/ Банкаўскi веснiк. –– 2007 . - №1. – с.25-31.
Лемешевский И. М. Макроэкономика: мировой опыт и белорусская практика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей вузов - 3-е изд. - Минск, 2010г. - 440 с.
Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., Муталимов М.Г. и др. \Макроэкономика; Учеб. Пособие Под ред. М.И. Плотницкого. – 2-е
изд., стер. – М.: Новое знание, 2008. – 426с.
Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. Моногр. / В.Н. Шимов. 2-е изд. – Мн.-БГЭУ, 2009. – 229с.
Основные направления социально-экономического
развития Республики Беларусь на период
2011 – 2015 гг. Режим доступа www.economy,gov.by/ntiles/001146_99629_
Program.doc.
Национальная стратегия устойчивого социально-экономического Республики Беларусь на период до 2020 г. – Минск: Юнипак, 2004.
Динамика инфляции [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ Дата доступа: 17.03.2014
Макроэкономика: социально
ориентированный подход: учебник для студентов экон. спец. / Э.А.Лутохина [и др.]; под ред. Э.А. Лутохиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. – 437.
Кузнецова, Е.Н. Деньги, кредит,
банки: уч. пособие для студ. вузов / Е.Н. Кузне-цова; под ред. Н.Д.Эриашвили. – 2-е изд.; доп. и перераб. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 567.