Теневой рынок в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение состояния теневой экономики в России.
В соответствии с поставленной целью мной были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть сущность теневой экономики;
- изучить причины и последствия, размеры и сферы применения теневого бизнеса;
- показать меры государства, направленные на прекращение в стране теневой экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСНОВЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Понятие и сущность теневой экономики 5
1.2. Формы теневой экономики 10
2. ПРИЧИНЫ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2.1. Налоговое бремя 13
2.2. Рост расходов по открытию бизнеса 14
2.3. Несовершенное законодательство 15
3. МАСШТАБЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОГО БИЗНЕСА 16
3.1. Масштабы теневого бизнеса в Российской Федерации 16
3.2. Последствия теневого бизнеса в Российской Федерации 18
4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ 25
4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом 25
4.2. Легализация наркотиков 29
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по Эконом. теории.docx

— 123.37 Кб (Скачать файл)

8. Деформация структуры потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом теневой деятельности  экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.

9. Влияние на режим конкуренции и эффективность рыночного механизма. Результаты влияния на режим конкуренции нелегальной экономики зависит от взаимоотношений нелегальных и легальных предприятий, от того, являются ли они конкурирующими. Предприятия конкурирующей части Нелегального сектора экономики наносят ущерб сравнительно более эффективным предприятиям легального сектора и снижают из за своей относительной неэффективности общее производство и потребление в стране. По этим же причинам деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления.

10. Влияние на условия воспроизводства рабочей силы. Последствия подпольной работы негативны для работников. Это связано с отсутствием гарантий, касающихся занятости, оплаты труда и социального страхования.

11. Влияние на эффективность производства и разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.

12.Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способы поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения. Так же пресловутая утечка российских капиталов за границу: ежегодно из России вывозится за рубеж до 20 млрд. долл., по другим данным – около 60 млрд. долл.

13. Создание диспропорций в структуре экономики. Наиболее благоприятная среда для развития теневой экономики - сфера торговли и услуг. Именно в этой сфере не составляет особого труда проводить теневые операции.

Наше государство не имеет особых успехов на поприще борьбы со всевозможными  злоупотреблениями в сфере торговли и услуг. Общеизвестно и пагубное влияние на здоровье нации распространения наркобизнеса. По экспертным расчетам, доходная часть наркобизнеса в лире составила в России – более 6-7 млрд. долл.

14.Позитивные стороны теневой экономики. Теневая экономика оказывает в ряде случаев и положительное воздействие на экономические процессы, например: а) это присуще, прежде всего, не криминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП; б) возможность предотвращения банкротства частного лица или предприятия и обеспечение занятости части населения; в) этому сектору, в отличие от легального свойственна меньшая отчужденность, а сделки носят более личностный характер. Покупатель и продавец сами ищут контакты, поскольку опасность разоблачения не позволяет продавцу предложить свои услуги обычным способом. Деловые отношения, кроме того, требуют личного доверия. Работающий нелегально всегда должен быть уверен, что работодатель не сообщит контрольные сведения властям. А тот, кто платит без квитанции, вряд ли сможет обратиться в суд, если товар или качество труда окажутся не на уровне.

В заключение можно отметить, что  все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Нелегальная  деятельность может дать некоторые  преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение  возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам). Нелегальная  деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб  государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕРЫ ГОСУДАРСТВА ПО БОРЬБЕ  С ТЕНЕВЫМ БИЗНЕСОМ

4.1. Способы борьбы правительства с теневым бизнесом

Теневой бизнес представляет собой весьма разнородное и многообразное  явление, проникающее во все сферы  жизнедеятельности общества.

Инициаторами борьбы с теневым бизнесом выступают, как  правило, наиболее заинтересованные в  его уменьшении институты – государство, легальный бизнес и общественные организации (см. рис.1).

Рис.1. Основные участники  борьбы с теневым бизнесом.

Наибольший ущерб  от функционирования незаконного предпринимательства  несет государственная власть, население, предприниматели и предприятия, ведущие свой бизнес на законных основаниях.

Способы борьбы государства  с теневым бизнесом сосредоточиваются  на трех основных направлениях:

  • На предотвращении втягивания в теневой бизнес легальных предпринимателей и наемных работников;
  • На мерах по сокращению численности контингента незаконных предпринимателей;
  • На формировании благоприятных условий для функционирования легального предпринимательства.

По первому направлению  государство действует следующим  образом. Во-первых, средствами рекламы  и пропаганды создается негативный образ теневому бизнесу, через СМИ  подчеркивается его вредное воздействие  на экономику и общество, указывается  на ущерб, наносимый незаконным предпринимательством населению и легальному бизнесу. Во-вторых, правоохранительными органами ведется активная профилактическая работа по предотвращению незаконного  предпринимательства. В-третьих, пресекается  нелегальная предпринимательская  деятельность на стадии ее формирования, а ее организаторы берутся на учет и подвергаются административным наказаниям.

Сокращение численности  незаконных предприятий и предпринимателей осуществляется за счет оперативно-розыскных  мер правоохранительных органов, связанных  с задержанием и наказанием (в  том числе уголовным) организаторов  теневого бизнеса.

Третье направление  борьбы с теневым бизнесом включает в себя создание благоприятных условий  для развития легитимного предпринимательства. Государственные органы совместно  с представителями общественных организаций и легального бизнеса  вырабатывают систему организационных, правовых, финансовых и иных мероприятий, связанных с облегчением функционирования официально зарегистрированных коммерческих структур. В перечень мер, улучшающих среду бизнеса, входят:

  • Улучшение налогового климата;
  • Снижение административного давления на легальный бизнес;
  • Защита собственности и личности предпринимателя и предприятий от посягательств криминальных структур и недобросовестных государственных чиновников;
  • Помощь в кредитовании бизнеса;
  • Устранение системы поборов и вымогательства в любых формах;
  • Создание системы бизнес-инкубаторов, обучения и переобучения предпринимателей с участием государственных средств и ресурсов.

С целью увеличения эффективности мер по борьбе с  теневым бизнесом, государственными структурами привлекаются к сотрудничеству в данном вопросе такие заинтересованные стороны, как легальный бизнес и  общественные организации.

Легальный бизнес, как нами отмечалось выше, весьма заинтересован  в снижении доли теневого предпринимательства. Обладая значительными финансовыми  ресурсами, кадровым потенциалом, влиянием на общественное мнение, предпринимательские  объединения и союзы вносят свой вклад в борьбу с теневым бизнесом. Конкретно это проявляется в  том, что:

  • Легальный бизнес включает во внутренние кодексы корпоративной этики соответствующие положения, касающиеся недопустимости таких действий, как уклонение от уплаты налогов, подкуп должностных лиц, СМИ, судебных органов;
  • Предпринимательские объединения, ассоциации и союзы, действующие на легитимной основе, самостоятельно регулируют поведение своих членов, при необходимости применяя к нарушителям штрафные санкции и меры дисциплинарного характера;
  • Легальный бизнес отказывается от сотрудничества с предпринимателями-теневиками, тем самым затрудняя их деятельность, а также работу теневого бизнеса в целом;
  • Под патронажем легального бизнеса осуществляются научные исследования по различной тематике, связанной с теневым бизнесом, даются юридические консультации юридическим и физическим лицам по вопросам противодействия незаконному предпринимательству, защиты прав потребителей и интеллектуальной собственности;
  • Легальный бизнес осуществляет большую профилактическую и разъяснительную работу по широкому спектру вопросов, связанных с незаконным предпринимательством. На веб-сайтах предпринимательских организаций и объединений, а также в СМИ публикуются соответствующие статистические данные, аналитические статьи и иные материалы.

Очень важна в  борьбе с теневым бизнесом поддержка  широких масс населения, которая  осуществляется как в индивидуальном порядке отдельными активистами, так  и посредством включения в  противостояние теневому бизнесу общественных организаций. В настоящее время  существует большое количество международных  и национальных общественных организаций, прямо или косвенно противодействующих теневому бизнесу. К таким организациям относятся:

  • Всемирная организация труда и соответствующие национальные организации, отстаивающие интересы наемных работников. Поскольку у лиц, занятых в теневом секторе, многие права нарушаются (право на медицинское и пенсионное страхование, на отпуск по беременности, на безопасные условия труда и проч.), указанные организации всячески противодействуют незаконному предпринимательству, добиваясь перевода трудовых отношений в законное русло;
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности и родственные ей ассоциации и союзы также выступают единым фронтом против теневого бизнеса, так как многие сферы незаконного предпринимательства основаны на копировании литературных и музыкальных произведений, программных продуктов, видеофильмов и иных материалов. Отстаивая законные интересы авторов этих произведений, соответствующие организации принимают необходимые меры против теневого бизнеса;
  • Международное общество защиты прав потребителей, а также национальные организации аналогичного назначения ведут интенсивную борьбу с теневым бизнесом, представители которого каждодневно нарушают права покупателей и потребителей их продукции. Осуществляя практическую помощь населению, общества защиты прав потребителей выполняют огромный объем работы по судебному преследованию изготовителей некачественной продукции, произведенную с нарушением установленных законом норм и правил;
  • Научные организации и фонды. В направлении противодействия теневому бизнесу объемная работа проводится международными научными фондами (фондом Макартуров, Карнеги, Форда и др.) и при реализации соответствующих научных программ (например, в рамках программы TACIS). Под эгидой этих организаций и программ осуществляется финансирование научных грантов и исследований, посвященных теневой экономике, проводятся научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и круглые столы, выпускается научная и научно-популярная литература по проблемам функционирования теневого бизнеса.

Осуществляя деятельность по всем указанным направлениям, общественные организации вносят существенный вклад  в работу по противодействию теневому бизнесу.

 

4.2. Меры локализации наркотиков

Внутри «экономики преступности»  одной из наиболее популярных тем  является «экономика наркотиков» (economics of drugs). Причины этой популярности многочисленны, однако главное, конечно, — это принципиальная близость условий наркорынка и рынков обычных товаров. Экономисты, исследующие наркотики, оказываются в знакомом им мире денежных сделок, где участники купли-продажи вступают в контакт по собственной воле. Что касается других «преступлений без жертв» (как, например, коррупция), а тем более «преступлений с жертвами», то здесь условия сильно отличаются от нормальных товарно-денежных отношений что предопределяет значительные трудности с их экономическим анализом.

Хотя потребление наркотиков известно людям уже не одно тысячелетие, в острую проблему оно превратилось совсем недавно. Перелом произошел  в 1960-е гг., когда «молодежная революция» в атмосфере «общества всеобщего  благосостояния» втянула в потребление наркотиков сначала молодежь, а затем и средние слои. В результате сформировался обширный наркорынок, а наркобизнес стал самым высокоприбыльным видом мафиозного предпринимательства, каковым он остается и по сей день .

Экономисты, изучающие проблемы «экономики преступлений и наказаний», естественно, не могли ни откликнуться на «наркотический бум». Основоположником «экономики наркотиков» стал американский экономист С. Роттенберг, опубликовавший в 1968 г. статью «Тайное распространение героина, его обнаружение и подавление» . Показателем большого внимания научной общественности к «экономике наркотиков» служит хотя бы то обстоятельство, что Г. Беккер, основоположник экономического анализа преступности, стал в последующем заниматься именно этими проблемами.

Рисунок 1 иллюстрирует традиционный подход к политике борьбы с наркотиками. Первоначальные равновесные цена и  количество продаж на наркорынке обозначаются как Ри Q1,. Действия правоохранительных органов (усиление таможенного контроля, ужесточение наказаний осужденным), направленные на увеличение издержек производства и реализации наркотиков путем усиления риска, приведут к сдвигу функции предложения от Sк S2. Новая равновесная цена героина (Р2) будет более высокой, равновесное же количество продаж снизится (с Q1, до Q2).

Рис. 1. Сдвиг цен на героин как результат политики увеличения издержек производства и реализации наркотиков.

Информация о работе Теневой рынок в Российской Федерации