Теоритические аспекты исследования социальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2014 в 09:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выявление проблем реализации социальной политики РФ и разработка рекомендаций по их устранению.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
· изучение сущности и происхождения социальной политики государства;
· характеристика функций и моделей социальной политики;
· выявление основных направлений социальной политики в России;
· исследование проблем социальной политики России и возможных путей их решения;

Вложенные файлы: 1 файл

ВТО.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%. По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца. Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта. В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе [11].


 

Таблица. Оценка возможного размера пособия по безработице для отдельных регионов РФ


Регионы*

Рост зарегистрированной

безработицы в период с 1 октября 2008 г. по 25 февраля 2009 г. (%)

Прожиточный минимум

трудоспособного

человека в 4 кв.

2008 г. (руб.)

Среднемесячная

номинальная

начисленная

заработная плата

в 2008 г. (руб.)

Среднемесячный размер пособия по безработице в

Отсутствие ограничения на его

Максимальный размер**, в условиях 2008 г. (руб.)

Отношение возможного

размера пособия по безработице к установленному максимуму в 4900 руб. (раз)

1

2

3

4

5

6

Челябинская обл.

188,1%

4712

14828,2

8526,2

1,7

Нижегородская обл.

178,6%

5088

13083,8

7523,2

1,5

Вологодская обл.

175,7%

5301

15891,9

9137,8

1,9

Тверская обл.

166,2%

4868

13319,5

7658,7

1,6

Свердловская обл.

142,8%

5099

17308,0

9952,1

2,0

Владимирская обл.

137,4%

4913

11770,3

6767,9

1,4


* Регионы, в которых отмечался  максимальный рост численности  зарегистрированных безработных  в период с 1 октября 2008 г. по 25 февраля 2009 г. (по данным Минздравсоцразвития)

** Рассчитано исходя из  действующей в настоящее время  схемы расчета пособия по безработице, когда в первые 3 месяца и безработный  получает пособие в размере 75% от среднемесячной номинальной  начисленной заработной платы, в следующие 4 месяца – в размере 60%, в оставшиеся 5 месяцев – в размере 45% [12].

 

Исходя из данных таблицы, можно сказать, что рост зарегистрированной безработицы в период с октября 2008 по февраль 2009 очень высок, во всех областях превышает 100 %, больше всех пострадала Челябинская область. Среднемесячная номинальная зарплата, в регионах отличается значительно, также как и среднемесячный размер пособия по безработице, наибольшая зарплата в Свердловской области, а наименьшая - во Владимирской, причем разница между ними превышает прожиточный минимум. Отношение возможного размера пособия по безработице превышает установленный максимум в 4900 руб. и опять же, наибольший размер пособия в Свердловской области, наименьший – во Владимирской.


В регионах, столкнувшихся в последние месяцы со значительным ростом безработицы, ограничение максимального размера пособия (4900 руб.) приводит к тому, что величина ежемесячных выплат безработным оказывается в 1,5-2 раза ниже того уровня, который бы позволил поддерживать приемлемый уровень жизни для населения, не имеющего возможности трудоустроиться.

VI. Реальные располагаемые  денежные доходы населения упали  в январе 2009 года на 6, 7% по сравнению  с январем 2008 года. Гораздо большее  падение продемонстрировала реальная величина заработной платы, скорректированная на инфляцию – на 9,1% за этот же период.

19 февраля Росстат сообщил, что в январе 2008 года реальные  доходы населения выросли на 10,1% по сравнению с январем 2007 года. В номинальном сравнении доходы  за этот же срок повысились на 7,3% и составили 11 тысяч 430 рублей. Номинальная начисленная заработная плата одного работника в январе 2009 года составила в среднем по России 15 тысяч 200 рублей, что на 3,0% выше уровня января 2008 года и на 25% меньше, чем в декабре 2008 года. Реальная величина заработной платы (скорректированная на инфляцию) упала в январе на 9,1% по сравнению с январем 2008 года и снизилась на 26,7% к минувшему декабрю. Однако, несмотря на падение доходов населения, оборот торговли в январе год к году вырос на 2,4% – до 1,07 трлн. рублей. В первые 11 месяцев 2008 года этот показатель колебался в пределах 10-18% в месяц, а в декабре темпы его прироста показали снижение до +4,8%.

В статистику реальных располагаемых денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается средняя инфляция. С учетом индексации обязательные платежи тоже увеличиваются, при этом рост номинальных зарплат заморожен, скорее даже наблюдается их снижение. В долларовом выражении доходы населения упали еще больше: с учетом девальвации рубля, их снижение произошло примерно на 35%.

Генеральный директор Института сравнительных социальных исследований (ЦЕССИ) Владимир Андреенков отметил, что данные Росстата, как обычно, показывают среднюю температуру по больнице и не вполне отражают те противоречивые тенденции, которые идут в сфере оплаты труда в разных регионах и в различных слоях населения. Ведь существенный вклад в повышение среднего уровня зарплат вносит Москва, а также другие крупные города. Это ретуширует крайне низкий уровень доходов населения в большинстве регионов. Но основной причиной падения реальных доходов населения является огромная инфляция. Отчасти это падение, прежде всего в своих интересах, пытаются компенсировать работодатели, так как уже наметилась тенденция ухода зарплат в тень. В период кризиса наиболее явно проявляется «универсальный закон», согласно которому бедные становятся еще беднее, а богатые — богаче. Наиболее актуален сейчас вопрос о том, как будут меняться пропорции между слоями. По некоторым произведенным оценкам уже очевиден ряд тенденций. Так, произойдет значимое расширение бедности за счет людей оказавшихся полностью или частично «за бортом», сузится и средний класс, который достаточно быстро прирастал в последние годы. В те же время вряд ли произойдет существенное падение доходов и статусов высшего среднего класса [13].

Таблица.

Показатели доходов населения

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Реальные располагаемые доходы населения (% к пред. периоду)

88.1

113.4

110

110.9

114.9

109.9

109.3

110

110.7

102.7

Среднедушевой денежный доход (рублей в месяц)

1663

2288

3075

3972

5115

6296

7848

9911

12499

15106

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (млн. человек на конец периода)

41.20

42.30

40.00

35.60

29.30

25.20

25.20

21.50

18.70

18.60

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного уровня (в % к общей численности населения)

28.3

29

27.5

24.6

20.3

17.60

17.7

113.4

13.3

13.2




По данным таблицы, видно, что реальные располагаемые доходы населения значительно увеличились в 2000 году, и именно с этого года начали возрастать более, чем на 100 %. Происходит постепенное увеличение среднедушевого денежного дохода, а численность населения с доходами ниже величины прожиточного уровня, как в количественном, так и в процентном соотношении ежегодно сокращается, к 2008 году более, чем в 2 раза.

По итогам 2008 г. количество людей, живущих за чертой бедности, практически не сократилось. В конце прошлой недели Минэкономразвития опубликовало предварительную оценку численности бедного населения, проживающего в России. Согласно этим данным, в 2008г. 18,6 млн. человек или 13,2% населения страны имели доходы ниже величины официально установленного прожиточного минимума (4593 руб. в месяц). Таким образом, по сравнению с 2007г. (18,7 млн. человек) ситуация с бедностью в России практически не улучшилась. Очевидно, что в условиях экономического кризиса, сопровождающегося повышением уровня безработицы и существенным замедлением роста реальных доходов населения, а в последние месяцы – даже их падением, ситуация с бедностью может только ухудшиться. Поэтому прежние намерения правительства добиться снижения уровня бедности до 10% к 2011 г. становятся нереалистичными [12].

2.2 Проблемы социальной  политики России и пути их  решения

I. Среди основных проблем, накопившихся в жилищной сфере  и требующих решения, особо острыми являются четыре группы проблем [17, C.63-65].

Во-первых, обострение ситуации в жилищно - коммунальном хозяйстве.

Эта проблема возникла в связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. За прошедшее десятилетие существенно увеличился износ жилого фонда и коммунальных объектов, что привело к увеличению объемов ветхого и аварийного жилья, снижению надежности, экологической безопасности эксплуатации инженерных систем, повышению текущих расходов на их содержание.        

 Системы управления, ценообразования  и финансирования отрасли в  современных социально - экономических  условиях не обеспечивают не  только развитие, но и стабилизацию  существующего уровня обслуживания населения. Одновременно возросла доля собственных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре семейных расходов. Темпы роста доли платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, без заметного улучшения их качества, все чаще вызывают неудовлетворение низкодоходной части населения. При этом во многом высокие эксплуатационные затраты жилищно - коммунального хозяйства вызваны низким качеством проектирования и строительства объектов, применением недолговечных материалов, пренебрежением к последующим затратам на текущее содержание жилья и коммунальной инфраструктуры.

Во-вторых, проблема, связанная с несоответствием количественных и качественных параметров построенного жилья платежеспособному спросу населения.

Основной причиной данного процесса являются ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов. Существующая в настоящее время система градорегулирования и землепользования не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство. Стоимость нового жилья не соответствуют платежеспособному спросу потребителей.

В-третьих, проблема низкой доступности жилья для граждан с низким и средним уровнем дохода и связанная с ней проблема выполнения государством своих обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Действующим законодательством Российской Федерации определены некоторые категории граждан, обязательства по обеспечению жильем которых взяло на себя государство. Кроме того, в рамках реализации государственной политики в других сферах (демографической, миграционной и т.п.) возникают обязательства государства по содействию в улучшении жилищных условий иных категорий граждан (работники бюджетной сферы, молодые семьи, сельское население и т.д.). Принятие таких решений не всегда соответствует бюджетным возможностям государства, что снижает не только уровень обеспечения социальных гарантий, но и степень доверия граждан к ним. При этом не сформированы единые принципы определения объема поддержки различных категорий граждан за счет бюджетных средств, а также механизмы реализации государственных обязательств.

В-четвертых, решение неотложных проблем развития жилищной сферы требует значительных инвестиций.

Концепция жилищной политики на основе анализа ситуации и проблем, существующих в жилищной сфере предполагает определение приоритетов жилищной политики органов государственной власти, путей, методов и механизмов решения проблем в жилищной сфере.

Концепция жилищной политики предполагает объединение всех ее составляющих в единое целое и конкретизирует основные направления жилищной политики, определенные федеральной целевой программой на 2002 - 2010 годы с учетом особенностей развития жилищной сферы в современных экономических условиях. С учетом этого могут быть предложены следующие пути решения жилищной проблемы:

1)         развитие сферы содержания и обслуживания жилищного фонда;

2)         реформирование сферы жилищного строительства, землепользования и градостроительного регулирования;

3)         развитие рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья;

Информация о работе Теоритические аспекты исследования социальной политики