Теория сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:52, реферат

Краткое описание

Наряду с понятием "сервис" в нашей стране широко используется понятие "услуга", означающее действие, приносящее пользу, благо, помощь другому человеку. Таким образом, ключевой момент в понимании сервисной деятельности связан с представлением о пользе, услуге. Понятия "услуга" и "сервис", приобретают в целом одинаковый смысл. Вместе с тем они могут образовывать в русском языке такое словосочетание, как "сервисная услуга", что призвано отразить современный тип обслуживания.

Содержание

Введение
1. Структура сервисной деятельности и удовлетворение потребностей
2. Методологические основы сервисной деятельности
3. Подход к изучению сервисной деятельности в рамках "общества потребления"
4. Классификация услуг и сервисной деятельности в научном анализе
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теория сервисной деятельности.docx

— 39.89 Кб (Скачать файл)

кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью;

образование, культуру и искусство;

науку и научное обслуживание;

здравоохранение, включая физическую культуру и спорт;

услуги по обслуживанию домашнего  хозяйства (ремонт жилья, производственно-бытовые  и коммунальные услуги);

услуги личного характера (непроизводственные, бытовые и др.);

услуги государственного управления;

 другие услуги.

Сравнение российской и североамериканской моделей классификации услуг  показывает, что отечественная модель более детализирована относительно одних типов услуг и более  слабо отображает другие типы услуг. В частности, в ней не представлены услуги рыночно-коммерческого типа, которые в этом случае приходится включать в группу "другие услуги".

В разных странах действуют аналогичные, но выработанные на собственной практике сервиса группировки услуг, которые  по-разному конкретизируются и дополняются. Например, в одних странах в  перечень таких группировок включено строительство, газификационные сети, энергетические системы и др., в то время как в других странах эти элементы инфраструктуры отнесены в статистической отчетности к несервисным отраслям.

Наряду с общезначимыми группировками, которые действуют в практике государственного учета и статистики, вырабатываются и другие классификационные  направления и группы услуг, удобные  для экономического анализа. В отечественной  науке и сервисной деятельности нередко выделяются укрупненные единицы членения услуг и сервисной деятельности по следующим направлениям, связанным с их функциональной сущностью:

услуги производственного характера - оказываются экономическим структурам в связи с их производственными  нуждами (в том числе охранные, ремонтные, банковские, деловые и  др.);

торговые услуги (оптовые и розничные);

услуги жизнеобеспечения - связаны  с обслуживанием граждан в  рамках семейно-домашних связей, т.е. с  обустройством жилища, ведением домашнего  хозяйства, реализацией семейных потребностей, домашним отдыхом;

социальные услуги - нацелены на удовлетворение потребностей людей в тех товарах, качествах и функциях, которые  необходимы им как субъектам общественных отношений: транспортные, финансовые, почтовые, рекреационные (поддержание  здоровья, организация отдыха в общественно-массовых формах), образовательные, информационные и др.;

культурные услуги - связаны с  оказанием услуг познавательно-научного, художественно-эстетического, развлекательного плана.

Представленный вариант типологических направлений сервисной деятельности выступает одним из наиболее распространенных в отечественной практике анализа  сферы услуг. Особенно часто говорят  о социальных и культурных услугах. В этой связи две последние единицы членения нередко объединяются, образовывая крупный сегмент социокультурных услуг. Социокультурный сервис нацелен на удовлетворение потребностей, связанных с социальными, культурными и духовными запросами людей.

В свою очередь каждая в представленном варианте классификации услуг (типологическое направление) может быть разбита  на более дробные разновидности и группы. Так, услуги, ориентированные на домашнее хозяйство, подразделяются на коммунальные, связанные с поддержанием чистоты в доме, с ремонтом бытовой техники, с техническим обслуживанием и др. В свою очередь услуги по техническому обслуживанию домашнего жилища могут быть разбиты на услуги электриков, слесарей-сантехников, газовиков и др.

Рассмотренный вариант классификации  выступает достаточно простым в своей очевидности и пригодным для использования в практике сервисной деятельности. Вместе с тем он имеет недостатки. В данном случае укажем на то, что остается неясным, к какому направлению могут быть отнесены некоторые услуги, если они оказываются разным типологическим группам потребителей или реализуются в несходных функциональных обстоятельствах. Например, деловые и банковские услуги могут быть применимы не только к производственным коллективам, но и к частным лицам; рекреационные услуги могут приобретать массовый характер или сугубо семейно-домашний масштаб и т.п.

В российской практике классификации  услуг весьма широко распространено их деление на материальные и нематериальные. К материальным относят услуги, требующие материальных ресурсов (сырье, запчасти, полуфабрикаты, продукты повседневного спроса и др.), которые позже люди используют, потребляют, изнашивают. Нематериальные услуги задействуют неосязаемые, духовные компоненты человеческой активности - знания, математический аппарат и статистику, художественные образы, духовные ценности. Однако данное деление остается весьма условным, так как тот и другой тип услуг невозможно реализовать без использования как материальных, так и духовных элементов обслуживания.

Как один из вариантов классификации  сервисной деятельности представим выработанную в отечественной науке  модель, основанную на согласованных  между собой критериях, которые  весьма важны в производственно-экономической  практике сервиса. Эти критерии позволяют  разбивать все услуги на основе связанных  между собой содержательно-функциональных качеств и разносить их в разные классы (группы). Принципиально важно  то, что в данном случае одна и  та же услуга по разным качествам может  быть занесена в разные группы. В  каждой из групп она соседствует  с разными услугами.

 

Заключение

Сервисная деятельность как самостоятельная  форма социально-культурного процесса придает эффективность организации  жизнедеятельности. Она отражает уровень  профессионально-этических норм, при  которых реализуется требование "работать с душой". В этом принципе раскрывается процесс гуманизации межличностных отношений, снижается отчуждение, обусловленное развитием мира вещей. Трудовая организация как накопление материальных богатств не способна подчинить свои достижения защите человека. Профессиональные действия, трансформируясь в мир предметов, не всегда могут обеспечить растущие потребности людей. Они в большей степени становятся пагубными для жизнедеятельности. Сохраняя голый практицизм, производство включает в себя затратные механизмы. Человек труда в их условиях может оказаться жертвой. Здесь возможен дисбаланс между человеком и природой, который породил три структурных кризиса: экономический, социально-культурный, экологический. Преодоление названных бед возможно только при активном участии самого человека, с раскрытием его духовно-нравственного потенциала. Таким средством, как показывает международный опыт, может быть сервисная деятельность. Она концентрирует в себе аспекты человекосберегающих процессов. Ее проявление можно представить как "Р + N%". "Р" - это необходимый квалификационный набор приемов и действий в создании предмета или услуги. "N%" - это объем профессиональных действий, совершаемых из-за этических требований, составляющих материализацию душевных качеств производителей. Они имеют обширную систему действий, куда включены достижения доверия, сила контактов, имидж профессии, плотность личных взаимоотношений. Все они реализуют заботу о других.

Создаваемая таким путем сервисная  деятельность стабилизирует социально-экономические  отношения, устраняя мятежность, конфликтность. Она активизирует роль творческой изобретательности, стимулирует развитие интеллекта.

Сервисная деятельность, устраняя дефицит  взаимопонимания в межличностных отношений, наполняет жизнедеятельность реальным гуманизмом. В ней складываются разумная достаточность с достижением баланса интересов людей, природы и общества. Сервисная деятельность стимулирует социальный оптимизм, устраняя пагубные деформации нашей жизни.

 

Список используемой литературы

1.         Аванесова  Г.А. Сервисная деятельность: историческая  и современная практика, предпринимательство,  менеджмент. М: Аспект пресс, 2004 г.

2.         Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом № 2, 2003 г.

3.         Карташова  М.К. Элементы сервисного обслуживания  потребителей // Маркетинг менеджмент  № 3, 2005 г.

4.         Морозова  Н.С., Морозов М.А. Реклама в  социокультурном сервисе и туризме,  М: ИЦ "Академии", Сервисная  деятельность / Коробкова С.Н., Кравченко В.И., Орлов С.В., Павлова И.П. под ред. Романович В.К. - СПб,: ПИТЕР, 2005

5.         Балалова, Е.И. Сервисная деятельность: Учет, экономический анализ и контроль: Учебное пособие / Е. И Балалова, О.В. Каурова. - М.: Издательство "Дело и сервис", 2006.

6.         Булкин  А.П. Социокультурная динамика  образования. Исторический опыт  России. - Дубна: "Феникс+", 2001.

7.         Гущин  В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П.  Сервисное право: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.П. Свириденко. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2005.

8.         Дашков  Л.П., Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших учебных заведений. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая компания "Дашков и Ко", 2003.

9.         Добреньков В.И., Нечаев В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003.

10.      Карнаухова В.К., Краковская Т.А. Сервисная деятельность: учебное пособие / Под общ. ред. Ю.М. Краковского. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Изд. центр "МарТ", 2006.

11.      Лукашенко М.А.  Образование в условиях рынка:  концепция учебного заведения:  Монография / М.А. Лукашенко. - М.: Высшая  школа, КноРус, 2002.

12.      Сервисная деятельность: Учебное пособие / С.Н. Коробкова, В.И. Кравченко, С.В. Орлов и др.; Под общ. ред. И.П. Павловой и В.К. Романович; СПбГУАП. - СПб., 2002.


Информация о работе Теория сервисной деятельности