Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 13:44, курсовая работа
Хозяйственная деятельность в рыночной экономике осуществляется множеством хозяйственных субъектов - предприятиями, организациями, фирмами, домохозяйствами. В условиях усложнения экономических отношений, процессов организации и управления производством именно фирмы становятся главными участниками предпринимательской деятельности, выступают особыми институтами распределения ресурсов и производства основной массы товаров и услуг. В российской экономике фирма как особый институт и явление рыночной экономики находится на стадии своего формирования и развития. В современных условиях изучение воздействия институциональных факторов на поведение фирмы приобретает актуальность в связи с институциональными изменениями.
Введение 4
1. Фирма как институциональное соглашение 5
1.1 Понятие и причины возникновения фирм 5
1.2 Цели и сфера деятельности фирм 7
2. Структура фирмы 10
2.1 Проблема взаимоотношений принципала и агента 10
2.2 Контрактная природа фирмы 12
3. Классификация фирм по типам 15
3.1 Критерии и структура типологии фирм 15
3.2 Основные организационно-правовые формы фирм 18
3.3 Перспективы развития института фирмы в экономике России 25
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Основными положительными чертами частнопредпринимательской фирмы являются мощная мотивация собственника-управляющего, создаваемая оценкой и контролем его действий со стороны рыночного механизма и связанная с этим полная идентификация индивида с делом, которым он руководит. Вместе с тем, концентрация права на остаточный доход у единственного собственника приводит к обострению проблем возникновения оппортунистического поведения со стороны других участников команды. Условием обеспечения достоверности угрозы наказания служит эффективный контроль и мониторинг деятельности служащих.
Функционирование частнопредпринимательских фирм приведет к достижению хороших результатов там, где незначителен потенциал экономии на масштабе и разнообразии производства, сравнительно высока отдача от самоконтроля, связанного с поддержанием определенного стандарта качества продукта или услуги, высоки издержки внешнего контроля.
В партнерстве совокупность правомочий принадлежит не одному, а нескольким индивидам, причем реализация права на их передачу может быть ограничена. Право на остаточный доход принадлежит всем владельцам специфических ресурсов и принимает форму участия в прибыли. Вместе с тем, соединение права на остаточный доход и на контроль может в этих условиях не обеспечивать достаточной защиты от оппортунизма. Ограничения на размер партнерства накладываются в связи с усложнением оценки вклада каждого партнера в совокупный продукт при росте размеров группы, сопровождающихся снижением степени ее однородности. В этой ситуации уменьшение риска проявления оппортунистического поведения произойдет в той мере, в какой окажется возможным осуществление взаимного контроля участников команды.
Вместе с тем, увеличение количества партнеров имеет и положительные стороны. По мере роста партнерства ослабевают финансовые ограничения, что позволяет в большей мере использовать положительные эффекты масштаба производства, диверсифицировать виды производимой продукции и оказываемых услуг. Это также приводит к снижению рисковости инвестиций и расширению временного горизонта функционирования фирмы. В партнерстве право на остаточный доход, так же как и в частнопредпринимательской фирме совмещено с правом контроля и управления, но реализация правомочий отдельным индивидом возможна только по согласованию с другими партнерами. Это предопределяет повышение издержек принятия решений в рамках данного типа организации.
Равноправие обычно наблюдается между собственниками специфического человеческого капитала, поэтому партнерства часто встречаются в сфере научной, артистической, интеллектуальной деятельности.
В самоуправляющейся фирме (производственном кооперативе) всеми правами наделены собственники как специфических, так и общих ресурсов. Вместе с тем, они могут реализовывать свои правомочия, только являясь работниками предприятия, что существенно сужает временной горизонт принимающих решение индивидов, чье право на передачу правомочий также ограничено.
В производственном кооперативе ни один из членов команды не может самостоятельно реализовать право собственности на капитальное имущество. Работники предприятия используют активы только в процессе производства, поэтому члены кооператива предпочтут распределение прибыли между собой осуществлению инвестиционных проектов. Кроме того, они будут препятствовать найму новых работников.
Самоуправляющаяся фирма имеет сравнительные преимущества в условиях, когда ее рабочие разделяют общую систему ценностей, созданную, например, распространяемой идеологией. В противном случае, у фирмы с подобной структурой правомочий возникнут проблемы с накоплением капитала и коллективным отлыниванием.
У членов неприбыльной фирмы (некоммерческой организации) отсутствует право на остаточный доход, поскольку получаемая прибыль не распределяется. Право на контроль может реализовываться как всеми членами организации, так и назначаемым управляющим. Остальными правомочиями владеют в равной степени все члены фирмы, однако право на их передачу не может быть реализовано: индивид может только принять решение о собственном уходе.
В отсутствие права на остаточный доход необходимы другие факторы, позволяющие предотвратить оппортунизм участников некоммерческой организации. Ими становятся взаимовыгодность сотрудничества и персонализация отношений. Вместе с тем, распределение правомочий в данной организации может стать причиной неэффективности контроля за деятельностью управляющего, а следовательно создать предпосылки к возникновению оппортунистического поведения с его стороны, выражающегося в присвоении части остаточного дохода.
В государственной фирме право на остаточный доход и на контроль оказываются размытыми. Государственная собственность подразумевает, что ключевыми правомочиями обладает население (налогоплательщики). Однако, поскольку принятие коллективных решений требует высоких издержек координации, то избиратели, как правило, делегирует свои полномочия представителям органов власти, которые в свою очередь назначают чиновников для надзора за деятельностью государственного предприятия. Чиновник координирует действия наемного управляющего. Право на остаточный доход фактически не могут реализовать ни собственники, ни избираемый представитель власти, ни чиновник, ни управляющий. Собираемые платежи за предоставление услуг поступают в бюджет и могут лишь частично идти на покрытие издержек функционирования предприятия.
Существование данной организации предполагает наличие нескольких связок «поручитель-исполнитель». Отсутствие права на доход в денежной форме делает предпочтительным получение неденежного удовлетворения, в соответствии с функциями полезности поручителей и исполнителей. Вместе с тем, государственные предприятия имеют сравнительные преимущества в тех областях, где необходимо осуществление долгосрочных инвестиций, а результат оказывается неопределенным и права собственности на него сложно специфицировать, например, в сфере фундаментальных исследований. Кроме того, осуществление некоторых видов деятельности (оборона, охрана порядка) требует высокой достоверности угрозы наказания и признания легитимности власти и создание соответствующих идеологических установок.
Регулируемая фирма. Применение различных методов регулирования, как правило, приводит к снижению прибыли фирмы и ее перераспределению в пользу других экономических агентов, что ограничивает право собственников на присвоение остаточного дохода. Распределение остальных правомочий зависит от размера предприятия, ограничено, в зависимости от выбора метода регулирования. Основными факторами при принятии решения являются: достоверность обязательств правительства и органов регулирования по применению выработанных процедур, скорость смены технологии производства, необходимость регулирования объема и качества выпускаемой продукции, а также возможность захвата регулирующего органа.
Регулирование, как правило, применяется для ограничения возможности злоупотребления доминирующим положением со стороны одного из участников сделки, а также в условиях существования положительных и отрицательных внешних эффектов.
Основными направлениями развития процесса трансформации предприятия в фирму в российской экономике являются приватизация государственных предприятий, объединение (интеграция) предприятий вокруг ведущих фирм, развитие разнообразных форм собственности и как следствие многообразие форм фирм.
Развитие фирмы в российской экономике обусловлено особенностями становления институциональной среды и тенденциями ее развития в пореформенный период. Так, процесс институционализации фирмы происходил в условиях глубокого трансформационного кризиса, когда старые законы и нормативные акты потеряли свою силу, а новые еще не были приняты. Результатом этого стали неравные условия хозяйственной деятельности фирм, нечеткая спецификация прав собственности и низкий уровень их защиты, административные барьеры, развитие неформального сектора теневой экономики [5, с.42]. В этих условиях происходило институциональное формирование и развитие новых фирм различных форм собственности, с одной стороны, и преобразование государственных предприятий в акционерные общества, с другой стороны.
Формирование основных тенденций в развитии фирм в российской экономике обусловлено особенностями процесса трансформации предприятий в фирмы в современных условиях. Непосредственное влияние на новые тенденции и направления в становлении новых форм фирм оказывают развитие научно-технического прогресса, усложнение процессов организации и управления производством, усиление технологических преимуществ, трансформация современного мира в информационное общество. Основными тенденциями в развитии фирмы как особого института в российской экономике являются [5, с. 65]: