Торговля как сфера предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 12:41, курсовая работа

Краткое описание

Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство в сфере торговли – коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки зрения предпринимателя, не обладающего значительным капиталом, и не рассчитывающего на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового предприятия гораздо меньше, чем в других видах предпринимательской деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

ГЛАВА I.docx

— 27.85 Кб (Скачать файл)

ГЛАВА I

1.1Торговля, как сфера предпринимательской деятельности.

Торговля - это вид предпринимательской  деятельности, где объектом действия является товарообмен, купля-продажа  товаров, а так же обслуживание покупателей  в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки к продаже.

 

Важное место в цивилизованной рыночной экономике занимает предпринимательство  в сфере торговли – коммерция. Этот вид предпринимательства является наиболее привлекательным с точки  зрения предпринимателя, не обладающего  значительным капиталом, и не рассчитывающего  на привлечение крупных инвестиций. Причина этому то, что создание коммерческого предприятия требует  значительно меньших средств, чем, например, создание промышленного предприятия, а также тот факт, что в торговле можно быстрее получить отдачу, то есть срок окупаемости торгового  предприятия гораздо меньше, чем  в других видах предпринимательской  деятельности.

Торговля, как процесс обмена товарно-материальными  ценностями, известна начиная с каменного  века. Как в то время, так и сейчас, сутью торговли является предложение  к обмену, либо к продаже товарно-материальных, а также нематериальных ценностей  с целью извлечения выгоды из этого  обмена.

Торговля  возникла с появлением разделения труда, как обмен излишками производимых продуктов, изделий. Обмен сначала  носил натуральный характер; с  возникновением денег возникли предпосылки  для установления товарно-денежных отношений.

Это огромная отрасль народного хозяйства, одна из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. При её посредстве осуществляется рыночное согласование предложения  и покупательского спроса. Являясь  источником поступления средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

Торговля, сама по себе - это хозяйственная деятельности в сфере обращения, объектом которой является товарообмен

Основу рыночных преобразований создания многоукладной рыночной экономики  составляет развитие бизнеса. Бизнес-любой видя деятельности с целью получения дохода, предусматривающий привлечение собственного капитала или опосредованное участие в такой деятельности, путем вложения собственного капитала.

Основная функция бизнеса - производство и реализация товаров и услуг с целью получения прибыли путем удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей нации.

В Законе дается определение:

Предпринимательская деятельность - самостоятельная инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или дохода, осуществляемая от имени на свой риск, под свою ответственность или под ответственность юридического лица.

Преследуя личные интересы предприниматель:

  • насыщает потребительский рынок товарами;
  • повышает эффективность производства, путем внедрения новых технологий; 
  • увеличивает занятость населения.

Торговля  является неотъемлемым звеном общественного  производства товаров и услуг  в широком смысле этой экономической  категории. В широком понятии  понятие производство объединяет 3 сферы общественной деятельности:

  • Непосредственное производство товаров и услуг.
  • Обмен произведённым;
  • Потребление.

 

Принципы предпринимательской деятельности:

1. Умение начать и вести свое  дело.

2. Коммерческая   направленность деятельности, связанная       с производством     и     реализацией товаров    и    услуг,    с    целью удовлетворения       личных       и общественных интересов.

3. Нацеленность      на      получение прибыли,    через    удовлетворение спроса на конкретный вид товаров.

4. Полная самостоятельность принятия  хозяйственных решений.

5. Риск   и имущественная ответственность за результаты деятельности.

 

1.2. Виды торговли.

оптовая торговля - Вид деятельности по продаже товаров или услуг в целях последующей перепродажи или профессионального использования.

Оптовая торговля включает стадии продвижения  товара: от изготовителей до предприятий  розничной торговли- и практически связывает все отрасли экономики, все предприятия и организации, осуществляющие материальное производство и товарное обращение. Существуют следующие формы оптовой торговли:

  • Прямые связи между изготовителями и покупателями;
  • Через посреднические организации и предприятия;
  • Коммерческие контакты субъектов рынка.

Особенности оптовой торговли:

  • Большой объем операций;
  • Большое число контактов;
  • Наличие широкого товарного ассортимента.

 

мелкооптовая торговля -разновидность оптовой торговли, связанная с реализацией партий товаров производителями и торговыми посредниками для последующей перепродажи в розничной торговле и ином коммерческом обороте. Минимальная; партия товара при мелкооптовой торговле не может быть меньше, чем количество единиц соответствующего товара в одной упаковке производителя для розничной реализации.

 розничная торговля – вид деятельности по продаже товаров или услуг конечным потребителям для их личного использования.

Рознично- торговая сеть характеризуется территориальной раздробленностью, измельченностью, требует умения грамотно обслуживать покупателей, противостоять конкурентам, особой инициативы от менеджеров различных предприятий ( малого и среднего бизнеса) в коммерческой работе по организации сбыта товара, увеличению предприимчивости.

Розничные торговые предприятия представлены следующими разновидностями:

  • С самообслуживанием;
  • Со свободным отбором товара;
  • С ограниченным обслуживанием;
  • С полным обслуживанием и развитой инфраструктурой- торговые центры, оказывающие консультационные услуги, доставку, техническое обслуживание товров длительного пользования.

Факторы, влияющие на торговый ассортимент розничной  торговли предприятий, включают:

  • Условия и стабильные источники товароснабжения;
  • Спрос;
  • Тип и размер магазина;
  • Размер денежных доходов магазина;
  • Уровень розничных цен;
  • Численность и состав населения;
  • Транспортные условия, факторы социально-экономического характера;
  • Социальный половозрастной профессиональный состав;
  • Привоз продуктов животноводства и растениеводства из других районов;
  • Климат, географические особенности проживающего населения;
  • Национальную и историческую особенность труда и сбыта.

 

мелкорозничная торговля - продажа продовольственных и непродовольственных товаров несложного ассортимента через стационарную и передвижную мелкорозничную торговую сеть. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски - торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей. К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли в развоз и вразнос (автомагазины и автолавки, ручные тележки, лотки и т.д.).

Как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, наиболее принципиально деление  торговли на розничную и оптовую.

Оборот оптовой торговли представляет собой стоимость отгруженных (переданных) на сторону товаров, приобретенных на стороне для целей перепродажи.

Обязательным  признаком операции, относимой к  оптовой торговле, является наличие накладной и (или) счета-фактуры. Только в этом случае покупатель сможет поставить приобретенные товарно-материальные ценности на учет в качестве товаров для перепродажи или перенести их стоимость на затраты на продукцию собственного производства.

Оборот розничной торговли включает в себя:

стоимость товаров, проданных населению за наличный расчет;

стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту  отпуска товаров покупателю) в  объеме полной стоимости товара;

стоимость товаров, проданных в порядке  комиссионной торговли (по договору комиссии);

полную  стоимость товаров, проданных отдельным  категориям населения со скидкой;

стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;

стоимость проданной порожней тары и др.

Не  включается в оборот розничной торговли стоимость товаров, не выдержавших  сроков гарантийной эксплуатации, и  стоимость товаров, проданных юридическим  лицам и индивидуальным предпринимателям за безналичный расчет.

1.3 Виды предпринимательства в сфере торговли

Рынок - это возможность  свободно заниматься любой деятельностью, конечно в рамках закона. Следовательно  «рынок» и « предпринимательство» - это две составляющие современной  экономики, которые взаимосвязаны  и которые не могут существовать раздельно. Ведь рыночная экономика, а  в особенности капиталистическая, это свобода действия для бизнеса. Бизнес - это предпринимательство  во всевозможных его сферах и областях.  

В зависимости от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, куда вкладывается капитал и какие конкретные результаты получает предприниматель, а также какова связь самой предпринимательской деятельности с основными стадиями всего процесса, можно выделить следующий виды предпринимательства: производственное, коммерческо-торговое, финансово-кредитное, посредническое и страховое.

  • Производственное предпринимательство 
    Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

      Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и       сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

  • Коммерческое (торговое) предпринимательство. 
    Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства. Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

 
Коммерческое предпринимательство  охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

 
Коммерческое предпринимательство  привлекает видимой возможностью продать  товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле — продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха. Сфера официального коммерческого предпринимательства — магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли.

 
Для успешного занятия торговым предпринимательством необходимо досконально  знать неудовлетворенный спрос  потребителей, быстро реагировать, предлагая  соответствующие товары или их аналоги. Торговое предпринимательство более  мобильно, изменчиво, так как непосредственно  связано с конкретными потребителями. 

 

  • Финансово-кредитное предпринимательство. 
    Финансовое предпринимательство — это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.  
     
    Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.  
     
    Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции
  • Посредническое предпринимательство 
    Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.  
     
    Посредник — это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, маклеры, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. 

Информация о работе Торговля как сфера предпринимательской деятельности