Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 14:33, доклад
Появление торговых домов в мировой рыночной системе относится ко второй половине XIX в. Этот период отличается бурным развитием промышленного производства, науки и техники, расширением торговых связей, основанных на новых средствах передачи информации и доставки грузов. В результате данных процессов обострилась конкуренция на мировых товарных рынках.
Появление торговых домов в мировой рыночной системе относится ко второй половине XIX в. Этот период отличается бурным развитием промышленного производства, науки и техники, расширением торговых связей, основанных на новых средствах передачи информации и доставки грузов. В результате данных процессов обострилась конкуренция на мировых товарных рынках.
В данных условиях мало было просто продать и поставить товар, необходим был поиск новых форм и методов торговли, привлечения потребителей. Продажа товаров стала дополняться сопутствующими услугами: доставкой грузов, их страхованием, фрахтованием сухогрузов, транспортно-диспетчерскими услугами, информационным обслуживанием, комплектными поставками и т.д.
Развитие указанных услуг
Таким образом стала создаваться и функционировать торгово-посредническая структура - торговые дома.
Торговый дом - это тип крупной торговой организации, важнейшими особенностями которой являются активное проникновение в сферу производства товаров, организация кооперации производства и участие в кредитно-финансовых операциях.
Основными целями существующих в мире торговых домов являются:
* активизация
* оперативное реагирование
на меняющуюся конъюнктуру
* организация производства и сбыта конкурентоспособных товаров;
* объединение мелких и средних фирм и финансирование их сбытовой деятельности;
* снижение издержек обращения,
стоимости маркетинговых
* купля-продажа товаров с оказанием широкого перечня услуг клиентам;
* активное воздействие
на структуру производства, в
том числе путем
Торговые дома особенно эффективно действуют в переходные периоды развития экономики, позволяя, с одной стороны, их владельцам получать наибольшую торговую прибыль, а с другой - способствовать насыщению рынка и укреплению экспортных позиций своих стран.
Рассматривая пути развития торговых домов, следует остановиться прежде всего на законодательстве. В некоторых странах - Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Франции и ряде других, учитывая большую роль торговых домов в экономике и в осуществлении экспортной политики этих стран, приняты специальные законодательные акты и отдельные нормы в действующем законодательстве, которые регламентируют деятельность торговых домов. Им предоставляются определенные льготы и привилегии.
Понятие торговый дом упоминается также при характеристике маркетинга розничной торговли. Комбинированный универсальный торговый комплекс включает в себя разные, не связанные между собой группы товаров (например, бытовая техника, мебель, продукты питания, медицинские товары и т.д.). В этом случае структура товарооборота имеет случайный характер - в отличие от универмага (преобладают непродовольственные товары) или универсама (преобладают продовольственные товары). Если торговый комплекс принадлежит одному владельцу, то иногда его называют торговым домом.
В первых торговых экспедициях португальцев на Восток еще участвовали итальянские и немецкие торговые дома. Так, например, в седьмой экспедиции участвовали купцы Флоренции и Генуи, а также Аугсбурга и Нюрнберга (Фуггеры, Вельзеры, Гохштеттеры, Имгофы, Велины), причем из 6 ее кораблей 3 принадлежали немецким купцам, выручившим при этом 150—175% барыша на затраченный капитал. Но затем ост-индская торговля была объявлена бесспорной монополией португальцев и защищалась самым решительным образом. Туземцам невязывались договоры, обязывающие их продавать пряности исключительно португальцам, во избежание иностранной конкуренции. Торговля самих португальцев была сконцентрирована преимущественно в руках короля и носила централизованный характер. Португальская флотилия ежегодно отправлялась в февралемарте из Лиссабона на королевских кораблях и под охраной военной эскадры. На этом основании участники торговых экспедиций в Индию отдавали португальскому королю 30% стоимости доставленных ими товаров. В экспедициях мог участвовать каждый португалец, но торговать перцем, т. е. наиболее прибыльным товаром, имел право лишь король, двор которого в Лиссабоне стал настоящей торговой конторой. Торговля же с Мозамбиком, Ормузом, Малаккой, Китаем и Японией вообще являлась монополией португальского короля. Да и на Молуккских островах с 1530 г. португальские купцы могли покупать пряности только через королевского агента.
ТОРГОВЫЙ ДОМ - тип торговой организации, осуществляющей экспортно-им- портные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующиймеждународную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и в других формах внешнеэкономических связей. Организация, образованная в форме ТОРГОВОГО ДО МА, обеспечивает, как правило, не только реализацию товаров, но и своими силами осуществляет их производство. ТОРГОВЫЕ ДОМА обычно учреждаются в форме акционерных обществ.
Германия – одна из мощных промышленных
стран Западной Европы. В 2008 году она
занимала первую позицию среди стран-
Германия, в основном, экспортирует специализированное оборудование и машины (26,1%), транспортные средства (22,3%), а также продукты химической промышленности (15,7%).
В Германии автомобилестроение является главнейшей отраслью промышленности: доля экспорта составляет примерно 40%. Наряду с Японией и США, Германия является крупнейшим производителям автомобилей в мире. Тут находятся такие компании-гиганты, как: Volkswagen, BMW, Audi, Porsche и другие. Каждый год эти компании выпускают около 6 миллионов автомобилей и еще около 4 миллионов производят за рубежом. Кстати, компания Volkswagen занимает долю в 11,5% на мировом авто-рынке.
Также Германия является одним из лидеров в электротехнической промышленности. В Берлине обосновались мировые бренды, получившие международное признание: Bosch, Siemens, Hager, AEG-Electrolux. Германия является крупнейшим экспортером электронного и электротехнического оборудования.
Как и в структуре экспорта, так же и в импорте, главными товарными позициями являются специализированное оборудование (21%), транспортные средства (13,6%), продукты химической промышленности (13,2%), природный газ и нефть (10,1%).
4. Особенности торговых компаний Европы, США,
Китая и Южной Корен
Универсальные торговые фирмы европейских стран значительно слабее японских, хотя именно они были первыми в развитии межаународного торгового дела. Открытие нового морского пути из Европы в Индию вокруг мыса Доброй Надежды в 1498 г. открыло новые торговые возможности для европейских купцов, которым европейские монархи сдали в наем по чартеру торговые суда, предоставили эксклюзивное право собственности на оговоренные зарубежные территории, обеспечили защиту на море со стороны своих военно-морских сил и тем самым способствовали развитию международной торговли и международных торговых фирм в своих странах. Взамен от них требовалась уплата значительных экспортных пошлин. В результате в 1607 г. была образована нидерландская Ост-Индская компания, а вскоре были созданы аналогичные компании в Британии и Франции.
Однако развитие универсальные торговые фирмы получили в Европе и Америке в 70-е гг. XX в. под влиянием значительных успехов японских «сого еёся». Тогда правительства таких стран, как США, Бразилия, Корея, Тайвань, Таиланд, Филиппины и Турция, начали активно развивать свои системы универсальных торговых фирм, моделью которых послужили японские торговые дома.
В Европе универсальные торговые компании довольно слабы и одной из причин этого является пониженный имидж и невысокие прибыли в сфере торговли по сравнению с производственным бизнесом. Тем не менее в 90-е гг. на них приходилось 25% внешнеторгового оборота Франции, 27% - Германии и 21% — Великобритании.
Первая группа международных торговых компаний Франции — крупнейшие торговые компании европейских стран — имеют оборот свыше 1 млрд долл. и колониальное происхождение. Их только с определенной оговоркой можно назвать универсальными, поскольку они обычно четко специализируются на определенных видах минерального и сельскохозяйственного сырья.
Вторая группа — так называемые новые компании международной торговли — были созданы по инициативе банков, промышленных групп или оптовиков.
Третья группа — наиболее многочисленная,
насчитывающая около 5000 компаний, которые
характеризуются большим
Все эти компании досконально знают ситуацию в мировой экономике и мировой торговле, являются промежуточной базой при выходе на внешний рынок многочисленньгх мелких и средних предприятий., кощролируютсделки в рамках новых 4>орм международного экономического сотрудничества и торговли и служат опорой при внедрении предприятий на зарубежные рынки, -
В Германии международные торговые компании также во многом способствовали ее экспортной экспансии. Например, вконце 80-х гг. положительное сальдо ее торгового баланса превышало 90 млрд марок.
В международной торговле Германии участвуют два типаторговых компаний: международные торговые компании, интегрированные и промышленные группы — концерны, и семейные торговые предприятия средних размеров
Международные торговые компании, интегрированные в промышленные группы — концерны, которые напоминают японские «сого сеся*. Юридически эти компании самостоятельны, однако в вопросах управления и стратегической линии прослеживается их тесная связь со своей промышленной группой- При этом данные торговые компании не являются только обслуживающими свои концерны — более половины сбываемых товаров они закупают вне своего концерна.
Такие компании могут быть, во-первых, филиалами производственной компании. Например, компания Tissen Handel Union включает в себя шесть сестринских компаний с Ограниченной ответственностью, специализирующихся в различных отраслях (металлургия, железный лом, топливо, инжиниринг, транспортировка, сбыт), или компания Kmpp Handel, которая обеспечивает торговлю, инжиниринг и транспортировку грузов концерна Кгарр.
Во-вторых, они представлены
международными торговыми компаниями,
являющимися материнской
В-третьих, к ним относятся также международные торговые компании, входящие в состав холдинга и являющиеся сестринской компанией по отношению к производственным компаниям. Примером такого варианта могут служить немецкие компании Ferroschtal и GutehoiTnun-gscliutte. Последняя имела в конце 80-х гг. товарооборот 5 млрд марок и реализовывала более трети объема продаж концерна за счет поставки стали на внутренний рынок и на экспорт и продаж оборудования для цементных и сталелитейных заводов.
При этом производственные компании располагают и другими сбытовыми сетями и могут обращаться к ним в случае необходимости. Это повышает уровень конкуренции в рамках группы и требует роста конкурентоспособности торговых компаний, их адаптации к новым условиям мировой торговли.
Если первоначально
Семейные предприятия средних размеров, которых, например, в Гамбурге насчитывается ЗООО, а в Бремене — 600 и на которые падает 15% немецкого экспорта — это второй тип международных торговых компаний в Германии. Они в основном ориентированы на организацию внешней торговли за пределами ЕС — в Европе, Америке и Юго-Восточной Азии, где имеют более чем столетний опыт работы.
Как было уже сказано, универсальные торговые фирмы Америки начали свое развитие с начала 80-х гг. под влиянием успешной внешнеторговой и международной посреднической деятельности японских «сого еёся». Bank of America, Citicorp, General Electric, General Motors, Sears относятся к числу крупных американских фирм, сформировав-. ших экспортные торговые компании, чему в немалой степени способствовало содействие американского правительства Однако результаты оказались не стол ь положительными, как это ожидалось и как это можно наблюдать у японских универсальных торговых фирм. Основной проблемой для американских универсальных торговых компаний является недостаточность опыта и знаний в этой сфере и нежелание идти, как японцы, на незначительный уровень прибылей.
В связи со своей слабостью американские торговые компании при разработке зарубежных рынков довольно часто вынуждены либо заключать соглашения о сотрудничестве с японскими компаниями, либо полностью пользоваться их услугами, доверяя им реадизовывать международные и внешнеэкономические стратегии для американской стороны.
Американские универсальные
Контрольные вопросы 623
тэтам маркетинговых исследований зарубежных рынков, консультации, маркеаинговые услуги, страхование, исследование и оформление продукции, подготовку товаросопроводительной документации, помощь в международных юридических вопросах, складские помещения, оптовые площади и т д.
Большое развитие универсальные торговые фирмы получили также в Китае и Южной Корее. Эти компании при определенном содействии правительства обеспечивают крупнейшие объемы внешнеторговых операций и поддерживающих их видов деятельности. В Южной Корее, где можно проследить значительное копирование опыта японских универсальных торговых фирм, международные торговые компании активно работают в рамках финансово-промышленных групп.