Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование современного состояния международного туризма , его влияния на мировое хозяйство.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
- исследовать основные теоретические аспекты международного туризма;
- раскрыть значение международного туризма в экономике;
- выявить основные направления и перспективы развития международного туризма.
ВВЕДЕНИЕ………………..………....………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ТУРИЗМА НА МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
1.1.История возникновения туризма и мирового хозяйства ……………….5
1.2 Эволюция туризма за рубежом и в России ..……………………………12
1.3 Место и роль туризма в мировом хозяйстве……………………………14
2. ТУРИЗМ В МИРВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Туризм как отрасль мирового хозяйства ……………………………….20
2.2 Туризм в ПМР , виды и реализация …………………………………….25
2.3 Влияние туризма на экономику России, Молдовы
и Приднестровья…………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. .40
Важная особенность, которую необходимо учитывать и в России, состоит в том, что туризм в мировой экономике занимает первое место по созданию первичных рабочих мест, которые обеспечивают работой студентов. Здесь легче и проще всего для молодого поколения войти на рынок труда. Конечно, не все те, кто начинают свой трудовой путь в туризме, продолжают всю свою жизнь, но наличие такой возможности очень необходимо. Поэтому в структуре туризма молодежь играет все более важную роль.
Туризм числится в первых пяти позициях общего экспорта 80 процентов стран мира, особенно Европы, Среднего Востока и США.
Туризм – это феномен. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» [3, c. 63] как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса», другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».
Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем
базовая концепция туризма
Для того
чтобы выявить особенности
Современный туризм – явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.
Периодизация развития туризма в Западной Европе очень подробно освещена В.Б.Сапруновой. [11. c. 87] В ее основу положены следующие критерии: технико-экономические предпосылки; социальные предпосылки; целевые функции туризма на разных этапах развития. Согласно этой периодизации, в истории развития туризма различается 4 этапа:
1. до начала XIX века – предыстория туризма;
2. начало XIX века – начало XX века – элитарный туризм; зарождение специализированных предприятий по производству туристских услуг;
3. начало XX века – до Второй мировой войны – начало становления социального туризма;
4. после Второй мировой войны – современный этап – массовый туризм, формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма. Именно в этот период туризм приобретает действительно массовый характер: из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых индустриальных стран. В определенной степени, этому способствовало сокращение рабочего времени, и, соответственно, рост свободного времени. Формируется мощная индустрия отдыха со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
Итак, на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители услуг для путешествий. Это привело к формированию товара особого вида туризма. Таким образом, туризм возник как товар, который можно купить и продать на потребительском рынке и который реализуется в форме материальных и нематериальных услуг. Своеобразным достоинством туристских услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты.
Туризм не является товаром первой жизненной необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и определенном уровне богатства общества.
Существенное значение для развития международного туризма имело также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристской индустрии. Под туристской индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристские услуги и товары туристского спроса. Сюда относятся гостиницы и другие средства размещения, средства транспорта, предприятия общественного питания, предприятия, выпускающие сувениры и другие товары туристского спроса. В туристской индустрии во всем мире занято более 214 миллионов человек.
Туристская
терминология претерпевает существенные
изменения сообразно
1. Туристы.
Это люди, которые испытывают
различные психические и
2. Организации,
предоставляющие туристам
3. Местные
органы власти. Рассматривают туризм
как важнейший фактор
4. Принимающая
сторона. Местное население,
Таким образом, туризм может быть определен как совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих при взаимодействии туристов, поставщиков, местных органов власти и местного населения в процессе туристской деятельности.
Путешествия,
туризм – это комплекс родственных
сфер бизнеса. Наиболее близкой к
туризму профессией является распространение
туров, то есть работа туристских агентств.
Непосредственно привлечены к туризму
транспортные организации, предприятия
общественного питания и
Изучение
туризма с научной точки зрения
с недавних пор привлекло внимание
ученых многих областей знаний. В связи
с этим возникла необходимость в
разработке точных и согласованных
определений и терминов. Этой проблемой
ежегодно занимаются различные организации,
включая Организацию
2. ТУРИЗМ В МИРВОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1 Туризм как отрасль мирового хозяйства
Международный туризм – одна из трех крупнейших отраслей в мире, уступает лишь автомобилестроению и нефтедобывающей промышленности.
В настоящее время индустрия туризма – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг мирового хозяйства. В соответствии с международной статистикой туристом считается любой человек, посещающий другую страну с любой целью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране.
Иностранный туризм для многих государств является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником поступлений от экспорта. Как показывает мировой опыт, для развития экономики страны важен туризм:
- выездной туризм создает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иностранных покупателей;
- туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере;
- туризм способствует повышению деловой активности, обмену информации, научными знаниями.
Различают три основных вида международного туризма:
- рекреационный;
- научный;
- деловой.
Рекреационный вид – это туризм, который связан с отдыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных соревнований, встречи с друзьями и родственниками.
Научный туризм – это участие в научных симпозиумах, конгрессах, конференциях.
Деловой туризм – это встречи с деловыми людьми, посещение предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контракта.
Индустрия
туризма отличается достаточно высокой
капиталоемкостью. В развитых странах
часть затрат, связанная со строительством
дорожной сети, оборудованием зон
отдыха, организацией выставочных центров
и иным, обычно финансируется государством,
а частный капитал финансирует
строительство и эксплуатацию предприятий
по обслуживанию туристов. Все большее
распространение получают новые
формы сбыта, что связано с
внедрением в туристический бизнес
организаций и предприятий из
смежных секторов экономики. Продажей
туристических услуг стали
Туризм составляет значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами. По прогнозам экономистов, в XXI веке туризм станет ведущей экспортной отраслью в мире.
Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению (по некоторым прогнозам, к 2014 году туризм выйдет на первое место).
В основе широкого развития международного туризма во 2-ой половине 20 века лежат следующие факторы:
- Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
- Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.
- Увеличилось число наемных рабочих и служащих в развитых странах, произошло повышение их материального и культурного уровня.
- С ростом интенсификации труда трудящиеся получают более продолжительные отпуска.
- Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
- Наблюдается тенденция к ослаблению ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощению пограничных формальностей.
Туристический
бизнес привлекателен для
он требует относительно небольших стартовых инвестиций;
по мере роста уровня жизни постоянно растет спрос на туристические услуги;
в этой отрасли высокий уровень прибыли
в туристическом бизнесе низкий срок окупаемости затрат (всего несколько лет);
в этом бизнесе используются практически неисчерпаемые «естественно данные» ресурсы (теплый климат, исторические памятники), дающие так называемую туристическую ренту.
В экономике стран, принимающих зарубежных туристов, этот вид бизнеса выполняет ряд важных функций:
является источником валютных поступлений для страны;
способствует диверсификации экономики, стимулируя отрасли, обслуживающие сферу туризма;
с ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
В современном мире на международный и внутренний туризм приходится около 10 процентов мирового валового внутреннего продукта.
Помимо значительной статьи дохода туризм является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.