Управление активами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная проблема особенно актуальна для торговой отрасли, обеспечивающей ритмичность общественного воспроизводства, так как именно здесь, с точки зрения макроэкономики, происходит завершение цикла кругооборота вложенного капитала и берет начало новый его виток. В связи с тем, что движение денежных потоков в торговле в основном опосредует кругооборот оборотного капитала в силу его подавляющего объема в имуществе и пассивной роли основного капитала, формирование и регулирование оборотных средств, оптимальная комбинация источников их покрытия определяют все жизненно важные стороны деятельности организации: финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и рентабельность.

Содержание

Введение
1. Экономическая сущность оборотных активов предприятия
2. Концепция управления оборотными активами
2.1. Содержание управления оборотными активами торговой организации
2.2. Эффективная политика диверсификации оборотного капитала
2.3. Управленческие решения по ресурсному обеспечению элементов оборотного капитала
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Управление оборотными активами предприятия.doc

— 375.50 Кб (Скачать файл)

Анализируя  по каждому оборотному активу удельный вес начального и конечного остатков по состоянию на заданный момент времени, можно понять, куда «перебрались» ваши активы, отследить динамику изменения по каждому из элементов.

Так, сравнивая  удельный вес категорий «Касса», «Расчетный счет», «Дебиторская задолженность» с общей суммой всех оборотных активов, можно оценить изменения в уровне ликвидности за период и состояние на текущий момент. Чтобы оценить интенсивность использования оборотных активов за период, можно сравнить динамику коэффициента оборачиваемости актива данного вида с динамикой коэффициентов других активов и совокупного коэффициента оборачиваемости. Увеличение количества оборотов говорит о лучшем управлении оборотными активами и росте деловой активности компании.

           Оборотные фонды торговли - это предметы труда (материалы, топливо, электроэнергия, расходы будущих периодов) и некоторые виды средств труда (запасные части для ремонта, спецодежда).

Основным  назначением средств, направленных в оборотные фонды, является обеспечение ритмичного процесса реализации товаров. При этом одни предметы труда, потребляясь в торгово-технологическом цикле, вещественно не входят в товар (топливо, электроэнергия и др.), другие - вещественно входят в товар, подготовленный к реализации (упаковочные материалы).

Таким образом, оборотные фонды принимают однократное участие в кругообороте вложенных в них средств: их стоимость полностью переносится на стоимость реализуемых товаров и возвращается в денежной форме через выручку от реализации.

Фонды обращения торговли - это товары, предназначенные к продаже, денежные средства и их эквиваленты, средства в расчетах. Они не участвуют в образовании стоимости, являясь носителями уже созданной стоимости. В процессе кругооборота, они меняют форму стоимости с денежной на товарную и с товарной на денежную.

Торговый  капитал, авансированный в оборотные  фонды и фонды обращения, мы называем оборотными активами торговли и, соответственно, в основные фонды - основным капиталом.1

Период кругооборота оборотного капитала торговли охватывает три стадии: на первой - оборотный капитал переходит из денежной формы в товарную. Эта стадия является первопричиной прибыльной работы торговой организации и характеризует степень обоснованности выбора поставщиков и путей товародвижения, форм расчетов при инвестировании средств для ведения конкурентоспособной и эффективной по затратам деятельности на выбранных рынках.

Вторая  стадия связана с продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. хранением и сохранностью качества, сортировкой и фасовкой товаров, а также с оказанием дополнительных сервисных услуг - доставкой товаров на дом, к месту работы, по заказам и т.п.

Третья  стадия связана с непосредственной продажей товаров потребителям. Эта стадия - конечная в движении оборотного капитала. Её выполнение зависит от успешного осуществления предыдущих стадий кругооборота. Продажа - самый трудный этап, составляет большую часть времени обращения оборотного капитала. Быстрота совершения третьей стадии, обусловленная характером принятой ценовой и обслуживающей (сервисной) политики, оказывает существенное влияние на прибыльность деятельности торговых организаций и является толчком успешного протекания новых витков кругооборота элементов оборотного капитала.

Анализ стадий кругооборота оборотного капитала позволяет  сделать вывод, что он генерирует входной поток денег и постоянно обращается в цикле, называемом иногда "денежной каруселью" . Поэтому вещественные элементы оборотного капитала принято называть текущими активами, обладающими более высокой ликвидностью по сравнению с вещественным составом основного капитала, а сам оборотный капитал характеризуется мобильностью, под которой современные исследователи понимают способность переходить от одного вида его использования к другому в зависимости от изменений в финансовом состоянии торговой организации, а также перемещений спроса покупателей.

Схема механизма, которым оборотный капитал приводит в действие машину торгового бизнеса, приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема области действия оборотного капитала торговой организации (выделена —— линией)

 

 

Она иллюстрирует формирование вложенного капитала торговой организации из собственного и заемного, которые первоначально выступают в виде денежных средств. С этого момента использование денег, как правило, идет по двум направлениям: основные активы формируются за счет собственного капитала и (при наличии) долгосрочного заемного. Оставшаяся часть собственных средств и заемный капитал определяют объем оборотного капитала, который авансируется на товары и материалы, необходимые для подготовки первых к продаже. При наличии свободных денежных средств они могут направляться на формирование портфеля краткосрочных ценных бумаг. Кроме того, торговый процесс предполагает расходование денег на оплату труда, аренду помещений, страхование, связь и т.п.

Определенная  часть денежных средств изымается  из оборота по причине постоянной уплаты налогов, процентов за заемный  капитал, дивидендов по акциям.

Из рис. 1.1 видно, что основной капитал первоначально (если нет материальных взносов в уставный капитал учредителей) возникает из капитала оборотного и требует постоянного пополнения из этого же источника.

Таким образом, в силу вспомогательного характера  деятельности основного капитала образование дохода на весь авансированный в торговлю капитал обеспечивается его оборотными активами, а эффективность торгового бизнеса - умелым управлением текущими активами.

Описанная схема  области действия оборотного капитала опирается на управленческий подход к представлению бухгалтерских материалов, который, в отличие от общего подхода, в интересах внутреннего управления торговой организацией подразделяет её долгосрочные и текущие обязательства на долговые и операционные.

Долговые  обязательства - это денежные средства, которые заимствованы торговой организацией для выполнения своих операций, по которым выплачиваются ссудные проценты .

Операционные  обязательства - это обязательства, по которым не выплачиваются проценты (коммерческий кредит, задолженность по налогам и дивидендам, начисленная заработная плата и другие накопленные обязательства) (36, с.26). В зарубежных литературных источниках данный вид финансирования называется ещё спонтанным, так как его объем представляет собой функцию от масштабов деятельности хозяйствующего субъекта .

Таким образом, основная идея разделения обязательств торговой организации на долговые и операционные состоит в характеристике платности первых и бесплатности вторых и определении объема работающего оборотного капитала, способного обеспечить собственное наращение для уплаты основной суммы долга и процентов по ней, выплаты дивидендов и получения необходимого уровня прибыли.

Исходя из вышеизложенного, управленческий подход опирается на величину собственного капитала и долговых обязательств торговой организации при формировании своих активов. А внимание менеджеров торговой организации акцентируется на общем объеме вложенного капитала и двух видах инвестиций. Первый из них - основные активы, которые должны эффективно использоваться при организации и осуществлении торговой деятельности. Второй вид - работающий оборотный капитал, когда оцениваются потребности в средствах для накопления товарных запасов, размер дебиторской задолженности, а также превышение сумм, причитающихся поставщикам и другим кредиторам таким образом, чтобы не снизилась эффективность бизнеса.

Наглядно  различие общего и управленческого  подхода демонстрирует рис. 1.

Существуют  разночтения в экономическом  содержании работающего оборотного капитала. Ряд авторов, как правило, отечественных понимает под ним разность текущих активов (оборотного капитала) и всех краткосрочных обязательств. Однако, в этом случае, работающий оборотный капитал совпадает по экономической наполненности с собственным оборотными активами, представляющим часть собственного капитала, которая не вложена в необоротные активы. Само название "работающий оборотный капитал" говорит о том, что это средства, которые торговая организация использует для своей повседневной деятельности: накопления товарных запасов и покрытия счетов к оплате дебиторской задолженности. А это могут быть не только собственные, но и заемные средства.

Рис. 2. «Общий» и «управленческий» балансовый отчеты

Поэтому здесь  и в дальнейшем под чистым (работающим) оборотными активами мы понимаем сумму текущих активов за вычетом только операционных обязательств, а под вложенным капиталом -собственный капитал и долговые обязательства.

Классификация элементов оборотного капитала и их источников способствует пониманию экономической сущности, предмета исследования, даёт возможность торговым организациям осуществлять учёт, анализ, планирование и прогнозирование состояния мобильных активов.

В зависимости  от обслуживания процессов торговли оборотный капитал подразделяют как вложенный:  в оборотные фонды и в фонды обращения.

Вещественный  состав элементов оборотного капитала позволяет выделить: товарные запасы, материалы и малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, тару, денежные средства, ценные бумаги, прочие активы и средства в расчетах.

В зависимости  от уровня ликвидности (т.е. скорости обращения в денежные средства) и степени риска невозврата средств, вложенных в текущие активы, элементы оборотного капитала мы классифицируем на:

- быстрореализуемые текущие активы с минимальной степенью риска (денежные средства и легкореализуемые ценные бумаги);

- среднереализуемые активы малой степени риска (запасы пользующихся спросом товаров и нормальная дебиторская задолженность);

- труднореализуемые активы с высокой степенью риска (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, прочие оборотные активы, расходы будущих периодов, просроченная дебиторская задолженность и запасы залежалых товаров).

В зависимости  от степени обеспечения бесперебойности  процесса реализации в составе оборотного капитала выделяют:

а) постоянную (или системную) часть, представляющую собой минимальную величину текущих активов, необходимую для выполнения основных функций торговли;

б) варьирующую часть, отражающую дополнительный объем оборотных средств, обусловленный сезонной составляющей деятельности торговой организации.

По источникам формирования оборотный капитал торговли подразделяют на собственный оборотный капитал, заемный и привлечённый.

Собственный оборотный капитал формируется за счет собственного капитала организации, который представляет собой уставный капитал, образованный из денежных и материальных взносов учредителей или участников; добавочный и резервный капиталы; прибыль от реализации товаров; дивиденды и проценты, полученные в результате формирования портфеля ценных бумаг; безвозмездные или благотворительные взносы; доходы от долгосрочных финансовых вложений, включая вложения в имущество других организаций.

Заемный капитал соответствует объёму долговых обязательств и представляет собой долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, займы, по которым выплачиваются ссудные проценты.

Привлеченный капитал объединяет кредиторскую задолженность поставщикам, финансовым органам по налогам, своим работникам по оплате труда, акционерам по дивидендам, средства специальных фондов, имеющие целевое назначение и принимающие форму обязательств.

На основе классификации элементов оборотного капитала торговой организацией разрабатывается концепция управления оборотными активами и принимаются решения по формированию оптимальной структуры мобильных активов и источников их покрытия, обеспечивающих создание в течение определенного периода времени стоимости, достаточной для возмещения этих потребностей и получения прибыли.

2. Концепция управления оборотными активами торговой организации

2.1. Содержание управления оборотными  активами торговой организации

Основной  целью управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами является обеспечение необходимого объема производства оборотными средствами на основе привлечения и оптимального использования, наиболее выгодных для организации источников средств.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • ускорение оборачиваемости оборотных средств;
  • выбор наиболее подходящего для организации типа политики комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами, т. е. «работающим капиталом».

Управление  оборотными активами и краткосрочными обязательствами можно свести:

  • к определению текущих финансовых потребностей организации и чистого оборотного капитала (собственных оборотных средств);
  • выбору и реализации путей ускорения оборачиваемости оборотных средств;
  • выбору путей удовлетворения текущих финансовых потребностей;
  • выбору политики комплексного оперативного управления оборотными активами и краткосрочными обязательствами;
  • определению критериев принятия финансовых решений по управлению оборотным капиталом;
  • управлению основными элементами оборотных активов.

Концепция управления оборотными активами, строящаяся на принципах управления оборотными активами является стержневой в общей концепции управления деятельностью торговой организации в силу уже отмеченного в разделе 1.1. определяющего характера оборотного капитала по обеспечению выполнения её функций и доходности.

Информация о работе Управление активами