Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 19:51, курсовая работа
Данная проблема особенно актуальна для торговой отрасли, обеспечивающей ритмичность общественного воспроизводства, так как именно здесь, с точки зрения макроэкономики, происходит завершение цикла кругооборота вложенного капитала и берет начало новый его виток. В связи с тем, что движение денежных потоков в торговле в основном опосредует кругооборот оборотного капитала в силу его подавляющего объема в имуществе и пассивной роли основного капитала, формирование и регулирование оборотных средств, оптимальная комбинация источников их покрытия определяют все жизненно важные стороны деятельности организации: финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и рентабельность.
Введение
1. Экономическая сущность оборотных активов предприятия
2. Концепция управления оборотными активами
2.1. Содержание управления оборотными активами торговой организации
2.2. Эффективная политика диверсификации оборотного капитала
2.3. Управленческие решения по ресурсному обеспечению элементов оборотного капитала
Литература
Использование научных подходов к разработке концепции управления оборотными активами формирует её как систему экономических взглядов и философию предпринимательской деятельности.
Подход к управлению оборотными активами торговли как к процессу характеризует его динамическую сторону в виде необходимой последовательности и комбинации операций, обусловленных функциями управления: экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, учет, контроль. Выделяют следующие этапы процесса управления: определение ситуации, распознавание проблемы, осуществление решения.
В целом концепция управления оборотными активами торговли подчинена достижению общей экономической цели торговой организации. В качестве экономической цели развития хозяйствующего субъекта в специальной литературе предлагаются:
-максимизация прибыли;
- максимизация выручки от продаж;
- максимизация собственного капитала;
- минимизация издержек .
Однако можно утверждать, что на рынке доминируют те торговые организации, которые используют оптимальный способ управления деятельностью, даже если их управляющие ничего не максимизируют и не минимизируют. "Конкуренция вынуждает фирмы действовать так, как если бы они максимизировали прибыль, хотя сознательно администрация может ничего не максимизировать, принимая те или иные решения" .
Так, разоряющая
система налогообложения
Повышение эффективности деятельности и необходимость развития требуют адекватного реагирования на изменившиеся условия функционирования, привлечения дополнительного капитала, изменения структуры источников средств, выполнения высокоприбыльных, а следовательно, и высокорискованных инвестиций оборотного капитала.
Поддержание характеристики надежности и стабильности вызывает необходимость осмотрительности, дальновидности в выборе вариантов ресурсного покрытия и вложения оборотного капитала в менее доходные активы, но с умеренной степенью риска.
Выбор рационального варианта авансирования оборотного капитала в текущие активы и ресурсного покрытия его элементов, учитывающего заданные ограничения и имеющиеся возможности, предполагает использование ситуационного подхода в менеджменте оборотными активами.
Данный подход концентрируется на том, что пригодность управленческого решения определяется ситуацией, обусловленной существующей совокупностью влияния факторов рыночной среды.
Практическое решение проблемы представляет собой переход из области анализа и поиска оптимального варианта действия в область организационно-плановой работы по изменению ситуации и приближения её к поставленной цели.
Планирование использования оборотного капитала определяет экономическую траекторию в его развитии в виде набора плановых и нормативных показателей, которые должны быть достигнуты за определенный период времени.
Рациональная структура оборотного капитала предполагает соответствие имеющихся средств действительной потребности в каждом его элементе. Отсутствие в настоящее время практики нормирования и планирования элементов оборотного капитала чревато потерей стратегических установок и целей.
Нам представляется, что
в условиях экономической
При этом планирование формирования и использования оборотного капитала требует системного и комплексного подходов, предполагающих учет взаимосвязи и взаимообусловленности всех сторон деятельности торговой организации как целостной экономической структуры, а также влияние экономических, политических и социальных факторов в их совокупности на состояние оборотных средств.
Организационная функция управления оборотными активами состоит в согласовании и регламентации действий всех структурных подразделений торговой организации, координации и оперативном регулировании разработанных планов на основе информации о значительных отклонениях от поставленных целей и нормативных величин.
Контроль за реализацией принятых решений в области управления оборотными активами представляет собой систему контроля фондов и резервов, затрат, уровня товарных запасов, своевременности погашения дебиторской и кредиторской задолженностей, соблюдения нормативных коэффициентов использования и покрытия элементов оборотного капитала и, что наиболее важно, потоков денежной наличности.
Информационной базой управления оборотными активами является система управленческого учета, синтезирующая данные оперативного, бухгалтерского, финансового и статистического учета и применяющая управленческий подход к их представлению, описанный в 1.1. Использование в системе программного обеспечения формирования единой базы данных со встроенными средствами контроля (общего и специального), обеспечивает правильность, точность и надежность информации о состоянии оборотного капитала.
Таким образом, управление оборотными активами мы представляем как основной блок деятельности планово-аналитических служб торговой организации, интегрирующей информационное обеспечение управленческих решений путем составления таблиц и отчетности о состоянии оборотного капитала; планирование и оптимизацию объема и структуры оборотного капитала; разработку и реализацию политики его ресурсного покрытия; организацию и контроль выполнения принятых решений с целевой установкой нахождения компромисса между прибыльностью и надежностью функционирования организации.
Успешное решение проблемы эффективного вложения оборотного капитала зависит от учета влияния трех факторов: денег, времени и риска.
При разработке направлений вложения оборотного капитала необходимо принимать во внимание, что стоимость денег в течение определенного промежутка времени, во-первых, изменяется из-за влияния инфляционных процессов; во-вторых, за использование определенной суммы заемных денежных средств торговая организация должна заплатить часть этой суммы, равную ставке процента, помноженного на её величину; в-третьих, стоимость денег может означать не только фактически уплачиваемый процент, но и ожидания собственников относительно отдачи на собственный капитал (или акционеров - относительно дивидендов).
Суть реального подхода к оценке эффективности принимаемых управленческих решений состоит в том, что позитивное решение проблемы инвестирования оборотного капитала в текущие активы возможно в ситуации, когда по крайней мере обеспечена финансовая эквивалентность варианта вложения, т.е. когда современная стоимость помещаемых в оборот денег равна современной стоимости ожидаемых экономических выгод.
Ведение регистрации совершившихся фактов позволяет учесть прошлый опыт в прогнозных расчетах на будущее.
Под диверсификацией оборотного капитала в сфере товарного обращения мы понимаем комбинирование направлений вложения оборотного капитала с целью получения экономической выгоды, ускорения оборачиваемости его элементов и снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него в установленные прогнозом или планом сроки.
Следует различать стратегическую и текущую диверсификацию, отражающую долгосрочные и краткосрочные цели управления оборотными активами.
Стратегическая диверсификация оборотного капитала разрабатывается на стадии составления сценариев его развития и представляет собой выбор глобальных вариантов вложения оборотного капитала с учетом приемлемой степени риска и адекватности размера ожидаемого дохода.
Для торговой организации такими вариантами могут быть: вложение оборотного капитала в коммерческие сделки, создание товарно- материальных ценностей и товарных запасов; формирование инвестиционно-финансового портфеля.
Так, оптимизация размера основных групп запасов связана с предварительным разделением всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на два основных вида - производственные запасы (запасы сырья, материалов и полуфабрикатов) и запасы готовой продукции. В разрезе каждого из этих видов выделяются запасы текущего хранения - постоянно обновляемая часть запасов, формируемых на регулярной основе и равномерно потребляемых в процессе производства продукции или ее реализации покупателям.
Для оптимизации
размера текущих запасов
Использование модели с фиксированным объемом заказа
Принцип действия
системы с фиксированным
Использование модели с фиксированным периодом
В системе управления запасами с фиксированным периодом запас подсчитывается только в определенные моменты времени, например раз в неделю или раз в месяц. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов. Многие фирмы предпочитают модель управления запасами с фиксированным периодом времени, поскольку она облегчает задачу планирования и учета запасов.
Специальные модели управления запасами
Рассмотренные модель с фиксированным объемом заказа и модель с фиксированным периодом времени, основанные на равных исходных посылках, все же имеют две общие характеристики -- стоимость изделий остается постоянной при любом объеме заказа; процесс очередного размещение заказа предсказуем, т.е. изделия заказывались и помешались в запас в расчете на то, что потребность сохранится.
Соотношения объемов вложения капитала в указанные направления устанавливаются на период стратегического планирования по годам и корректируются с учетом изменения действия внутренних и внешних факторов риска.
Стратегическая диверсификация позволяет уменьшить совокупный коммерческий и финансовый риск путем распределения оборотного капитала торговой организации между различными видами и отраслями деятельности.
Текущая диверсификация предполагает сочетание направлений вложения оборотного капитала в рамках каждого вида либо отрасли деятельности и осуществляется в процессе составления бизнес-плана и оперативного принятия решений.
Так, внутриотраслевая диверсификация оборотного капитала при осуществлении розничной либо оптовой реализации накопленной товарной массы предусматривает уменьшение коммерческого риска торговой организации путем:
а) комбинирования коммерческих проектов, находящихся между собой в отрицательной корреляции изменяемости спроса на товары, цен продаж, стоимости издержек обращения;
б) распределения закупок реализуемых товаров между несколькими поставщиками;
в) организации встречных продаж или поставок товаров;
г) привлечения к участию в коммерческой сделке фирм-партнеров.
Для формирования
инвестиционно-финансового
1) государственные
ценные бумаги с
2) векселя, акции и облигации различных групп эмитентов, включая ценные бумаги субъектов Российской Федерации и др.;
3) банковские депозиты;
4) формирование валютных активов.
Однако, каким бы привлекательным ни было для торговой организации формирование финансового портфеля, только наличие запасов обеспечивает сбыт и выполнение основных функций торговли. Поэтому получение основного дохода от осуществления стратегии вложения оборотного капитала в коммерческие сделки и создания запасов товаров в рамках рассматриваемой концепции требует решения следующих задач:
1) Проведение маркетинговых исследований, тенденций развития спроса, возможностей формирования новых потребностей у потребителей а также конкурентных позиций торговой организации.
2) Управление движением товарных потоков с использованием логистического подхода.
3) Определение
рационального размера