Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:41, курсовая работа
Целью курсовой работы является выработка методов и приёмов наиболее рациональной организации рабочего времени. В соответствии с целью можно выделить следующие задачи:
Охарактеризовать понятие времени как ресурса;
Рассмотреть принципы и задачи самоменеджмента как технологии индивидуальной рационализации работы;
Изучить основные методы управления личным временем;
Оценить возможность применения методов тайм-менеджмента в работе руководителя службы ОАО «Ярославльводоканал»
Введение
1 Теоретические аспекты использования рабочего времени руководителем.
1. 1 Характер и содержание работы руководителя
1.2Причины дефицита времени
1.3Самоменеджмент как индивидуальная технология использования рабочего времени
2 Методология учёта и анализа использования времени
2.1 Принципы эффективного использования времени
2.2 Инвентаризация рабочего времени
2.3 Расстановка приоритетов в делах
2.4 Техника планирования рабочего дня
3 Проектирование рациональной организации рабочего дня руководителя
3.1 Классификация затрат рабочего времени
3.2 Учёт и анализ затрат рабочего времени руководителя службы «Ярославльводоканал»
Заключение
Своевременно принять
руководителю правильное
«Важность» — такой же критерий как в принципе Парето;
«Срочность» — насколько задача близка к опасной зоне, так называемой «линии смерти» — deadline;
Рисунок 1 – Матрица Эйзенхауэра 10
Для успешного планирования
вам необходимо
- I А-приоритет: это дела, которые необходимо сделать сегодня, поскольку они являются срочными и необходимыми.
Если задачу нужно
сделать сегодня и она, по
Парето, попадает в 20% ключевых
дел, то это и есть задача
категории «А». Одновременно, главная
причина перегруженности на
- II В-приоритет: важные дела, которые не обязательно делать сегодня. Просто нужно регулярно выделять себе время на выполнение дел В и найти им место в своем расписании. Выполнение задач из этой группы обеспечит успех и приблизит к намеченной цели. Очень часто дела В просто откладываются в долгий ящик, поскольку они не являются срочными. Отсюда и возникает огромное количество задач группы А, т. к. со временем эти задачи переходят в разряд А, что резко увеличивает нагрузку на руководителя. В связи с этим очень важно никогда не допускать того, важные дела становились срочными. Поэтому желательно стараться срочные, но менее важные дела не выполнять лично, а делегировать.
-III С-приоритет: навыки, овладение, которыми кажется нам срочным делом, но не является важным. Задачи этой категории – «воры времени». В таких ситуациях важно: умение сохранять спокойствие, перепоручать свои обязанности (так сказать, «умение отправлять делегации») или говорить «нет». С помощью этого вы выиграете время для решения важных задач из группы В.
- IV D-приоритет: сюда относятся дела, которые не являются ни важными, ни срочными. Можете спокойно отложить их в ящик для бумаг или же, если речь идет о сроках или некоторых заданиях, отказаться от них или же просто перепоручить сделать это кому-то еще. Сознательно оградив себя на время от выполнения дел D, позволит отдохнуть и развлечься в дни наибольшего стресса.
Обобщая эти принципы, можно обозначить важнейшие правила для любого руководителя по расстановке приоритетов:
Распределить все ваши задачи и обязанности по вышеуказанным группам А, В, С и D. Таким образом, вы отделите «нужное» от «бесполезного».
Помнить: «важное» коренным
образом отличается от «срочного».
«Важное» приближает намеченную вами
цель, но при этом оно не обязательно
является «срочным». «Срочное» же, наоборот,
требует непосредственного
Обращать внимание на так называемое «правило преимущества»: «важное» стоит перед «срочным». Не обязательно выполнять всё то, что требует спешки. Стараться не подчиняться диктатуре срочных дел, поскольку в ней таится следующая опасность: мы начинаем отвлекаться на то, что является срочным, но абсолютно неважным и не обязательным.
Для разумного планирования времени данный совет будет весьма полезен: всегда начинать работу с задания, стоящего под номером 1 в группе А, а не с того, что стоит под номером 3 или 4, как бы привлекательны они ни были. Если к концу рабочего дня не успели справиться со всеми задачами и делами из группы А, то продолжайте работу с ними и на следующий день. Не делайте других заданий, пока не закончите с первыми.
Каждый день нужно
работать над какой-нибудь
Благодаря следованию этих методов
- соблюдение установленных сроков;
- большее удовлетворение от рабочего
- удовлетворение получают подчинённые и
- значительное повышение производительности
2.4 Техника планирования рабочего дня
Суть планирования
С одной стороны, не загонять себя в рамки жёсткого слишком детального плана;
С другой стороны, гарантировать, что нужная задача вспомнится в нужное время за счёт регулярного просмотра списков целей и задач.
Нужно приучить себя
составлять список задач на
предстоящий день, для этого вести
журнал учёта своего времени.
Частое возражение против
При планировании дня мы имеем дело с тремя типами задач 12
— «Жесткие» встречи — привязанные к
— «Гибкие» задачи — не привязанные к жесткому времени («узнать время презентации»). «Гибкие» не означает «не обязательные» и не означает «не имеющие срока исполнения» — у этой задачи может быть срок, но нет конкретного момента времени, в который вы должны эту задачу решать.
— «Бюджетируемые» задачи — крупные приоритетные задачи, у которых нет жесткого времени исполнения, но которые требуют достаточно большого ресурса времени («подготовиться к презентации» — 2 часа).
Такая классификация
помогает оптимально сочетать
жесткое и гибкое планирование.
Встречи планируются жестко, а
«гибкие» задачи — более мягко.
Важно выделять на выполнение
каждой задачи ограниченный
Также рекомендуется составлять план по нормативу только на определённую часть рабочего времени. Практика показывает, что планируемая часть не должна превышать 60% общего планового бюджета времени руководителя; она носит название период запланированной активности. Оставшиеся 40% планируемого периода времени условно следует разделить на два блока по 20% каждый. Первый блок представляет собой резерв рабочего времени, отводимый на выполнение действий и работ, не включенных в формируемый план, и носит название период непредвиденной активности. Второй блок резервного времени отводится на управленческую деятельность и творческую активность — это период спонтанной активности
Практическая реализация
вышеперечисленных принципов
Как видим, данный метод составления ежедневного плана прост и занимает в среднем не более 10 минут.
1. Составление заданий.
Изначально записывается
2. Оценка длительности дел.
Заключается в простановке
3. Резервирование времени про запас.
Основное правило
4. Принятие решений по приоритетам.
На этом этапе необходимо
установить однозначные
5. Контроль и перенос несделанного.
Опыт показывает, что не все
запланированные задачи
Применение данного метода
Методику составления
дневных планов рекомендуется
проводить с использованием
В общем случае любой выбранный
органайзер должен обладать
- Он должен быть единственным
(когда у вас 3 записные книжки
и ещё на компьютере часть
дел фиксируется — это неверно,
- Следует довести работу с планировщиком до уровня как минимум навыков, а в идеале — привычек.
- Спектр решаемых задач
диктует выбор органайзера:
электронный.
Другим не менее важным с точки зрения здоровья методом планирования дня является метод планирования на основе биоритма.
Работоспособность каждого
Рисунок 2 - Среднестатистические колебания работоспособности 16
Как можно видеть из