Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2015 в 16:08, курсовая работа
Актуальность темы данной работы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск - это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.
Управление риском как система состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей подсистемы
Управление рисками представляет собой специфическую сферу экономической деятельности, требующую глубоких знаний в области анализа хозяйственной деятельности, методов оптимизации хозяйственных решений, страхового дела, психологии и многого другого. Основная задача предпринимателя в этой сфере - найти вариант действий, обеспечивающий оптимальное для данного проекта сочетание риска и дохода, исходя из того, что чем прибыльнее проект, тем выше степень риска при его реализации.
Главными задачами специалистов по риску являются: обнаружение областей повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости данного уровня риска для организации (предпринимателя); разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению причиненного ущерба.
Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в значительной степени зависят от специфики предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, конкретной ситуации и т.п.
Среди основных принципов управления риском можно выделить следующие:
Реализация первого принципа означает, что прежде, чем принять решение в условиях риска, предприниматель должен:
Реализация второго принципа требует, чтобы предприниматель, зная максимально возможную величину убытка, определил бы, к чему она может привести, какова вероятность риска.
На основе этой информации необходимо принять решение о принятии риска на свою ответственность, передаче риска на ответственность другому лицу (случай страхования риска) или об отказе от риска (т.е. от мероприятия).
Реализация третьего принципа предполагает, что прежде чем принять решение о внедрении мероприятия, содержащего риск, необходимо соизмерить ожидаемый результат (отдачу) с возможными потерями, которые понесет предприниматель в случае наступления рискового события.
При раскрытии содержания рассмотренных принципов в определенной мере затронуты приемы управления риском (средства разрешения рисков), основными из которых являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
Избежание риска означает отказ от реализации мероприятия (проекта), связанного с риском. Такое решение принимается в случае несоответствия указанным выше принципам.
Например. Уровень возможных потерь, а также дополнительные затраты, связанные с уменьшением риска или передачей риска другому лицу, неприемлемы для предпринимателя; уровень возможных потерь значительно превышает ожидаемую отдачу (прибыль) и т.п.
Избежание риска является наиболее простым и радикальным направлением в системе управления риском. Оно позволяет полностью избежать возможных потерь и неопределенности.
Вместе с тем, как правило, избежание риска означает для предпринимателя отказ от прибыли. Поэтому при необоснованном отказе от мероприятия (проекта), связанного с риском, имеют место потери от неиспользованных возможностей. Кроме того, следует учитывать, что избежание одного вида риска может привести к возникновению других. Например, отказ от риска, связанного с авиаперевозкой грузов, ставит перед предпринимателем (фирмой) проблему перевозок водным, авто- или железнодорожным транспортом.
Снижение степени риска предполагает сокращение вероятности и объема потерь. Существует много различных способов снижения степени риска в зависимости от конкретного вида риска и характера предпринимательской деятельности, которые будут рассмотрены нами в последующих разделах книги.
Одним из частных случаев снижения степени риска является передача риска, состоящая в передаче ответственности за риск (полностью или частично) кому-то другому, например, страховой компании.
Принятие риска означает оставление всего или части риска (в случае передачи части риска кому-то другому) за предпринимателем, т.е. на его ответственности. В этом случае предприниматель принимает решение о покрытии возможных потерь собственными средствами.
Теория и практика управления риском выработали ряд правил, на основании которых осуществляется выбор того или иного приема управления риском и варианта решений. Основными из этих правил являются следующие:
Правило максимума выигрыша состоит в том, что из возможных вариантов содержащих риск решений выбирается тот, который обеспечивает максимальный результат (доход, прибыль и т.п.) при минимальном и приемлемом для предпринимателя риске.
На практике более прибыльные варианты, как правило, и более рискованные. В этом случае используется правило оптимального сочетания выигрыша и величины риска, сущность которого состоит в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемый для предпринимателя риск, выбирается тот, у которого соотношение дохода и потерь (убытка) является наибольшим.
Сущность правила оптимальной вероятности результата состоит в том, что из всех вариантов, обеспечивающих приемлемую для предпринимателя вероятность получения положительного результата, выбирается тот, у которого выигрыш максимальный.
Руководствуясь указанными правилами, в ряде случаев предприниматель может принять решение об увеличении степени риска, если такое увеличение не превышает приемлемые для предпринимателя потери и обеспечивает существенное увеличение прибыли.
Конечная цель управления риском соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя соотношении прибыли и риска.
Предприятия производят свою продукцию с помощью факторов производства. Факторы производства - это производительные силы, которые участвуют в создании жизненных благ, используемых обществом для удовлетворения своих потребностей.
Факторы производства можно разделить на два вида: личный фактор работники, и вещественный фактор средства производства. Для согласованного функционирования факторов производства необходимо использовать их в правильных количественных соотношениях. Необходимо найти такое соотношение этих факторов, которое позволит извлечь наибольшую выгоду из их использования. То есть, нужно определить такое сочетание факторов производства, при котором издержки предприятия были бы минимальными, а эффективность производства максимальной. Это сочетание постоянно меняется в результате изменения цен на факторы производства.
Рынки рабочей силы.
Рынок труда или рынок рабочей силы позволяет ее свободную продажу по рыночной цене, которая представляет собой цену соглашения между поставщиком рабочей силы и нанимателем с учетом предусмотренного законом минимальной заработной платы. Инструментом, регулирующим отношения в условиях рынка между работником и нанимателем, является добровольно заключаемый контракт. В процессе функционирования рынка труда взаимодействуют рыночный спрос на трудовые услуги и рыночное предложение услуг труда. Под рыночным спросом на трудовые услуги понимают совокупный, общий объем спроса на эти услуги при определенной цене со стороны всех предприятий. Под рыночным предложением услуг труда понимают совокупный объем предложения этих услуг при определенной цене всеми работниками.
Рынок труда - рынок, на котором в результате взаимодействия спроса на труд и предложения трудовых услуг формируется цена на трудовые ресурсы. Существует ряд факторов, которые влияют на уровень спроса на трудовые услуги и их предложение.
Спрос на трудовые услуги изменяется под воздействием следующих факторов: уровень цен на трудовые услуги; спрос на продукцию, произведенную при помощи трудовых услуг; цены и объемы предлагаемых ресурсов-заменителей труда; технологические изменения.
Изменения в предложении трудовых услуг могут вызвать такие факторы как: численность работников, предлагающих свой труд; численность населения; физические способности работников; альтернативная стоимость наемного труда; доступность других источников дохода, помимо заработной платы.
Труд можно разделить на несколько видов в зависимости от его количественных и качественных характеристик: квалифицированный и неквалифицированный, простой и сложный, мужской, женский и детский. На всех этих рынках уровень оплаты труда дифференцирован.
Рынок труда связан с проблемой занятости. При превышении предложения трудовых ресурсов над спросом на них, на рынке труда присутствует безработица, то есть проблема с излишней рабочей силой. Возникает ситуация неполной занятости.
Безработица бывает структурная, фрикционная, циклическая, добровольная и вынужденная.
Структурная безработица вызвана неравномерностью развития отраслей народного хозяйства и избытком специальностей, которые устарели.
Фрикционная безработица связана со сменой места работы.
Циклическая безработица связана со сменой фаз экономического цикла (кризис, депрессия, оживление, подъем). Вынужденная безработица возникает при установлении цены за труд выше равновесной в результате борьбы профсоюзов или государственного регулирования. В этом случае предприятию приходится уменьшать количество нанимаемых рабочих. Добровольная безработица существует при таких условиях труда, которые не устраивают рабочих или при наличии незанятых мест.
Рынки капитала и природных ресурсов.
Выделяют рынок капиталов и рынок природных ресурсов. Под капиталом понимают созданные людьми ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг, то есть они не могут удовлетворять потребности человека непосредственно. Капитал обладает рядом свойств: свойством увеличения, прироста капитала по отношению к первоначальной величине; воспроизводимостью капитала, сохранностью капитала.
На рынке капиталов происходит организация купли-продажи средств производства, зданий, сооружений, станков, оборудования. Спрос на капитальные средства будет существовать тогда, когда доход от вложения в них будет превышать процент от владения ценными бумагами. Если величина процента снижается, то спрос на средства производства растет. Также рынок капиталов характеризуется его высокой неоднородностью и большим разнообразием товаров. Рынок капиталов отличается большими масштабами объектов этого рынка и их стоимости. Этот рынок можно разделить на две части:
Рынок средств производства. К нему относятся: оборудование, средства труда, производственные здания, сооружения и т.п.
Рынок сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, с использованием которых и применением средств труда производится продукт.
"Рынок ресурсов определяют как рынок, на котором домохозяйства продают экономические ресурсы, а фирмы покупают эти ресурсы" (К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю).
Цены на эти ресурсы определяются путем взаимодействия предложения ресурсов домохозяйствами и спросом на них со стороны предприятий. Закон спроса действует и на рынке ресурсов, то есть чем ниже цена на конкретный ресурс, тем спрос на него выше. Рынок ресурсов включает в себя: природные, людские и созданные человеком ресурсы. Природные ресурсы экономисты объединяют в понятии земля. Они включают все природные блага, естественные ресурсы, которые человек может использовать в производстве. Например, водные ресурсы, земельные, различные месторождения полезных ископаемых, леса. Владельцы природных ресурсов предоставляют их на ресурсный рынок для получения денежного дохода от их использования в производстве. Основным доходом владельцев природных ресурсов является рента. Важная особенность этих ресурсов заключается в их редкости, ограниченном количестве. Наличие земельных ресурсов, полезных ископаемых и др. ограничено определенным пределом. В свою очередь их редкость ограничивает процесс производства, то есть мы не можем произвести такой объем товаров и услуг, который необходим для удовлетворения наших безграничных потребностей. Таким образом, предприятие вынуждено принимать решение о том, что производить, а от производства чего отказаться в силу редкости ресурсов. То есть, оно принимает решение об эффективности использования ограниченных природных ресурсов.
Любое предприятие (фирма) на рынке выступает в двух ролях: как продавец созданного товара и как покупатель факторов производства (земли, труда и капитала).
Факторы производства представляют собой совокупность, взаимосвязанную систему использования экономических ресурсов в производственном процессе.
Как продавец своей продукции фирма выходит нарынок товаров; как покупатель ресурсов — на рынок факторов производства. Каковы поведенческие особенности фирмы как продавца? Его главный интерес в соответствии с законом предложения — продать больше продукции по более дорогой цене. При высокой цене продукции фирмы увеличивают свое производство и предложение на рынке.