Управление себестоимостью продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 14:45, контрольная работа

Краткое описание

Управление затратами – это область управленческой деятельности, как средство достижения предприятием высокого экономического результата. Специфика этой деятельности в том, что соединяются часто независимые друг от друга знания о работе предприятия, взаимосвязь и влияние на «конечный результат – работа предприятия – прибыль».
Управление затратами – это не минимизация затрат, что может привести к сокращению производства, а более эффективное использование ресурсов компании, их экономия и максимизация отдачи от них на всех этапах производственного процесса. Постановка процесса управления затратами в компании заключается в признании затрат, их учете, группировке и разнесении и представления их в виде, удобном для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.

Содержание

1. Функции и методы управления себестоимостью продукции. Центры ответственности и их роль в практике управления затратами и результатами.
2.Планирование себестоимости: показатели и методы, их характеристика.
3. Задача
4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 46.79 Кб (Скачать файл)

- выявлены нецелесообразные затраты и разработаны меры по их ликвидации;

- определена рентабельность видов выпускаемой продукции и производства;

- оценено влияние на себестоимость, прибыль и рентабельность увеличения затрат на освоение производства новой продукции;

- создана база для разработки оптовых или розничных цен;

- разработаны меры по совершенствованию хозрасчётных взаимоотношений между производственными подразделениями предприятия.

При составлении  плана по издержкам  особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также  величины и причин возникновения  затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: сверхнормативного расхода сырья  и материалов, топлива и энергии, потерь рабочего времени и доплат за отступление от нормальных условий труда и сверхурочные работы, потерь от простоев машин и оборудования, аварий, брака, излишних расходов, вызванных нерациональными хозяйственными связями по поставкам сырья и материалов, нарушением технологической и трудовой дисциплины, изменением объёма работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники и технологии и т.д.

Исходными данными для разработки плана  по издержкам являются:

- установленные тактическим планом размеры прибыли, а также уровень рентабельности производства или задания по снижению себестоимости продукции;

- показатели производства и реализации продукции;

- эффективность мероприятий по разделу тактического плана инноваций;

- прогрессивные нормы и нормативы соответствующего раздела тактического плана;

- показатели плана материально-технического обеспечения производства;

- прейскуранты цен;

- данные об использовании основных фондов и размерах амортизационных отчислений;

- показатели плана по труду и кадрам;

- объём работ по подготовке производства, освоению и внедрению новой техники, объём производства новой техники.6

Таким образом, в условиях перехода к рыночной экономике  роль и значение планирования себестоимости  продукции для предприятия резко  возрастают. Рыночной экономике свойственны  механизмы саморегулирования, что подразумевает свободу деятельности, свободу выбора, конкуренцию, свободное ценообразование. В силу этого предприятия должны уметь анализировать и научиться приспосабливаться к рыночным условиям, в том числе и в условиях кризиса, чтоб выявить максимально благоприятные для себя условия осуществления хозяйственной деятельности. Для этого на предприятиях необходимо осуществлять прогнозирование и планирование деятельности, важной составляющей которой является планирование себестоимости продукции, т.к. именно исходя из себестоимости, формируются цены, а от цен напрямую зависит спрос, конкурентоспособность, место фирмы на рынке, прибыль и другие немаловажные экономические категории.

При планировании себестоимости продукции применяются  следующие методы.

Пофакторный метод. Его суть  заключается в определении влияния  технико-экономических факторов  на издержки производства в  планируемом году по сравнению  с предыдущим годом. При планировании  себестоимости этот метод применяется с целью:

- обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;

- осуществления укрупненного расчета основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности на стадии подготовки и сравнения вариантов предложений по объемам производства;

- наиболее полного учета эффективности внедрения мероприятий по плану повышения эффективности производства;

- определения участия отдельных служб, отделов и производственных подразделений в снижении издержек и повышении эффективности производства, материального поощрения за это участие, сводимости показателей по предприятию, объединению, отрасли и в целом по региону;

- анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и объединениях.

При этом методе учитываются следующие  факторы:

- технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой  техники и технологии;

- организационные. 

Под   этими   факторами   понимается    совершенствование организации  производства  и  труда  на  предприятии  в   плановом   периоде (углубление    специализации     и     кооперирования,     совершенствование организационной  структуры  управления  предприятием,  внедрение   бригадной формы организации труда, НОТ и др.); изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; уровень инфляции в плановом периоде; специфические  факторы,  которые  зависят  от   особенностей   производства

Сметный метод. Он предполагает  обоснование  каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.

Сметный метод позволяет увязать отдельные  разделы тактического плана между  собой и согласовать их с планами  внутрипроизводственных подразделений. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. В данном случае свод затрат по предприятию представляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок и применяется на стадиях окончательного составления плана. В зарубежной практике планирования этот метод получил название бюджетирования, а смета затрат называется бюджетом.

Метод калькуляций. С помощью  этого метода обосновывается  величина затрат на производство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов, например детали, узла. При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть: отдельные изделия; заказы; технологические переделы; марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию.

Нормативный метод. Здесь уровень  затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод широко применяется при составлении плановых калькуляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестоимости продукции — возможность обособленного учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин. Это позволяет судить о том, какие факторы привели к изменению затрат, и своевременно принимать оптимальные решения, направленные на улучшение экономических показателей работы предприятия.7

Затраты, формирующие себестоимость продукции (работ, услуг), в процессе планирования группируются:

- по их экономическому содержанию, образуя смету затрат на производство;

- по их производственному назначению и месту возникновения в процессе производства и реализации продукции, образуя статьи калькуляции.7

    Методические  рекомендации Министерства  промышленности предусматривают следующий порядок этапов планирования себестоимости:

    - расчет планируемой суммы экономии (удорожания) затрат по технико-экономическим  факторам и на этой основе  определение величин и уровня  затрат на производство продукции в плановом периоде, расчет плановой себестоимости всего объема производства продукции;

    - составление балансового распределения   продукции и услуг вспомогательных цехов по потребителям;

    - разработка смет затрат и  калькулирование  себестоимости продукции и услуг вспомогательных цехов;

    - разработка (уточнение) смет расходов  на подготовку и освоение производства  новых видов продукции и смет  пусковых расходов;

    - составление смет общепроизводственных  расходов по цехам основного  производства с последующим суммированием их по предприятия в целом;

    - составление смет транспортно-заготовительных   расходов, общехозяйственных и коммерческих расходов;

    - калькулирование себестоимости единицы продукции по видам,  расчет себестоимости всего производства  продукции;

    - составление сметы и свода  затрат на производство.

    При этом, полная себестоимость  всего  производства продукции,  исчисленная исходя из общей суммы затрат на производство должна быть равна плановой себестоимости продукции в сводном расчете по технико-экономическим факторам, а так же себестоимость, рассчитанная исходя из плановых калькуляций отдельных изделий и их планируемого выпуска.7

    План  по себестоимости промышленной  продукции  составляется по  единым для всех предприятий  правилам, установленным в инструкциях  по планированию, учету и калькулированию себестоимости промышленной продукции. В этих инструкциях содержится перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, и определяются способы калькулирования себестоимости.

    Установление  общих, единых для  всех предприятий правил имеет  важное значение для правильного планирования и учета себестоимости продукции. В частности, общим для всех отраслей промышленности является порядок включения в себестоимость продукции только тех затрат, которые прямо или косвенно связаны с производством продукции. Поэтому нельзя включать в плановую себестоимость продукции расходы, не относящиеся к производству продукции, например расходы, связанные с обслуживанием бытовых нужд предприятия (содержание жилищно-коммунальных хозяйств, расходы других непромышленных хозяйств и т.д.), по капитальному ремонту и строительно-монтажным работам, а также расходы культурно-бытового назначения.

    Некоторые расходы хотя и учитываются  в  фактических затратах на  производство, однако в силу их  особого характера также не  могут включаться в плановую себестоимость продукции. К таким затратам относятся разного рода непроизводительные расходы и потери, например обусловленный отступлениями от установленного технологического процесса производственный брак.

 

Задача

 

Плановые  показатели по изделиям А и Б следующие:

Показатели

А

Б

Выпуск и реализация, шт.

950

600

Цена одного изделия, тыс. руб.

125

65

Себестоимость изделия, тыс. руб.

100

50


 

В течение  года предприятие добилось снижения себестоимости продукции по изделию А на 5%, по изделию Б – на 2,5% . Оптовая цена осталась без изменения.

Определить, как изменилась фактическая рентабельность продукции по отношению к плановой по всем изделиям.

 

 

Решение

 плановая

 

Фактическая себестоимость

 

изделие А =100 – (100*0,05)=95 тыс.руб.

изделие В = 50 – (50*0,025)=48,75 тыс.руб

 

Рентабельность фактическая

 

 

   

Изменение рентабельности

 

132/126=1,04 или 104,7 %

 

В результате снижения себестоимости  продукции по изделию А на 5%, по изделию Б – на 2,5%, рентабельность продукции увеличилась на 4,7%. 

Список использованной литературы

 

  1. Волков, О.И. Экономика предприятия (фирмы)  : уч. пособие для вузов / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 314 с.
  2. Экономика предприятия : практикум / Л.Н. Нехорошева, Л.А. Лобан, Н.Ф. Загривная и др.; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой, Л.А. Лобан. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 368 с.
  3. Зайцев, Н.Л. Экономика организации  : уч. пособие для вузов / Н.Л. Зайцев. – М. : Экзамен, 2000. – 454 с.
  4. Лобан, Л.А. Экономика предприятия  : уч. пособие для вузов / Л.А. Лобан, В.Т. Пыко. – Мн. : ООО «Мисанта», 2003. – 409 с.
  5. Нехорошева, Л.Н. Экономика предприятия  : уч. пособие для вузов / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, М.А. Зайцева – Мн. : Вышэйшая школа, 2004. – 383 с.

Информация о работе Управление себестоимостью продукции