Управление товарными запасами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:39, реферат

Краткое описание

Процессы производства, обращения и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.
При создании запасов в сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.
Рациональное образование товарных запасов и их регулирование - важнейшее условие для обеспечения расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной продажи товаров, все более полного удовлетворения спроса населения при минимально возможных издержках производства и обращения.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие, состав товарных запасов, их классификация………….4
2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях……9
Заключение…………………………………………………………...11
Список использованной литературы………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

реферат окд.docx

— 27.29 Кб (Скачать файл)

Министерство транспорта Российской федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Управление товарными запасами»

 

 

 

Выполнил: ст-ка 541 группы

Н.С.Пак

  Проверил: преподаватель

Парыгина Д.В.

 

 

 

 

 

Хабаровск

2013

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

1. Понятие, состав товарных  запасов, их классификация………….4

2 Управление товарными  запасами в торговых предприятиях……9

Заключение…………………………………………………………...11

Список использованной литературы………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Процессы производства, обращения  и потребления в обществе происходят непрерывно. Однако в развитом обществе не происходит совпадения как в пространстве, так и во времени этих процессов. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.

При создании запасов в  сфере обращения решается вопрос удовлетворения разнообразных потребностей людей путем предоставления им выбора товаров из широкого ассортимента. Решить этот вопрос без необходимых запасов невозможно.

Рациональное образование  товарных запасов и их регулирование - важнейшее условие для обеспечения  расширенного воспроизводства товаров, в том числе бесперебойной  продажи товаров, все более полного  удовлетворения спроса населения при  минимально возможных издержках  производства и обращения.

Товарные запасы находятся  в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производство поставляет новые. Товары в продолжение большего и  меньшего времени образуют запас, пока их не заменят новые экземпляры того же рода. Только посредством такого образования запаса обеспечивается постоянство и непрерывность процесса обращения.

Товарные запасы на торговых предприятиях должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Актуальность проблемы оптимизации  запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает  определяющее влияние на конкурентоспособность  предприятия, его финансовое состояние  и финансовые результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, состав  товарных запасов, их классификация.

 

Товарные запасы - это  часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы  в процессе движения ее из сферы  производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных товарных предприятий. Необходимость  образования товарных запасов обусловлена  следующими факторами:

 

- время, необходимое для транспортировки товаров от места производства до места продажи, включая время на погрузку-разгрузку;

 

- сезонные колебания в производстве и потреблении товаров;

 

- несоответствие между производственным и торговым ассортиментом товаров, что вызывает необходимость подсортировки, упаковки и подработки;

 

- особенности в территориальном размещении производства;

 

- условия транспортировки товаров, расстояние между поставщиком и торговым предприятием;

 

- звенность товародвижения;

 

- возможности хранения товара и др.

 

Любой товар до момента  продажи относится к категории  товарного запаса. С экономической  точки зрения эта форма существования  товара является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной.

Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются  в товарооборот, продаются, перестают  быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует  в зависимости от конкретных хозяйственных  условий.

 

Товарные запасы выполняют  определенные функции:

 

- обеспечивают непрерывность  расширенного производства и  обращения, в процессе которых  происходят их систематическое  образование и расходования;

 

- удовлетворяют платежеспособный  спрос населения, поскольку являются  формой товарного предложения;

 

- характеризуют соотношения  между объемом и структурой  спроса и товарного предложения.

 

Необходимость образования  товарных запасов предметов потребления  вызвана следующими причинами:

 

- непрерывностью процессов  обращения;

 

- сезонностью производства  и потребление;

 

- неравномерностью размещения  производства и районов потребления;

 

- непредвиденными колебаниями  спроса и ритма производства;

 

- необходимостью преобразования  производственного ассортимента  в торговле;

 

- необходимостью образования  страховых резервов,

 

- другими причинами.

 

Товарные запасы при формировании, хранении и реализации должны соответствовать  стандартам качества и быть пригодными для употребления.

 

В состав товарных запасов  предприятий торговли входят:

 

- Товары, находящиеся в предприятиях розничной торговли, а также на базах, складах, овоще -, фрукто -, картофелехранилищах.

 

- Товары, закупленные и оплаченные торговыми предприятиями и оставленные на ответственном хранении у поставщиков.

 

- Товары, принятые на комиссию юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю, и не проданные на дату наблюдения.

 

- Товары, сданные в переработку.

 

Товарные запасы классифицируются по следующим различным признакам:

 

1) по назначению:

 

а) текущего хранения– это товары на стадии реализации;

 

б) сезонного хранения - это  необходимый и достаточный резерв товарных запасов с целью обеспечения  непрерывного процесса реализации в  период сезонного колебания покупательского  спроса;

 

в) досрочного завоза;

 

г) целевого назначения.

 

2) по месту  нахождения:

 

а) на предприятиях розничной  торговли;

 

б) на базах и складах, обслуживающих розничные предприятия;

 

в) на мелкооптовых базах, распределительных  складах и базах;

 

г) на производственных предприятиях;

 

д) на предприятиях общественного  питания.

 

3) по соответствию  спросу населения:

 

а) соответствующие спросу населения;

 

б) не соответствующие спросу населения.

 

4) по времени  формирования:

 

а) на начало периода (входные);

 

б) на конец периода (выходные);

 

в) на определённую дату.

 

5) по измерителям:

 

а) натуральные; стоимостные;

 

б) относительные; абсолютные.

 

6) по размеру:

 

а) максимальные;

 

б) минимальные;

 

в) средние.

 

7) по соответствию  нормативу:

 

а) нормативные;

 

б) сверхнормативные;

 

в) ниже норматива.

 

8) согласно  признаку потребительского назначения:

 

а) по продовольственным  товарам;

 

б) по не продовольственным  товарам.

 

 

 

9) по регулярности  обновления:

 

а) регулярного (текущего) обновления;

 

б) товаров сезонного расходования;

 

в) товаров сезонного поступления;

 

г) периодического обновления.

 

10) по времени  использования / потребления:

 

а) товары краткосрочного пользования, используемые один или несколько  раз;

 

б) товары длительного пользования, используемые многократно.

 

11) по характеру  потребления:

 

а) товары повседневного  спроса;

 

б) товары тщательного выбора;

 

в) престижные товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Управление товарными  запасами в торговых предприятиях

 

Особое значение приобретает  управление размерами товарных запасов, под которым понимается комплекс мер, обеспечивающих поддержание товарных запасов в нормативных размерах, регулирование поступления и  отпуска их со склада, учет и контроль за состоянием запасов.

Управление - это творческая деятельность. Она должна активно  создавать необходимые для работы предприятия условия, а не пассивно реагировать на изменения, происходящие на рынке.

Цель управления товарными  запасами - это формирование и поддержание  их величины на таком уровне, который  позволяет обеспечить бесперебойную  торговлю каждым товаром при минимальных  затратах. В условиях рыночных отношений  товарные запасы создаются в интересах  извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли  в процессе движения и реализации товаров.

Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов  в соответствии с поставленными  перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным  критериям.

В процессе управления товарными  запасами постоянно решаются следующие  задачи:

- определение целей управления;

- анализ состояния товарных  запасов; 

- оперативный учет и  контроль состояния товарных  запасов; 

- осуществление экономических  и организационно - технических мероприятий  по формированию и регулированию  товарных запасов и поддержанию  их на оптимальном уровне (в  определенном соответствии с  объемом и структурой товарооборота).

Рациональная величина товарных запасов обеспечивает выполнение и  перевыполнение плана товарооборота, удовлетворение спроса, сокращение части  издержек. Величина текущих запасов  является не постоянной, но от неё зависит  вся торговля в целом.

Сокращение времени обращения, ускоряет денежное обращение, а значит, создаёт условия для роста  эффективности. В нестабильных экономических  условиях нужно обеспечить максимально  возможную скорость оборачиваемости  товарных запасов, чтобы не нести  инфляционных убытков.

Управление запасами предусматривает  организацию контроля за их фактическим состоянием. Необходимость организации службы контроля за состоянием запасов обусловлена повышением издержек в случае выхода фактического размера запаса за рамки, предусмотренные нормами запаса.

Меры по повышению управляемости  товарными запасами способствуют сохранять  товары с наименьшими потерями и  рациональными затратами на хранение.

Для этого необходимо иметь  возможность систематически отслеживать  и анализировать структуру и  динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена.

Создание запасов требует  дополнительных финансовых затрат. Поэтому  возникает необходимость в сокращении этих финансовых затрат с помощью  достижения оптимального баланса между  объемом запаса, с одной стороны, а с другой - финансовыми затратами. Этот баланс достигается выбором  оптимального объема партий заказанных товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Одним из условий достижения высоких конечных результатов от торговой деятельности предприятия  и повышения ее эффективности  является постоянное продуманное формирование товарных запасов и умелое управление ими. Принятие решений в деле управления товарными запасами оказывает влияние  на все стороны хозяйственной  деятельности предприятия: изменение  объема товарооборота, величину доходов, издержек обращения, прибыль и рентабельность. Поэтому для любого предприятия  все более важной функцией становится анализ эффективности и оценка политики управления запасами.

Информация о работе Управление товарными запасами