Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 17:32, контрольная работа
Актуальность темы управления торговым предприятием объясняется, в частности, двумя обстоятельствами:
• высоким уровнем конкуренции и, следовательно, высокими требованиями к "маневренности" предприятия,
• низким уровнем маржинального дохода в сфере оптовой торговли и, следовательно, сильными ограничениями при распределении средств на управление.
Целью данной работы является исследование управления в торговом предприятии.
Для реализации цели в работе решены следующие задачи:
- проведено теоретическое исследование управления на предприятии;
- рассмотрена специфика управления торговым предприятием;
В зависимости от носителя информации различают бумажные и электронные документы. Документы на других носителях в деятельности торговых предприятий практически не используются.
В зависимости от сроков хранения документы бывают постоянного и временного хранения.
Содержание и назначение документа определяют его форму и расположение реквизитов. Реквизит — это обязательный элемент, присущий определенному виду документа (дата, адрес, подпись и т.п.). Совокупность расположенных в определенном порядке реквизитов документа называется его формуляром.
Основными требованиями к управленческим документам являются достоверность и краткость содержащейся в нем информации. Необходимость наличия каждого документа должна быть обоснована.
Обработка информации в аппарате управления включает три этапа:
Первый и третий этапы вместе образуют понятие делопроизводство. Различают административное делопроизводство, занимающееся документами, общими для любой функции управления предприятием, и специальное — по каждой функции (например, бухгалтерское, по личному составу). Ответственность за состояние делопроизводства на предприятии несет руководитель.
1.5 Персонал торгового предприятия
В торговых предприятиях выделяют три вида разделения труда: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное.
Функциональное разделение труда состоит в выделении отдельных функций, выполняемых работниками. По этому признаку весь персонал торгового предприятия делится на управленческий, основной (торгово-оперативный) и вспомогательный.
Управленческий персонал, в свою очередь, подразделяется на руководителей, специалистов и технических исполнителей. Руководителей по выполняемым функциям и месту в системе управления принято подразделять на линейных (директор предприятия, менеджер, заведующий секцией и т.д.) и функциональных (начальник отдела маркетинга, начальник отдела кадров и т.д.). Основные должностные обязанности руководителей торговых предприятий представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1 Должностные обязанности руководителей
Наименование должности |
Должностные обязанности |
Директор (генеральный директор) |
Стратегическое планирование деятельности предприятия. Организация работы подразделений предприятия. Обеспечение выполнения предприятием обязательств перед федеральным и местным бюджетами, внебюджетными фондами, поставщиками, покупателями и кредиторами. Вопросы финансово-экономической и хозяйственной деятельности предприятия. Распределение обязанностей в аппарате управления, делегирование полномочий прочим должностным лицам. Организация работы с кадрами, вопросы мотивации персонала. Организация контроля за соблюдением правил техники безопасности, требований законодательства по социальной защите работников и охране окружающей среды. Защита имущественных интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления. |
Главный бухгалтер |
Формирование учетной политики предприятия. Организация бухгалтерского учета и отчетности. Проведение инвентаризации. Своевременное предоставление необходимой бухгалтерской информации соответствующим органам. Контроль за соблюдением законности, своевременности и правильности оформления документов, расходованием фонда заработной платы, начислением и перечислением налогов и сборов, погашением задолженности по ссудам. Проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности. Участие в оформлении материалов по недостачам и хищениям. Принятие мер по накоплению финансовых средств, взаимодействие с банками по размещению свободных финансовых средств. Руководство работниками бухгалтерии. |
Менеджер |
Планирование предпринимательской и коммерческой деятельности. Контроль за разработкой коммерческих условий заключаемых соглашений, оценка рисков. Анализ и решение организационных, экономических, кадровых и социально-психологических проблем. Подбор и расстановка кадров, мотивация персонала. Организация связей с деловыми партнерами. Анализ спроса. Разработка рекламной стратегии. |
Менеджер по рекламе |
Участие в работах по формированию рекламной стратегии. Организация работы по рекламированию товаров и услуг. Руководство, планирование и организация рекламных кампаний, выбор форм и методов рекламы. Изучение рынка, анализ мотивации спроса на товары и услуги. |
Начальник отдела маркетинга |
Разработка маркетинговой политики. Проведение рекламных мероприятий. Организация и проведение маркетинговых исследований. Определение цен на товары и услуги, скидок, условий оплаты. Подготовка предложений по закупкам товаров. Разработка прогнозов продаж. |
Заведующий секцией |
Организация, планирование и координация работы секции. Участие в формировании ассортимента. Поддержание товарного запаса в секции. Разработка и внедрение мероприятий по улучшению организации и ведения торговли. Организация работы с кадрами, расстановка кадров. Контроль за соблюдением правил продажи товаров. Контроль за наличием на товары, подлежащие обязательному подтверждению соответствия, сертификатов соответствия или других, заменяющих их документов. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований, правил и норм охраны труда и техники безопасности. |
Администратор торгового зала |
Контроль за состоянием выкладки товаров, рекламным оформлением торгового зала. Проверка качества и безопасности товаров, срока годности, снятие с продажи некачественных товаров или товаров с истекшим сроком реализации. Контроль за соблюдением персоналом надлежащего качества и культуры обслуживания, правил продажи товаров и санитарно-гигиенических требований. Контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности. Информация покупателей (при необходимости) о потребительских свойствах товаров, ценах, ассортименте, услугах, режиме работы предприятия. Разрешение спорных вопросов с покупателями. |
Заведующий складом |
Руководство складом по приему, хранению и отпуску товарно-материальных ценностей. Обеспечение сохранности товаров, соблюдение режимов хранения. Ведение учета и отчетности, обеспечение выполнения правил оформления и сдачи приходно-расходных документов. Контроль за исправностью противопожарных средств и состоянием помещения, наличием и исправностью оборудования и инвентаря. Сбор, хранение и своевременный возврат тары. Участие в проведении инвентаризации. |
Начальник отдела кадров |
Участие в разработке кадровой политики предприятия. Определение текущей и перспективной потребности в кадрах и источников ее удовлетворения. Подбор и расстановка кадров. Организация и проведение аттестации работников. Организация приема, перевода и увольнения работников в соответствии с трудовым законодательством. Организация подготовки документов по пенсионному страхованию и назначению пенсий. Методическое руководство и координация деятельности специалистов и инспекторов по кадрам. Контроль выполнения руководителями подразделений законодательных актов и распоряжений руководителя предприятия по вопросам работы с персоналом. Обеспечение социальных гарантий работников в области занятости и соблюдения порядка трудоустройства. Организация табельного учета, составления и выполнения графика отпусков. Обеспечение составления установленной отчетности. |
Специалисты — категория работников, которые занимаются анализом поступающей информации, разработкой технических, экономических и организационных решений. К ним относятся сотрудники бухгалтерии, сотрудники отдела маркетинга, товароведы, инспектор по кадрам, юрисконсульт. Основные должностные обязанности специалистов представлены в табл. 1.2.
К вспомогательному персоналу относятся грузчики, подсобные рабочие, уборщики торговых и служебных помещений, фасовщики, электромонтеры, техники и пр.
Второй вид разделения труда — товарно-отраслевое — позволяет работникам специализироваться на продаже товаров отдельных или нескольких товарных групп. Так, например, могут быть выделены продавцы тканей, мебели, галантереи, мясных товаром, бакалейных товаров и т.д.
Квалификационное разделение труда подразумевает распределение обязанностей в соответствии с квалификацией. С этой целью для основного и вспомогательного персонала вводятся разряды.
Работники розничного торгового предприятия, непосредственно участвующие в торговом обслуживании граждан, образуют обслуживающий персонал. К ним относятся: заведующий отделом (секцией), администратор торгового зала, товаровед, продавец, кассир, контролер-кассир, экспедитор, лифтер пассажирского лифта, дежурный у эскалатора, приемщик ручной клади.
Управление оптовой торговлей
Важная роль в развитии сферы обращения товаров народного потребления принадлежит оптовой торговле. Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны.
Мировой опыт и отечественная практика показывают, что функционирование системы межотраслевых, региональных и межрегиональных связей немыслимо без участия оптовой торговли, выступающей в роли активного коммерческого посредника. Оптовая торговля в условиях рыночного хозяйства является объективной реальностью и необходимостью.1
Коренное изменение претерпевают целевые ориентиры развития оптовой торговли как активного коммерческого посредника, являющегося ключевым звеном в системе товародвижения.
Целями развития оптовой торговли являются:
В условиях рыночного хозяйствования изменяются функции оптовой торговли, с одной стороны, они усложняются, а с другой — персонифицируются.
Предприятия оптовой торговли должны специализироваться на коммерческом посредничестве в установлении хозяйственных связей между предприятиями — производителями товаров и розничными торговыми предприятиями или другими оптовыми покупателями, а также на закупке и продаже товаров со складов и оказании сопутствующих услуг.
Основными задачами оптового торгового предприятия являются:
На макроуровне оптовая торговля выполняет следующие функции: интегрирующую (по обеспечению взаимосвязи между партнерами по поставкам продукции, по нахождению каналов сбыта), оценочную (по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование), организующую и регулирующую (по обеспечению рационального построения и гармонического функционирования экономических систем с помощью им пульсов, стимулирующих структурные изменения).
Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные функции оптовых торговых предприятий: экономическая интеграция территории и преодоление пространственного разрыва; преобразование производственного ассортимента в торговый; формирование товарных запасов сглаживание цен; хранение, доработка, доведение товаров до требуемого качества; фасовка, упаковка, кредитование, маркетинговые исследования рынка и организация рекламных кампании.
Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий (услуги по управлению, консультации по использованию товаров, гарантийное обслуживание и др.).
Оптовые торговые предприятия призваны стать центром сосредоточения и передачи информации по вопросам исследования рынка, т.е. выполнять информационную функцию. Именно оптовые предприятия, используя свое положение на пересечении информационных потоков, способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации, а обобщив и проанализировав ее, передать поставщику или покупателю. Эта информация включает следующие элементы;
Оптовые предприятия должны привлекать участников хозяйственных связей по поставке товаров. Важное значение имеет развитие такой функции оптовой торговли, как коммерческое кредитование, финансирование сделок. Опыт западных фирм показывает, что во многих случаях выбор каналов товародвижения зависит от того, насколько его организатор может сам кредитовать рыночные сделки заинтересованных сторон. Оптовые предприятия зачастую финансируют производителя тем, что предоставляют ему заказ на определенную партию товара с гарантией его реализации и при этом в виде аванса оплачивают часть заказанной партии товара. Для розничных предприятий оптовые фирмы осуществляют финансирование, реализуя им товар с отсрочкой платежа.
Привлекательность оптовых предприятий зависит от уровня обслуживания, предлагаемого клиентам, который, в свою очередь, зависит от следующих факторов:
При выборе конкретного оптового предприятия клиенты должны иметь некоторую информацию о нем, а именно: ассортимент товаров, которым занимается данный оптовик; его зону действии; коммерческое положение, которое определяется продолжительностью работы на данном рынке; динамику отчетных показателей за последние несколько лет; структуру капитала; средний возраст руководящего персонала, его профессионализм; оценку данного оптовика его коллегами; умение привлекать новых клиентов; техническую оснащенность и организацию технологических процессов на складах; наличие удобных подъездных путей к складам систему учета складских запасов, политику пен, которую ведёт оптовик.
Экономическая целесообразность посредничества обусловливается возникновением и развитием целостных хозяйственных систем, в которых между процессом производства продуктов и их потреблением возникает ряд объективно необходимых материальных процессов: затаривание, маркировка, комплектация, погрузка, транспортировка, перевалка, складирование, подготовка к потреблению и др. Контрагенты поставки товаров стоят перед ли леммой: либо разделить эти необходимые функции по продвижению продукции от изготовителя к потребителю между собой, либо перепоручить часть операций посреднику.
Торговое посредничество в экономическом смысле довольно широкое понятие. Оно включает значительный круг услуг, в частности по подбору контрагента поставки, подготовке и совершению сделки, кредитованию сторон, предоставлению транспортно-экспедиторских операций, страхованию товаров при транспортировке, выполнению таможенных формальностей, проведению рекламных и других мероприятий по продвижению товаров на рынок, осуществлению технического обслуживания и проведению других операций.
К торгово-посредническим (оптовым) фирмам относятся предприятия, в юридическом и хозяйственном отношении не зависящие от производителя и потребителя товаров. Они действуют в целях извлечения прибыли, получаемой либо в результате разницы между ценами закупки товаров у производителей и ценами, по которым эти товары продаются покупателям (розничным торговым предприятиям), либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров на рынок. Торгово-посреднические фирмы занимаются в основном коммерческой деятельностью, хотя наиболее крупные из них выполняют и производственные операции, связанные большей частью с обработкой закупаемых и реализуемых ими товаров.
Прогнозирование в торговле
Прогноз — это вероятностное суждение о состоянии исследуемого объекта в определенный момент времени в будущем или о путях достижения этого состояния.
Информация о работе Управление хозяйственной деятельностью торгового предприятия