Факторный анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Анализ уровня среднереализационных цен

Вложенные файлы: 1 файл

Факторный анализ рентабельности продаж.docx

— 171.33 Кб (Скачать файл)

Вычислим общее  изменение балансовой прибыли: 
Приб = 100% * (балансовая прибыль ог - балансовая прибыль пг) / балансовая прибыль пг = 
= 100% * (23,76 - 25)/25 = -4,96%

Для решения  задачи удобнее всего использовать метод логарифмирования (модель мультипликативная): 
кофЛог = Приб / ln(Приб ог/ Приб пг) = -4,96 / ln(23,76/25) = 97,499

За счет изменения  среднегодовой суммы капитала: 
KL = кофЛог * ln(KL ог/KL пг) = 97,499 * ln(73,4/71) = 3,241%

За счет изменения  значения коэффициента оборачиваемость  совокупного капитала: 
Коб = кофЛог * ln(кофОб ог / кофОб пг) = 97,499 * ln(0,144/0,147) = -2,01%

За счет изменения  значения рентабельности оборота(продаж): 
Rоб = кофЛог * ln(ренОб ог / ренОб пг) = 97,499 * ln(224,8/239,4) = -6,135%

Ответ. Всего  валовая прибыль снизилась на 4,96%. Наибольшее влияние на снижение уровня валовой прибыли оказало  снижение значения рентабельность оборота (уменьшило на 6,135%). Снижение коэффициента оборачиваемость совокупного капитала привело к уменьшению объема валовой  прибыли на 2,01%. Положительным фактором стало увеличение среднегодовой  суммы капитала - валовая прибыль  увеличилась на 3,241%.

В зависимости  от типа анализа сравнение факторов может проводиться как: 
а) плановый - фактический (или прогнозный - фактический), 
б) период предыдущий - период текущий, 
в) среднеотраслевые показатели - показатели анализируемого предприятия (или показатели лучшего предприятия отрасли и показатели анализируемого предприятия), 
г) нормативные - фактические (или оптимальные - фактические).

Программа серии : " Оптимизация структуры капитала 1.xx" реализует уникальную возможность проведения факторного анализа быстро, удобно и понятно.

На примере 3-х факторного анализа валовой прибыли можно увидеть, как применять программу " Оптимизация структуры капитала 1.xx" на практике.

Тема: Кросс-факторный  анализ прибыли от продаж

Содержание:

Содержание  
Введение...3  
Глава 1. Исследование методик факторного анализа прибыли от продаж...10  
1.1. Факторный анализ прибыли от продаж в системе управления предприятием...10  
1.2. Прибыль от продаж в отечественных методиках факторного анализа...20  
1.3. Зарубежный опыт факторного анализа прибыли от продаж...32  
Глава 2. Построение методики внутреннего кросс-факторного анализа прибыли от продаж и определение резервов ее роста...42  
2.1. Преобразование методики факторного анализа прибыли от продаж для предприятий осуществляющих учет сокращенной себестоимости...42  
2.2. Анализ влияния спроса на прибыль от продаж в условиях взаимозависимости факторов...52  
2.3. Анализ взаимосвязи объемов производства, себестоимости и прибыли от продаж в нелинейных методиках выявления резервов ее роста...68  
Глава 3. Развитие методики операционного анализа...85  
3.1. Бухгалтерский подход к анализу безубыточности...85  
3.2. Построение нелинейных моделей безубыточности...97  
3.3. Сравнительная эффективность снижения производственных затрат...114  
Заключение...126  
Список использованной литературы...131  
Приложения...140  
3

Введение  
В современных условиях основой экономического развития является прибыль, важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства, удовлетворения социальных и материальных потребностей общества.  
С усилением роли прибыли как экономической категории и возрастающими потребностями организаций в повышении эффективности хозяйственной деятельности, особую значимость принимает внутренний анализ финансовых результатов. Основной задачей такого анализа, как правило, является определение путей максимизации прибыли, что находит отражение в поиске резервов увеличения прибыли и ее основной составляющей — прибыли от продаж — по данным внутреннего факторного анализа.  
Существенное влияние на выбор и возможности применения определенных аналитических методов и методик оказывает объективное разделение анализа хозяйственной деятельности на внутренний и внешний, обусловленное значительными различиями в целях и задачах, стоящих перед пользователями информации, а также характером используемого в анализе информационного обеспечения.  
Именно реструктуризация экономики, ликвидация государственного монополизма, возникновение различных форм собственности, формирование новых условий хозяйствования экономических субъектов, возрастание роли коммерческого расчета, выявили необходимость пересмотра и развития традиционных подходов к анализу хозяйственной деятельности предприятий, а также совершенствования методов внутреннего анализа.  
Основные исследования в области анализа хозяйственной деятельности ^ предприятий нашли свое отражение в работах: А.Д. Шеремета, В.В. Ковалева,  
М.И. Баканова, И.И. Каракоза, В.И. Самборского, СБ. Барнгольц, В.П. Копняе-ва, А.И. Бужинского, Н.Г. Чумаченко, П.И. Савичева, И.Г. Старичкова, Б.И.  
4  
Майданчика, А.Ф. Аксененко, Н.Р. Вейцмана, М.Б. Грейденберга, С.А> Николаевой, Г.В. Савицкой, О.Н. Волковой, О.В. Ефимовой и др.  
Среди зарубежных специалистов, изучающих вопросы экономического ана- лиза прибыли от продаж, можно отметить: Ж. Ришара, Л.А. Бернстайна, К. Друри, А. Яругову, А. Дайле, Д. Миддлтона, Р. Дамари, К. Уолша и др.  
Применительно к количественным методам выявления, измерения, учета, использования и оценки закономерностей, которым подчинено множество экономических процессов и явлений (методикам внутреннего анализа), основывающихся на ограничениях, принимаемых в рамках построения экономико-математических моделей, основной целью совершенствования является повышение научной обоснованности и точности микроэкономических прогнозов и программ.  
Наиболее сильным ограничением для большинства из существующих методик внутреннего анализа прибыли от продаж остается линейная зависимость результативного показателя от факторов его определяющих, а также их взаим- ная независимость. Данное ограничение зачастую не уменьшает ценность получаемой в результате анализа информации, но в свою очередь, создает проблему соответствия используемых схем и моделей экономического анализа прибыли от продаж описываемым процессам и явлениям. Решение указанной проблемы возможно с помощью создания такой методики анализа прибыли от продаж, которая бы учитывала нелинейный характер поведения факторов и определяла бы их влияние на результативный показатель в условиях взаимозависимости и взаимообусловленности. Установление закономерностей влияния таких факторов в их взаимосвязи, основанных на действии экономических законов, будет объективно способствовать более эффективному процессу принятия управленческих решений, что является необходимым условием улучшения финансового состояния и повышения рентабельности предприятия.  
Таким образом, поиск новой методики внутреннего анализа прибыли от продаж, а также выявление резервов ее увеличения и определяет актуальность данного исследования.  
5  
Цель и задачи исследования. Целью проводимого исследования является разработка, и развитие методов внутреннего экономического анализа прибыли от продаж, с использованием экономико-математических моделей, наилучшим образом отображающих реальную действительность.  
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:  
• исследованы существующие методики анализа прибыли от продаж;  
• разработана методика кросс-факторного анализа прибыли от продаж, учитывающая воздействие спроса на продукцию, а также взаимозависимость и взаимообусловленность влияющих факторов, и обоснованы ее преимущества на практике;  
• определена методика расчета резервов роста прибыли от продаж для нелинейных зависимостей выручки от продаж и (или) затрат, а также выявлены условия существования таких резервов;  
• разработана методика операционного анализа, основанная на нелинейном поведении выручки от продаж и (или) затрат;  
• предложена методика оценки сравнительной эффективности снижения производственных затрат;  
• проанализировано влияние распределения постоянных производственных затрат между несколькими видами продукции на общую сумму затрат в критических точках объемов производства.  
Предметом исследования является соответствие моделей внутреннего экономического анализа прибыли от продаж описываемым процессам и явлениям.  
Объектом исследования являются методики внутреннего экономического анализа прибыли от продаж и способы выявления резервов ее роста.  
Наиболее существенные результаты, полученные автором. В процессе исследования предложенных методик анализа прибыли от продаж, для нелинейной зависимости выручки от продаж, обусловленной влиянием спроса на продукцию и (или) нелинейной модели поведения затрат, определяемой воз-  
6  
действием цен на потребляемые производственные ресурсы, лично автором получены следующие наиболее существенные научные результаты:  
• выявлено совместное влияние внутренних и внешних факторов в их взаимосвязи на прибыль от продаж и установлены зависимости между ними;  
• установлены условия существования резервов роста прибыли от продаж и закономерности их изменения под влиянием ценового фактора и (или) удельных переменных затрат;  
• определены условия существования интервалов безубыточного производства;  
• предложен подход к оценке сравнительной эффективности снижения производственных затрат и установлено правило распределения постоянных производственных затрат по видам продукции, минимизирующее общую величину затрат при безубыточных объемах производства;  
• предложена методика внутреннего факторного анализа прибыли от про- даж по данным бухгалтерской отчетности, для предприятий, использующих систему калькулирования сокращенной себестоимости.  
Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации. Необходимая глубина исследования и обоснованность научных результатов основаны на использовании положений экономической теории, результатов исследований, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных изучению экономического анализа прибыли от продаж.  
Методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению экономических процессов и явлений, определяющих поведение факторов в моделях экономического анализа прибыли от продаж. При решении вы- явленных проблем использовались методы экономического анализа, экономико-математического моделирования, индукции и дедукции.  
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:  
7  
• предложен подход в факторном анализе прибыли от продаж, основанный на использовании линейной функции спроса на реализуемую продукцию;  
• установлена закономерность между условиями существования интерва-4t лов безубыточного производства и возможностью мобилизации резервов  
роста прибыли от продаж в модели операционного анализа, учитывающей поведение удельных переменных затрат, в зависимости от объемов потребления производственных ресурсов, и функцию спроса на реали-  
i  
i зуемую продукцию;  
1 • определены условия и критерии эффективности снижения производст-  
венных затрат.  
Значение полученных результатов для теории и практики. Диссертационная работа представляет собой самостоятельное завершенное научное исследование. Ее теоретическая значимость заключается в разработке нелинейных зависимостей основных факторов, исследуемых в экономическом анализе хозяйственной деятельности, с привлечением количественных показателей, ха-<Ф рактеризующих конъюнктуру рынка и обеспечивающих наибольшую адекват-  
ность описываемым экономическим процессам и явлениям.  
Практическую ценность имеют следующие результаты, полученные автором, позволяющие повысить эффективность принимаемых управленческих решений:  
• разработана методика внутреннего кросс-факторного анализа прибыли от продаж, оценивающая взаимное влияние внешних и внутренних факторов, и предложены методики выявления резервов роста прибыли от продаж, в соответствии с микроэкономическим подходом к анализу;  
• внедрена в практику внутреннего факторного анализа прибыли от продаж, для организаций использующих систему калькулирования сокра-  
м щенной себестоимости, формализованная методика расчета влияния фак-  
торов;  
• предложены методики операционного анализа, основанные на нелинейном поведении выручки от продаж и (или) затрат, а также выявлены пути наиболее эффективного снижения производственных затрат.  
ф Сведения о реализации и целесообразности практического использова-  
ния результатов. Теоретические положения и практические материалы исследования используются на кафедре бухгалтерского учета и аудита Байкальского государственного университета экономики и права в учебных курсах «Анализ финансовой отчетности» и «Комплексный экономический анализ» для студентов учетно-экономического факультета, а также Управлением бухгалтерского учета и отчетности ОАО «Сибмикс Интернейшнл» (г. Нижнеудинск), что подтверждается актом о практическом внедрении.  
Основные выводы и рекомендации диссертационной работы докладывались и обсуждались на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Байкальского государственного университета экономики и права (1999 - 2002 гг.). <4t Автором по теме диссертации опубликовано 7 научных работ, общим объе-  
мом 1,63 печатных листа.  
Объем и структура работы. Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.  
Во введении раскрыта актуальность выбранной темы, определены цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, сформулированы научная новизна и практическая значимость исследования.  
В первой главе «Исследование методик факторного анализа прибыли от продаж» рассматривается подход к разделению анализа хозяйственной деятельности на внутренний и внешний анализ, а также влияние информационного обеспечения на применение методик факторного анализа прибыли от продаж, проводится сравнительный анализ факторов, влияющих на прибыль от продаж и методик их определения.  
9  
Во второй главе «Построение методики внутреннего кросс-факторного анализа прибыли от продаж и определение резервов ее роста», исходя из произведенных исследований, предлагаются новые методики анализа хозяйственной деятельности предприятия и обосновываются их преимущества на практике.  
В третьей главе «Развитие методики операционного анализа» исследуется традиционная модель анализа безубыточности, предлагаются новые методики операционного анализа и аргументируются их преимущества. В главе исследуется эффективность снижения производственных затрат, а также вопрос о влиянии распределения постоянных затрат по видам продукции на общую величину затрат в критических точках объемов производства.  
В заключении изложены основные выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования.  
В приложении приведены результаты анализа, проведенного с использованием модельных данных, относящиеся к исследованию.  
10  
Глава 1. Исследование методик факторного анализа прибыли от  
продаж  
1.1. Факторный анализ прибыли от продаж в системе управления предприятием  
В современных экономических условиях большинство предприятий и организаций имеют относительную экономическую и юридическую самостоятельность, что ставит перед ними множество дополнительных проблем по управлению хозяйственной деятельностью. Появление этих проблем напрямую связано с повысившейся значимостью задач управления, а как следствие, возросшим значением управленческих функций, таких как учет, анализ и контроль.  
Взаимосвязь и взаимообусловленность оценки и принятия решений прослеживаются по всем направлениям управленческой деятельности, в реализации  
ступает информационным источником для всего набора управленческих функций.  
Анализ хозяйственной деятельности предприятий, как вид управленческой деятельности, никогда не был нейтральным. Он учитывает подходы и критерии той или иной социальной категории. Поэтому, развитие рыночных отношений выявило объективную потребность в дифференциации анализа хозяйственной деятельности предприятий на управленческий и финансовый анализ, подразделяющийся на внутренний (закрытый) и внешний (открытый) финансовый ана-. лиз(рисЛЛ.)[1;4;6;42;67;78;89].  
Как отмечают многие ученые экономисты, такие как А.Д. Шеремет, М.И. Баканов, В.В. Ковалев и др., основным признаком обозначенной дифференциации анализа хозяйственной деятельности является характер используемой исходной информации [1;4;6;15;16;21;34;43;70].  
На самом деле внешний анализ базируется на публикуемых отчетных дан-  
t  
11  
ных, т.е. на той весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая может стать достоянием всего общества. Внутренний анализ, в свою очередь, использует всю достоверную информацию о состоянии дел предприятия, доступную лишь ограниченному кругу лиц, стоящих у руководства предприятия.  
Анализ хозяйственной деятельности  
Финансовый анализ Управленческий анализ  
Внешний финансовый анализ Внутрихозяйственный производственный анализ Внутрихозяйственный финансовый анализ  
Рис. 1.1. Примерная схема анализа хозяйственной деятельности Отчетность предприятия в условиях рыночной экономики, базируясь на обобщении данных финансового учета, является информационным звеном, связывающим предприятие с обществом и деловыми партнерами - пользователями информации о его хозяйственной деятельности. Однако в определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники информации (данные управленческого и финансового учета). Подобная аналитическая информация, формируемая в процессе обработки плановых, нормативных, учетных и отчетных данных, дает более полные сведения о результатах работы предприятия в целом и в отдельных аспектах его хозяйственной деятельности. Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа [1;34;61;89].  
12  
Поэтому финансовый анализ, основывающийся на данных только публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер именно внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контр- агентами, собственниками или государственными органами. В зарубежной литературе внешний финансовый анализ еще интерпретируют, как анализ финансовой отчетности, который заключается в применении аналитических инструментов и методов к показателям финансовых документов, с целью выявления существенных связей и характеристик, необходимых для принятия какого-либо решения.  
Вообще финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Его основная цель — это оценка финансового состояния предприятия и на основе выявленных результатов подготовка рекомендаций по его улучшению. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий применяют те или иные методы финансового анализа для принятия решений [4; 13;89].  
Общая задача, которая при этом исследуется, это проведение:  
• оценки финансовых результатов;  
• оценки имущественного положения;  
• анализа финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;  
• исследования состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;  
• анализа эффективности авансированного капитала.  
Однако не следует забывать и о других признаках деления финансового анализа на внутренний и внешний. Такими признаками служат свои цели и задачи, присущие каждому виду анализа.  
Основными пользователями материалами внутреннего анализа являются управляющие и директора предприятий. Ими и определяется круг задач, решаемых внутренним анализом. Он включает задачи контроля, базирующиеся на оценке «исторических данных», т.е. данных, нашедших отражение в учетных  
13  
регистрах и внутренних отчетных формах, а также оперативных сведениях, возникающих в процессе производства в масштабе времени, совпадающем с осуществлением самих технологических операций. Другая группа задач отно- сится собственно к экономическому анализу и опосредует вопросы прогнозирования получения наилучших результатов работы предприятия, путем сравнения возможных вариантов решения поставленных задач между собой, или же фактического исполнения с возможными вариантами.  
Целями внутренних пользователей - высших менеджеров и руководящих органов предприятия, является оценка состояния и перспектив результативности и эффективности деятельности предприятия. Прикладной экономический анализ для этой группы пользователей служит инструментом обоснования принимаемых управленческих решений, важнейшим элементом системы экономического управления.  
Таким образом, отличительными особенностями внутреннего анализа являются:  
• ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;  
• использование всех источников информации для анализа;  
• комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;  
• интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;  
• максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.  
Следовательно, внутренний анализ вплотную занимается изучением совокупного механизма достижения предприятием самой главной цели ~ получения . им максимальной прибыли. По широте охвата аналитических задач внутренний анализ может быть определен, как наиболее полный комплексный анализ, спо- собный дать убавляющим необходимый аналитический материал для принятия управленческих решений.  
Задачи и цели внешнего анализа разнообразны и определяются интересами внешних пользователей аналитическим материалом. В первую очередь, это  
14  
объясняется разнородностью самого состава внешних пользователей.  
Внешние пользователи подразделяются на две группы. Первая группа - это те, кто прямо заинтересован в деятельности предприятия: 1) нынешние и по- тенциальные собственники, акционеры, которым нужна оценка состояния и перспектив результативности и эффективности предприятия; 2) нынешние и потенциальные кредиторы, которые ставят задачи определения условий кредитования и оценки доверия к предприятию как к клиенту; 3) поставщики и покупатели, которым нужно определить надежность деловых связей с данным клиентом; 4) налоговые органы, цель которых - проверить правильность составления отчетных документов и расчета налогов, определить налоговую политику; 5) персонал предприятия, заинтересованный в оценке возможного уровня их заработной платы, других доходов, перспектив карьеры.  
Вторая группа — это те, кому результаты анализа нужны для защиты интересов первой группы пользователей. В эту группу входят: 1) аудиторские службы, которым необходимо проверить достоверность отчетности с целью защиты ин- тересов инвесторов; 2) консультанты по финансовым вопросам, использующие анализ для рекомендаций клиентам относительно помещения их капиталов в то или иное предприятие; 3) юристы, оценивающие возможности выполнения условий контрактов, соблюдения норм распределения прибыли, условий пенсионного обеспечения; 4) пресса и информационные агентства, заинтересованные в оценке тенденций развития и анализе деятельности отдельных предприятий и отраслей; 5) торговые и производственные ассоциации, использующие сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне; 6) профсоюзы, которым анализ необходим для определения требований по условиям трудовых соглашений, для оценки тенденций развития отрасли; 7) государственные органы, принимающие решения о лицензировании, сертификации, оценивающие состояние процессов и систем на предприятии.  
Интересы внешних пользователей аналитическим материалом сводятся к выполнению аналитических действий по определению и оценке, на основе данных публикуемой отчетности предприятий: 1) имущественного состояния на  
15  
дату отчета; 2) финансовой устойчивости и платежеспособности также на отчетную дату; 3) интенсивности использования капитала и рентабельности работы за отчетный год; 4) изменений финансового положения за отчетный год и ф, его динамики за ряд лет; 5) распределения прибыли и привлечения в оборот  
других источников капитала; 6) тенденций помещения дополнительных источников капитала в различные активы, с целью восстановления устойчивости их финансовой структуры и расширения производства; 7) обобщенных сведений о связях предприятия с финансовыми рынками, банками, поставщиками и потребителями продукции [4;8;11;34].  
Таким образом, можно обозначить характерные особенности внешнего финансового анализа, среди которых:  
• множественность субъектов анализа — пользователей информации о деятельности предприятия;  
• разнообразие целей и интересов субъектов анализа;  
• наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;  
>$ • ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность пред-  
приятия;  
• ограничение задач анализа, как следствие предыдущего фактора;  
• максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.  
В свою очередь, внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительно данные финансового учета (нормативная и плановая информация).  
В системе внутрихозяйственного управленческого анализа, который является исключительно внутренним, есть возможность углубления финансового анализа за счет привлечения данных управленческого учета. Он использует весь комплекс экономической информации, носит оперативный характер и полно-  
16  
стью подчинен воле руководства предприятия. Только такой анализ позволяет реально оценить состояние дел на предприятии, исследовать структуру себестоимости не только всей выпущенной и реализованной продукции, но и отдельных ее видов, состав коммерческих и управленческих расходов, с особой тщательностью изучить характер ответственности должностных лиц за выполнение бизнес-плана.  
Именно поэтому данные управленческого анализа играют решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия; совершенствования технологии и организации производства, создания механизма достижения максимальной прибыли. Вот почему результаты управленческого анализа не подлежат огласке, т.е. относятся к сведениям, являющимся коммерческой тайной, а используются руководством предприятия для принятия управленческих решений как оперативного, так и перспективного характера.  
Следует отметить, что вопросы финансового и управленческого анализа, как составляющие анализа хозяйственной деятельности взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок [4;34;89].  
Первостепенная цель анализа хозяйственной деятельности — это получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Таким образом, можно выразить основные функции анализа хозяйственной деятельности, как:  
• объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа;  
• выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов;  
• подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов;  
17  
• выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности.  
Цели и задачи стоящие перед анализом хозяйственной деятельности определяют также его методику, которая, по мнению А.Д. Шеремета, Е.В. Негашева и Р.С. Сайфулина [89;91], включает три взаимосвязанных блока:  
1. анализ финансовых результатов деятельности предприятия;  
2. анализ финансового состояния;  
3. анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятий является одним из приоритетных направлений анализа хозяйственной деятельности, поскольку именно прибыль служит важнейшим показателем эффективности работы предприятия.  
Роль прибыли в условиях рынка существенно возрастает. Прибыль — двига- тельная сила рынка. Именно она определяет решение трех коренных взаимосвязанных проблем: что производить, как производить и для кого производить. Получение прибыли способствует решению важнейших, первоочередных задач - росту объемов производства, в целях всестороннего удовлетворения производственных и личных потребностей, снижению уровня общественно необходимых затрат по реализации продукции, а также повышению ее качества.  
В частности профессор управления университета штата Аризона Томас Петит признает, что: «Прибыль является традиционным этическим стандартом ведения бизнеса в капиталистических системах. В соответствии с ней бизнесмен принимает решения на основе того, какой из вариантов будет обеспечивать наибольшую прибыль» [87, С. 155].  
Осуществляя предпринимательскую деятельность, высшее руководство ор-ганизации может преследовать различные цели. Но, как правило, основной целью создания любой коммерческой организации является получение прибыли и ее возможная максимизация. В увеличении прибыли заинтересованы собствен

Информация о работе Факторный анализ рентабельности