Факторы стоимости бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:25, реферат

Краткое описание

Развитие в России рынка покупки-продажи готового бизнеса, использование страхования в ведении бизнеса, выдача коммерческими банками кредитов, осуществление доверительного управления имуществом требуют получения достоверной оценки рыночной стоимости бизнеса.
Потребность в оценке стоимости бизнеса возникает при осуществлении купли-продажи бизнеса в целом или его долей, обосновании суммы кредита под залог имущества, определении размера дополнительной эмиссии акций, расчете страховых выплат, принятии решения о банкротстве компании и пр

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА 4
2 ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТОИМОСТЬ БИЗНЕСА 6
3 УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 15

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка бизнеса тема 3.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           3

1 Сущностные характеристики оценки  бизнеса   4

2 Основные факторы, влияющие на  стоимость бизнеса 6

3 управление факторами стоимости  бизнеса   9

Заключение           13

Список  использованных источников и литературы  15

 

Введение

Развитие в России рынка покупки-продажи готового бизнеса, использование страхования в ведении бизнеса, выдача коммерческими банками кредитов, осуществление доверительного управления имуществом требуют получения достоверной оценки рыночной стоимости бизнеса. 
Потребность в оценке стоимости бизнеса возникает при осуществлении купли-продажи бизнеса в целом или его долей, обосновании суммы кредита под залог имущества, определении размера дополнительной эмиссии акций, расчете страховых выплат, принятии решения о банкротстве компании и пр. Также оценка стоимости бизнеса необходима при проведении его реструктуризации (осуществлении слияния, присоединения, разделения и т.п.). 
Оценка стоимости бизнеса позволяет определить его экономическое и финансовое благополучие в целом, т.к. отдельные показатели, например, объем продаж, прибыль, себестоимость, ликвидность, финансовая устойчивость, оборачиваемость активов и др. являются промежуточными характеристиками различных экономических аспектов деятельности [5, с.17].

На стоимость бизнеса оказывает влияние большое количество факторов, в том числе:

  • факторы эффективности бизнеса (рентабельность инвестиций, размер прибыли, денежный поток, рентабельность оборотного капитала, рентабельность собственного капитала, оборачиваемость активов, удельный издержки, производительность труда, фондоемкость и т.п.);
  • факторы стоимости активов бизнеса (основные средства, состояние производственных мощностей, запасы, вложения, долги, управленческая команда, торговая марка, бренд, контакты, связи и пр.);
  • факторы внешнего окружения бизнеса (рынок сбыта, продукция, конкуренты, порядок лицензирования и другие допуски на рынок, технологическое развитие отрасли и т.п.);
  • факторы внутреннего окружения бизнеса (степень прозрачности бизнеса, наличие качественной стратегии, структура и ликвидность активов бизнеса, уровень корпоративной культуры, отношения с инвесторами, кадровый потенциал, имидж, опыт и репутация компании и пр.) [3, с.42].

1 Сущностные характеристики оценки  бизнеса

Оценка бизнеса - это оценка рыночной стоимости собственного капитала предприятия или какой-либо его части (например, 10%-ного пакета акций). Оценка стоимости акций предприятия может рассматриваться как частный случай оценки бизнеса.

Необходимо  отметить, что оценка бизнеса и оценка рыночной стоимости имущества - не тождественные понятия, так как оценка бизнеса предполагает определение стоимости предприятия для собственника (который, предположим, решил его продать), а часть активов, т.е. имущества, как известно, может финансироваться за счет заемного капитала.

Необходимость оценки стоимости бизнеса может возникнуть непосредственно у юридических лиц, собственников бизнеса, кредиторов, страховых компаний, потенциальных инвесторов, фондовых бирж, государства (антимонопольной службы, налоговой службы, арбитражных судов) и т.п.

В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценке могут подлежать отдельные материальные объекты, движимое и недвижимое имущество, права собственности и иные вещественные права, права требования, долги, права на обозначения (фирменное наименование, товарные знаки и т.п.), продукция, работы, услуги, информация и пр.

В зависимости от конкретных ситуаций стоимость бизнеса может оцениваться по-разному, поскольку в каждом отдельном случае возникает необходимость установления конкретной его стоимости. Например, оценка рыночной стоимости бизнеса осуществляется с целью определения его экономического потенциала, при разработке стратегии развития и оценке уровня эффективности менеджмента, собственник компании может проводить оценку рыночной стоимости с целью выбора экономически целесообразного варианта распоряжения собственностью, при обосновании цены купли-продажи бизнеса в целом или его частей, а ликвидационная стоимость будет устанавливаться при определении размера выручки при ликвидации компании [8, с.27].

Оценка бизнеса  возможна с использованием трех подходов, известных из теории оценки недвижимости, а также машин и оборудования.

Доходный подход основывается на допущении, что рациональный инвестор (будущий владелец) не заплатит за предприятие больше полученных в перспективе доходов. Поэтому задача сводится к прогнозированию деятельности компании на перспективу и определению величины доходов, приносимых собственным капиталом. При этом учитывается, что будущие доходы, если их оценивать сегодня, будут меньше на величину упущенной выгоды от невозможности их использования сейчас.

Сравнительный подход, называемый в оценке бизнеса  методом компании-аналога, базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея метода - найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Далее при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если известно соотношение цены и чистой прибыли на акцию у аналога, то можем рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.

Затратный подход, чаще называемый имущественным, заключается  в том, что стоимость предприятия  соответствует затратам, которые  понес владелец. Все затраты (как  текущего, так и капитального характера) материализуются в имуществе предприятия. Но деятельность компании, как мы уже знаем, может финансироваться и за счет заемного капитала. Следовательно, задача определения стоимости собственного капитала сводится к расчету рыночной стоимости всех активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного капитала [4, с.157].

2 Основные факторы, влияющие на  стоимость бизнеса

При определении стоимости бизнеса оценщик анализирует влияющие на нее различные микро- и макроэкономические факторы. Макроэкономические показатели характеризуют инвестиционный климат в стране, содержат информацию о том, повлияет ли и как именно на деятельность предприятия изменение макроэкономической ситуации. Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики. Стоимость предприятия, действующего в условиях высокого риска, ниже, чем стоимость аналогичного предприятия, функционирование которого связано с меньшим риском. Обычно более высокий доход характеризуется большей степенью риска.

Основные факторы, влияющие на стоимость бизнеса [7]:

  • ликвидность доли и (или) бизнеса (зависит от спроса);
  • полезность бизнеса для собственника: характеристики дохода (величина, время получения дохода) и риски, связанные с его получением;
  • нематериальные активы, имидж предприятия на рынке;
  • ограничения для рассматриваемого бизнеса;
  • размер оцениваемой доли бизнеса;
  • степень контроля, получаемая новым собственником;
  • перспективы развития оцениваемого бизнеса;
  • финансовое положение предприятия (наличие собственных средств, оборачиваемость капитала и др.);
  • затраты на создание аналогичных предприятий;
  • степень конкурентной борьбы в данной отрасли;
  • диверсификация производства (состав и структура выпускаемой продукции, услуг);
  • качество выпускаемой предприятием продукции;
  • технология и затраты производства;
  • степень изношенности оборудования;
  • ценовая политика;
  • взаимоотношения с потребителями и поставщиками;
  • уровень управления;
  • кадровый состав предприятия.

Рассмотрим эти факторы  подробнее.

Ликвидность доли и (или) бизнеса зависит от спроса. Спрос определяется предпочтениями потребителей, зависящими от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, какова получаемая при сделке степень контроля, какие риски связаны с получением доходов, какова социально-политическая и экономическая среда функционирования бизнеса.

Бизнес имеет стоимость, если может быть полезен реальному  или потенциальному собственнику. Полезность для каждого потребителя индивидуальна. Полезность жилья - комфортное проживание, полезность бизнеса - это его способность приносить доход в конкретном месте и в течение данного периода. Чем больше полезность, тем выше величина оценочной стоимости.

Инвестирование и возврат капитала могут быть отделены значительным промежутком времени, поэтому существенно влияет на стоимость информация о том, как быстро и как много дохода от предприятия собственник будет получать с учетом рисков. Если инвестор анализирует поток дохода, то максимальная цена определяется посредством изучения других потоков доходов с аналогичным уровнем риска и качества. При этом замещающий объект необязательно должен быть точной копией, но должен быть похож на оцениваемый объект, и собственник рассматривает его как желаемый заменитель. Получение дохода собственником возможно от операционной деятельности и от продажи объекта, поэтому на рынке выше будет стоимость тех активов, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда можно сделать вывод: стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых.

Бизнес может иметь  ограничения (ограничение цен на продукцию предприятия государством, экологические ограничения и  т.п.). Стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений.

Важен учет перспектив развития оцениваемого бизнеса. Неплатежеспособные предприятия могут быть привлекательными для инвестора, предполагающего  благоприятные пути развития, а стоимость предприятия в предбанкротном состоянии будет ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого.

При оценке стоимости  предприятий необходимо учитывать  степень конкурентной борьбы в данной отрасли и в настоящее время, и в будущем. Если отрасль, в которой действует предприятие, приносит избыточную прибыль, то она привлекает капиталы, так как в нее пытаются проникнуть и другие предприниматели. Это увеличит предложение в будущем и снизит норму прибыли. В настоящее время многие российские предприятия получают сверхприбыли только в результате своего монополистического положения, и по мере обострения конкуренции их доходы будут заметно сокращаться. Если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов [6, с.99].

При оценке предприятий особенно важен анализ следующих внутренних факторов: диверсификация производства (отдельно учитывается при определении ставки дисконтирования); ценовая политика и качество продукции (влияют на спрос); степень изношенности оборудования (влияет на вес затратного подхода в итоговом согласовании); финансовое состояние (основа для прогнозирования доходов, существенно влияет на стоимость бизнеса); взаимоотношения с потребителями и поставщиками, уровень управления, кадровый состав предприятия, нематериальные активы предприятия (фирменное имя, знаки, патенты, технологии, маркетинговая система и др.); степень контроля (в среднем на 20-35% может повлиять на итоговую стоимость пакета акций).

Анализ факторов, влияющих на стоимость предприятия, становится важной задачей, решение которой необходимо для получения обоснованной стоимости бизнеса.

3 управление факторами стоимости  бизнеса

Еще относительно недавно большинство директоров компаний на вопрос «Что является основной целью деятельности компании?» ответили бы: «Рост прибыли». В современных условиях все большее число руководителей предприятий говорят, что цель деятельности компании - увеличение стоимости бизнеса.

Тактика неуклонно уступает место стратегии, ибо «рост стоимости бизнеса» (в отличие от простого «получения прибыли») учитывает и долгосрочные перспективы компании, и влияние показателей внешней среды (например, позиции бизнеса на рынке, экономическую и рыночную конъюнктуру), и внутренние факторы деятельности компании (качество управления, состояние производственных активов и т.д.).

 Выбор в качестве оценочного критерия стоимости компании позволяет избежать ошибок при анализе ее деятельности. С ростом стоимости фирмы увеличивается капитал, вложенный в нее акционерами, что позволяет получить доход от перепродажи принадлежащих им акций. Кроме того, стоимость является дополнительным критерием оценки состояния компании в случаях, когда она демонстрирует либо снижение доли рынка при росте прибыли, либо сокращение прибыли при росте доли рынка, либо уменьшение прибыли и доли на одном рынке при повышении доли на другом и т.д.

В этих случаях собственникам, менеджерам и инвесторам необходим универсальный показатель для оценки положения и перспектив компании. Таким показателем выступает ее стоимость.

Факторы стоимости могут быть распределены по нескольким уровням [7]:

  • общие факторы - в первую очередь рентабельность инвестированного капитала;
  • показатели операционной прибыли и объема инвестированного капитала;
  • факторы, которыми определяется прибыль компании (доход и издержки); направления инвестирования капитала (различные виды активов);
  • уровень специфических (клиентская база, эффективность использования ресурсов и т.п.) и оперативных факторов (цены на отдельные виды ресурсов, платежная политика, наличие поставщиков, дефицит ресурсов, стоимость ремонта основных средств и т.д.).

Информация о работе Факторы стоимости бизнеса