Финансы и их система управления на АТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения. Финансовая же устойчивость предприятий автомобильного транспорта, в свою очередь, является также основополагающим фактором стабильности экономики нашей страны.

Содержание

Введение-роль автомобильного транспортра для экономики страны
1. Основы организации финансов предприятий (организации)
1.1 Сущность финансов предприятий
1.2 Прибыль предприятия
2. Система управления финансами на автотранспортном предприятии
2.1 Формирование и распределение прибыли на предприятии
2.2 Финансовые ресурсы и их система управления на автотранспортных предприятиях
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы и их система управления на АТП.docx

— 53.56 Кб (Скачать файл)

·  по первоначальной стоимости;

·  по восстановительной стоимости;

· по остаточной стоимости.

     Отличительная особенность основных фондов как части необоротных активов – их участие в производственно-коммерческой деятельности в течение длительного периода. Поэтому способ переноса их стоимости на вновь создаваемый продукт отличается от способа возмещения стоимости оборотных активов. Стоимость основных фондов возмещается в течение периода полезного использования постепенно и по частям – такой способ переноса принято называть амортизацией. Классификация основных фондов позволяет ответить на вопрос о правомерности включения в себестоимость продукции (работ, услуг) амортизации основных фондов. Амортизация начинает начисляться с месяца, следующего за месяцем принятия на учёт необоротных активов. Начисление амортизации прекращается после достижения размера полной первоначальной стоимости и в случае выбытия объекта. В последнем случае амортизация начисляется за месяц, в котором объект выбыл и прекращается начисление с месяца, следующего за месяцем выбытия. Предприятия, вкладывая свободные денежные средства, полученные от основной производственной деятельности, в различные ценные бумаги разного вида, разного срока действия и разной ликвидности, управляемые как единое целое, формируют портфель ценных бумаг. Разрабатывая инвестиционную финансовую политику, предприятия могут ставить перед собой различные цели:

·  получение процента;

·  сохранение капитала;

·  обеспечение прироста капитала.

     Исходя из выбранных целей предприятие может формировать различные типы портфелей ценных бумаг. Портфель ценных бумаг, ориентированный на получение дохода (доходный портфель). Цель такого портфеля – получение текущих доходов, приемлемая величина которых соответствовала бы степени риска, которую инвестор считал бы возможным для себя допустить. Предприятия, формирующие доходные портфели, вкладывают средства в инструменты рынка ценных бумаг, которые приносят проценты и дивиденды в суммах выше среднего уровня, - в облигации акционерных обществ, высокодоходные акции, государственные долговые обязательства. Портфель роста ориентирован на акции с быстро растущей курсовой стоимостью на рынке ценных бумаг. Цель такого портфеля – приращение капитала, поэтому инвестор не ориентируется на текущую выплату дивидендов. Портфель рискованных вложений состоит преимущественно из ценных бумаг молодых компаний или предприятий «агрессивного» типа, выбравших стратегию быстрого расширения на основе новых технологий и выпуска новых видов продукции. Сбалансированный портфель состоит из ценных бумаг с быстрорастущей курсовой стоимостью и из высокодоходных бумаг. В этом портфеле могут быть и высокорискованные ценные бумаги. Таким образом, цели приращения капитала, получения доходов и общие риски оказываются сбалансированными. В специализированном портфеле объединяются ценные бумаги не по общему целевому признаку, а по более частным, например:

·  региональные и отраслевые портфели;

·  портфели иностранных ценных бумаг.

     Финансовые вложения как одна из сторон инвестиционной политики должны быть направлены на сохранение финансовой независимости, высокого уровня доходности предприятия. Доходы по ценным бумагам и вложения в другие предприятия, если они не являются основным видом деятельности, относятся к внереализационным доходам. Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью производить расчёты как внутри, так и вне организации. Внутренние расчёты связаны с выплатой заработной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др.; внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Все расчёты организации можно разделить на две группы:

1)  платежи по товарным  операциям – операции, связанные  с движением товара (расчёты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами);

2)  расчёты по нетоварным  операциям – операции, не обусловленные  движением товара и связанные лишь с движением денежных средств (расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчётными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями).

         Виды платежей по товарным  операциям:

·  платёжные поручения;

·  плановые платежи;

·  платёжные требования;

·  аккредитивы;

· расчётные чеки;

·  зачёт взаимных требований;

·  векселя;

·  встречное движение товара (товарообменные операции).

 

2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ  ФИНАНСАМИ НА АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

2.1 Формирование  и распределение прибыли на  предприятии

Разработка финансового  плана предприятия предусматривает  определение основных доходов и расходов, приходящихся на предстоящий период.

     Доходами предприятия признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и/или погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этого предприятия, за исключением уставных вкладов участников или акционеров.

     Расходы предприятия – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы предприятия делятся (табл. 1.):

-  на доходы и расходы от обычных видов деятельности;

-  операционные доходы и расходы;

-  внереализационные доходы и расходы;

-  чрезвычайные доходы и расходы.

Таблица 1.

Классификация доходов и  расходов предприятия

Доходы и расходы от

обычных видов  деятельности

Операционные  доходы и расходы

Внереализационные доходы и расходы

Чрезвычайные  доходы и расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Доходы

Расходы

Выручка от

продажи

продукции,

(работ, услуг) за

вычетом НДС,

акцизов и

аналогичных

обязательных платежей

Себестоимость

продаж

Поступления, связанные со сдачей во временное

пользование активов

организации

Расходы, связанные со сдачей во временное

пользование активов

организации

Штрафы, пени, неустойки 

за нарушение условий

договоров, присужденные

или признанные должником

Штрафы, пени, неустойки

за нарушение условий

договоров, присужденные или признанные

предприятием

Поступления, возникающие как

последствия чрезвычайных

обстоятельств

хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии

и т.д.)

Расходы, связанные с чрезвычайными

обстоятельствами

 

Коммерческие

расходы

Поступления, связанные

с предоставлением за плату

прав, возникающих

из патентов на

изобретения и других

видов интеллектуальной

собственности

Расходы, связанные с оплатой прав, возникающих из патентов

на изобретения и других

видов интеллектуальной собственности

Поступления в возмещение причиненных  

предприятию убытков

Возмещение причиненных предприятием убытков

   
 

Управленческие

расходы

Доходы от участия в

уставном капитале

других организаций

и прибыль от совместной

деятельности

Расходы от участий в уставном капитале других

организаций и убытки от совместной деятельности

Активы, полученные безвозмездно,

в том числе по

договору дарения

Убытки прошлых

лет, признанные в

отчетном году

   
   

Поступления от продажи

основных средств и  иных

активов, отличных

от денежных средств (кроме иностранной

валюты), продукции

Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием

основных средств и  иных

активов (кроме иностранной валюты), продукции

Прибыль прошлых

лет, выявленная в

отчетном году

Суммы дебиторской и депонентской

задолженности, по

которым истек срок

исковой давности, других

долгов, не реальных для

взыскания

   
   

Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за

использование денежных средств банком

Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование кредитов и займов

Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности

Курсовая разница

   
     

Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций

Курсовая разница

Сумма уценки активов (за исключением внеоборотных)

   
     

Прочие операционные расходы

Сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных)

Прочие внереализационные расходы

   
       

Прочие внереализационные доходы

     

     Конечным результатом деятельности предприятия является прибыль. По величине прибыли кредиторы судят о возможностях предприятия по возврату заемных средств, инвесторы – о целесообразности инвестиций в предприятие, поставщики – о платежеспособности предприятия.

     Прибыль, как важнейшая категория рыночных отношений, выполняет следующие функции:

1)  как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2)  стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3)  как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

     Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».

    При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус» (табл.1).

     Таким образом, балансовая прибыль предприятия включает: 1) прибыль от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. При этом прибыль от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продажи, продукции (работ, услуг) без НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. В случае если в учетной политике предприятия не принят порядок списания общехозяйственных расходов непосредственно на уменьшение выручки от реализации, то они отдельно в качестве управленческих расходов не выделяются, а включаются в себестоимость реализованных товаров. На предприятиях торговли, снабжения, сбыта и общественного питания по статье себестоимость отражают покупную стоимость реализованных товаров.

 

2.2 Финансовые  ресурсы и их система управления  на автотранспортных предприятиях

     Финансы АТП есть денежные отношения, возникающие в процессе его производственно-хозяйственной деятельности и связанные с формированием и распределением его финансовых ресурсов. Осуществление производственной деятельности предполагает наличие у АТП финансовых ресурсов. Поэтому основное содержание финансовой работы заключается в формировании и использовании финансовых ресурсов, через которые производственно-хозяйственная деятельность обеспечивается денежными средствами, осуществляется простое и расширенное воспроизводство. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из различных источников, которые можно разделить на внутренние (образуются за счёт собственных и приравненных к ним средств и связаны с результатами хозяйствования) и внешние (поступление ресурсов на предприятие извне). Уставный капитал – первый и основной источник собственных средств предприятия. Его величина фиксируется в уставе организации, который регистрируется в установленном законом порядке. Из уставного капитала формируются основной и оборотный капиталы, которые используются на приобретение соответственно основных и оборотных фондов. Среди внутренних источников финансовых ресурсов важнейшим является прибыль, которая рассчитывается как разность между доходами, полученными предприятием от всех видов деятельности, и расходами. В составе доходов учитываются:

·  доходы от перевозок грузов и пассажиров, от других видов работ и услуг (погрузочно-разгрузочных, транспортно-экспедиционных и др.);

·  суммы дивидендов (доходов) от вкладов в уставный капитал других предприятий и в совместную деятельность;

·  операционные доходы (от продажи, списания и прочего выбытия имущества предприятия – основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг; сдачи имущества в аренду);

·  внереализационные  доходы, куда включаются штрафы, пени, неустойки, полученные за несоблюдение договорных обязательств. Прибыль является одним из основных показателей деятельности коммерческих АТП. Она характеризует конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности всего предприятия, т.е. составляет основу его экономического развития. Работа транспортного предприятия в условиях рыночной экономики связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объёма транспортных услуг, повышению их качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той её части, которая остаётся в распоряжении предприятий и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Прибыль, оставшаяся после уплаты налога на прибыль, носит название чистой прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия и используется для создания финансового резерва, фонда накопления и фонда потребления. Автотранспортные предприятия, осуществляющие международные перевозки грузов, формируют также валютный фонд. Фонд накопления предназначен для развития производства, образуется из чистой прибыли предприятия. Из фонда накопления предприятие обеспечивает прирост оборотных средств, финансирует капитальные вложения. Средства этого фонда направляются на производственное развитие АТП, техническое перевооружение, реконструкцию и расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия). Фонд потребления – это денежные средства, образуемые из чистой прибыли и направляемые на удовлетворение материальных потребностей работников предприятия, финансирование объектов непроизводственной сферы, выплаты компенсационного характера и выплаты дивидендов. Резервный фонд – это денежный фонд, который создаётся для поддержания устойчивого финансового положения АТП. Он используется для покрытия убытков предприятия, а также на выплаты дивидендов при отсутствии необходимой прибыли. Кроме прибыли к внутренним источникам финансовых ресурсов автотранспортного предприятия относятся амортизационные отчисления, которые включаются в себестоимость перевозок и затем в составе выручки от перевозок и других услуг возвращаются на расчётный счёт предприятия, а также выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, целевые поступления. К внешним источникам финансирования относятся средства от продажи собственных ценных бумаг, кредитные инвестиции, а также дивиденды и проценты, по ценным бумагам других эмитентов, страховые возмещения по рискам, финансовые ресурсы, поступающие от союзов работников автомобильного транспорта, ассоциаций, отраслевых структур, бюджетные ассигнования и др. Среди внешних источников финансирования важнейшее место принадлежит заёмным средствам и кредитам коммерческих банков, к которым предприятия прибегают при временном отсутствии или нехватке собственных средств. Одним из важнейших экономических показателей, характеризующих деловую активность и эффективность работы организации, является рентабельность. Она позволяет судить о результативности деятельности организации в целом, доходности различных направлений производственно-хозяйственного функционирования, окупаемости затрат, финансовом положении АТП и т.д. показатели рентабельности рассчитываются как отношение эффекта (чаще всего прибыли) к наличным и используемым ресурсам (капитал, затраты и пр.). рентабельность в различных формах широко используется в экономическом, финансовом, маркетинговом видах анализа для оценки состояния и перспектив развития организации, разработки и реализации инвестиционной и тарифной политике на автомобильном транспорте. Рентабельность измеряется в относительных единицах или процентах. Рентабельность продаж (оборота) (Rп) определяется делением прибыли от реализации продукции (работ, услуг) или чистой прибыли на размер полученной выручки (В):

Информация о работе Финансы и их система управления на АТП