Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях рыночных отношений и жесткой конкуренции прибыль является жизненно - важной категорией, которая создает финансовую основу для развития предприятия, для оплаты труда его работников, а налог на прибыль становится основным источником формирования доходов бюджета.Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 92.25 Кб (Скачать файл)

По каждому из этих элементов  выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся  факторы, которые отражают объем  производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования  по времени (изменение продолжительности  рабочего дня, коэффициента сменности  оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты  материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся  факторы, отражающие эффективность  использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления  производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией  продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему  обобщающих факторных показателей  более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем  и эффективность использования  их потребленной части, участвующей  в формировании себестоимости.[2 с.75]

Таким образом, можно сделать  вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом  произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы  роста зависят от тех же трех первичных  факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей  объема промышленной продукции и  издержек производства.

 

    1. Показатели рентабельности

 

Прибыль выступает не только основным источником финансовых ресурсов, но и одним из элементов, формирующих  важнейший показатель экономической  эффективности - рентабельность. Если прибыль - абсолютная величина части  чистого дохода, то рентабельность - его относительная величина, выражаемая в процентах к определенной базе (к производственным фондам, себестоимости, имуществу). Рентабельность означает доходность производства, его эффективность.

Различают рентабельность производственных фондов, продукции и вложений в  предприятие.

Рентабельность производственных фондов определяется как отношение  балансовой прибыли к средней  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств по формуле:

где: Р - рентабельность производственных фондов, %

П- балансовая прибыль;

Ф - стоимость основных производственных фондов в среднем за период;

С - стоимость нормируемых оборотных средств в среднем за период.

Рентабельность производственных фондов предприятий, характеризующая  получение прибыли с каждого  рубли производственных фондов, определяется на основе плановой и фактической  прибыли.

При определении плановой рентабельности производственных фондов балансовая прибыль берется без  уменьшения на сумму убытков от жилищно-коммунального  хозяйства и расходов на содержание культурно-просветительных учреждений. Основные производственные фонды берутся  с учетом их ввода в действие и  выбытия в планируемом году, оцениваются  по первоначальной стоимости, т.е. без  вычета суммы износа. Оборотные средства принимаются в пределах установленного норматива, обеспечивающего создание минимальных производственных остатков.

Фактическая рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли  к фактической среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных  средств. Фактические остатки нормируемых  оборотных средств исчисляются  на основе остатков по балансу, за вычетом  задолженности поставщикам по акцептованным  платежным требованиям, срок оплаты которых не настудил, и поставщикам  по неофакгурованным поставкам; износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов; резерва на возмещение плановых потерь и предстоящих расходов. Можно  рассчитать данную рентабельность по чистой прибыли, т.е расчетную рентабельность.[10 с.54]

Расчетная рентабельность - это отношение чистой прибыли  к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых  оборотных средств .Чистая прибыль берется как балансовая прибыль за минусом налоговых платежей.

Таким образом, уровень рентабельности находится в прямой зависимости  от прибыли и в обратной от стоимости  производственных фондов. Рост прибыли  способствует повышению рентабельности, а увеличение производственных фондов приводит к снижению уровня рентабельности. Уровень рентабельности отдельных  предприятий оказывает прямое влияние  на рентабельность концернов, объединений, отрасли в целом Чем выше рентабельность отдельных предприятий, тем "выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства.

Для того, чтобы правильно  организовать выполнение плана по рентабельности производства, необходимо рассчитать рентабельность по видам изделий. Уровень  рентабельности отдельных видов  продукции определяется отношением прибыли от реализации данной продукции  к ее полной себестоимости по формуле:

где: Р - уровень рентабельности единицы изделия (в %);

О - оптовая, действующая  цена единицы изделия

С - полная себестоимость  единицы изделий.

Уровень рентабельность изделий  разный. Отклонения в уровне рентабельности различных видов продукции обусловлены многими причинами объективного и субъективного характера. Так, новые виды продукции, выпуск которых еще недостаточно освоен предприятиями, как правило, имеют более низкую рентабельность по сравнению со старой продукцией.[11 с.176]

В рыночной экономике все  большее влияние на рентабельность продукции оказывает конъюнктура рынка, конкурентоспособность изделий.

Во многих случаях уровень  рентабельности изделия зависит  от результатов работы данного производственного  коллектива. Систематическое снижение себестоимости продукции, повышение  качества и сортности изделий  ведет к росту рентабельности и наоборот, наличие перерасхода  по себестоимости, ухудшение качества и сортности продукции снижает  рентабельность этих изделий.

Кроме этого, для характеристики рентабельности продукции ее определяют и другими методами как отношение  прибыли от реализации продукции  к сумме ее выручки, как отношение  балансовой прибыли к выручке  от реализации продукции, как отношение  чистой прибыли к выручке от реализации продукции. Эти показатели позволяют  судить об эффективности текущих  затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.

Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости  его имущества. Расчет можно делать по балансовой и чистой прибыли стоимость  имущества берется из бухгалтерского баланса. В первом случае рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли к стоимости имущества.

Во втором случае рентабельность определяется как отношение чистой прибыли к стоимости имущества.

Данные показатели характеризуют  уровень прибыли (балансовой или  чистой) на каждый рубль, вложенный  в имущество предприятий .Чем выше этот уровень, тем эффективнее использовалось имущество. Для такой характеристики можно использовать также выручку от реализации продукции по отношению к стоимости имущества.

Другими показателями рентабельности могут служить рентабельность собственных  средств и долгосрочных капитальных  вложений.

Первый показатель определяется отношением чистой прибыли к собственным  средствам предприятия (по бухгалтерскому балансу).

Второй показатель представляет собой отношение доходов от ценных бумаг и долевого участия в  других предприятиях к сумме долгосрочных финансовых вложений.[8стр.243]

 

             1.4 Пути повышения прибыли и рентабельности

 

Так как прибыль —  важнейший  показатель,  характеризующий  финансовый

результат деятельности предприятия, то в увеличении  прибыли  заинтересованы все участники производства.  Прибыль относят  к  показателям  экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли  не  позволяет судить об отдаче вложенных  средств. Однако анализ динамики валовой  прибыли ,темпов ее прироста, факторов,  влияющих  на  величину  прибыли  и  темпы  ее прироста,  себестоимости,   выручки   представляет   значительный   интерес.

Полезную  информацию  можно  почерпнуть  из  анализа  динамики  доли  чистой прибыли  в валовой. Если доля чистой прибыли  растет, это  свидетельствует  об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия  в результатах работы и эффективном  хозяйствовании.

Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

На величину прибыли и  ее динамику воздействуют факторы, как  зависящие,

так  и  не  зависящие  от  усилий  предприятия.    Практически   вне   сферы

воздействия  предприятия  находятся  конъюнктура  рынка,  уровень   цен   на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические  ресурсы,  нормы амортизационных  отчислений.  В  известной  степени  зависят  от  предприятия такие  факторы, как уровень цен на реализуемую  продукцию и заработная  плата.

К факторам, зависящим от предприятия,  относятся  уровень  хозяйствования,

компетентность руководства  и менеджеров, конкурентоспособность  продукции ,организация  производства  и  труда,  его  производительность,  состояние и эффективность производственного и финансового планирования.[6 с.28]

По  каждому  из  этих  элементов  выделяются  группы  экстенсивных   и

интенсивных факторов.

К   экстенсивным   относятся   факторы,   которые    отражают    объем

производственных  ресурсов  (например,  изменение  численности   работников, стоимости  основных  фондов),  их  использования   по   времени   (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и  др.), а также непроизводительное использование  ресурсов  (затраты  материалов  на брак, потери из-за отходов).

К   интенсивным   относятся    факторы,    отражающие    эффективность

использования  ресурсов  или  способствующих  этому   (например,   повышение квалификации   работников,   производительности   оборудования,    внедрение прогрессивных технологий).

Перечисленные факторы влияют  на  прибыль  не  прямо,  а  через  объем

реализуемой продукции  и  себестоимость,  поэтому  для  выявления  конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость  объема  реализуемой

продукции и стоимость  затрат и ресурсов, используемых в  производстве.

Прибыль от реализации  продукции,  работ,  услуг  занимает  наибольший

удельный  вес  в  структуре  валовой  прибыли  предприятия.    Ее   величина

формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых  являются:

себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции

понимают все затраты  предприятия на производство и реализацию  продукции,  аименно — стоимость  природных ресурсов,  сырья,  основных  и  вспомогательных материалов, топлива, энергии,  основных  производственных  фондов,  трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации .[17 с.96]

Количественно в структуре  цены  себестоимость  занимает  значительный

удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте  прибыли  при  прочих равных условиях.

К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с  повышением  технического  уровня  производства

(внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация  оборудования,

изменение конструкции и  технических характеристик изделий);

- показатели, связанные с   улучшением  организации  труда   и  управления

(совершенствование    организации,    обслуживания    и     управления

производством, сокращение затрат на управление, сокращение  потерь  от

брака, улучшение организации  труда).

Основными  задачами  анализа  себестоимости   промышленной   продукции

являются:

- установление динамики  важнейших показателей себестоимости;

- определение затрат на  рубль товарной продукции;

- выявление резервов снижения  себестоимости.

Анализ затрат на производство  по  элементам  и  статьям  калькуляции,

Информация о работе Формирование прибыли в организации и пути повышения рентабельности