Формы и методы управления кадрами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

В связи с эти актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения.
Особе внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется меньше всего внимания.
Цель курсовой работы изучить формы и методы управления кадрами на предприятии.

Содержание

Глава 1. Общая характеристика персонала предприятия………………………

1.1. Классификация персонала предприятия…………………………………..
1.2. Содержание труда и полномочия управленческого персонала………….

Глава 2. Система управления персоналом предприятия………………………...

2.1. Персонал предприятия как объект управления…………………………...
2.3 Принципы и методы управления…………………………………………...

Глава 3 Кадровая политика предприятия…………………………………………

3.1. Современные требования к кадровой политике…………………………..
3.2. Типы кадровой политики………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсач 2ой курс.docx

— 79.28 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 Новосибирский  гуманитарный институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине

«Экономика организации»

На тему

Формы и методы управления кадрами на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса

Группа ЭД-21

Лев А.А.

Руководитель: Листков В. Ю.

 

 

 

 

Новосибирск 2012 г.

 

Содержание:

 

Глава 1. Общая характеристика персонала предприятия………………………

 

1.1. Классификация  персонала предприятия…………………………………..

1.2. Содержание  труда и полномочия управленческого  персонала………….

 

Глава 2. Система управления персоналом предприятия………………………...

 

2.1. Персонал  предприятия как объект управления…………………………...

2.3 Принципы  и методы управления…………………………………………...

 

Глава 3 Кадровая политика предприятия…………………………………………

 

3.1. Современные  требования к кадровой политике…………………………..

3.2. Типы кадровой  политики…………………………………………………...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Создание производства всегда связано с людьми, работающими на предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению. 
В то же время трудовые отношения — едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив предприятия насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии. 
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом. В связи с эти актуальность темы курсовой работы не вызывает сомнения. 
Особе внимание необходимо уделять улучшению условий труда, к сожалению, с переходом к рыночной экономике этой проблеме уделяется меньше всего внимания. 
Цель курсовой работы изучить формы и методы управления кадрами на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика персонала предприятия

1.1 Классификация персонала предприятия

Персонал любого предприятия представляет собой организационно оформленную совокупность работников, которые на основе трудового договора (контракта, соглашения) участвуют в производстве определенной продукции (работ, услуг). Классификацию персонала методически правильнее проводить на примере промышленного предприятия, где обычно представлены все категории работающих (рис. 1).

Рис. 1. Классификация персонала предприятия

Все работающие на промышленном предприятии делятся на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал. К непромышленному персоналу относятся работники непромышленных подразделений, состоящих на балансе предприятия и поддерживающих его социальную инфраструктуру: работники ведомственных больниц, столовых, детских садов, клубов и т.д.

Промышленно-производственный персонал – это работники, занятые (с разной долей участия) в производстве продукции, выпускаемой фирмой. Он, в свою очередь, по степени участия в производственном процессе подразделяется на четыре подгруппы: рабочие, управленческий персонал, младший обслуживающий персонал и охрана.

К категории рабочих относят тех работников, которые непосредственно своими руками создают материальные ценности. При этом различают основных и вспомогательных рабочих. Основные рабочие – те, которые задействованы в основном производственном процессе и выпускают продукцию, определяющую профиль деятельности предприятия. К вспомогательным рабочим относят рабочих, которые своим трудом способствуют непрерывности основного производства (дежурные слесари, электрики, транспортно-складские работники, инструментальщики и т.д.).

К управленческому персоналу относятся работники аппарата управления предприятия и его структурных подразделений, которые осуществляют организацию производственного процесса и руководство им. Все они, в зависимости от содержания труда и возложенных на них функциональных обязанностей, подразделяются на руководителей, специалистов и служащих. К младшему обслуживающему персоналу относятся уборщики производственных помещений, лифтеры и т.д. Охрана подразделяется на сторожевую и пожарную.

Исходя из целей настоящей работы следует дать более подробную характеристику деятельности управленческого персонала, или работников аппарата управления предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Содержание  труда и полномочия управленческого  персонала

 

Под управленческим трудом понимается такой вид трудовой деятельности по выполнению функций управления, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. Предметом управленческого труда является информация о состоянии производства и необходимых изменениях в его функционировании и развитии; продуктом труда – вновь созданная информация в виде управленческих решений и практических действий, необходимых для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Главной особенностью управленческого труда является информационный характер и предмета, и продукта труда, обусловленный принципиальным отличием по содержанию и результатам от всех других видов труда, участвующих в совместном производственном процессе. В то же время результаты труда управленческого персонала в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего предприятия или его подразделений. Отсюда вытекает весьма существенное специфическое требование к решению вопросов организации труда управленческих кадров – предварительный анализ форм документов, методов и средств выполнения различных трудовых функций с целью выявления и устранения структурных и документальных излишеств, совершенствования организационных форм управления с использованием возможностей автоматизированных систем.

Другой отличительной особенностью управленческого труда является его умственный характер в подавляющей своей части, что связано с присутствием информации в качестве предмета и продукта труда. При этом могут быть выделены три основные его вида: административный, эвристический и операторный.

Административный труд – это специфический вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление действиями и поведением людей в процессе их трудовой деятельности; эвристический труд в наиболее полной мере отражает природу творческой умственной деятельности, ее психофизиологическую сущность. По своему функциональному назначению эвристический труд характеризуется как труд по исследованию и разработке различных вопросов.

Операторный труд – это труд по выполнению стереотипных постоянно повторяющихся операций, связанных с информационным обеспечением процессов производства, труда и управления.

Соответственно по характеру и содержанию труда весь управленческий персонал подразделяется на три группы: руководители, специалисты и служащие. Каждой из групп присущи свои особенности как с точки зрения содержания труда и характера умственных нагрузок, так и с точки зрения влияния на результаты деятельности всего персонала предприятия.

К руководителям относятся должностные лица, имеющие в административном подчинении других работников. Главными моментами деятельности руководителя являются принятие решений и организация их выполнения. В самом общем виде состав работ, выполняемых практически любым руководителем, выглядит так: планирование работы подчиненных, выдача им заданий, координация работ, контроль хода их выполнения, проверка качества выполненных работ, составление необходимой отчетности.

Специалисты – это квалифицированные работники, имеющие специальное образование, у которых в административном подчинении никого нет. Главное содержание их труда сводится к подготовке решений и участию в их реализации. При этом имеются в виду любые решения: технические, экономические, организационные, хозяйственные, социальные. Специалисты в профессиональном плане являются сквозной категорией. К ним относятся и конструкторы, и технологи, и экономисты, и бухгалтеры, и маркетологи, и т.д. Любой специалист работает, в общем, по следующей схеме: получает задание, определяет источники получения необходимой информации, изучает эту информацию, перерабатывает ее и анализирует, разрабатывает определенные предложения и передает их руководителю для принятия решения, участвует в их реализации.

Служащие – это технические исполнители, занятые информационно-технической работой и в ряде случаев организационно-техническим обслуживанием руководителей и специалистов. К ним относятся секретари, машинистки, делопроизводители, нарядчики, табельщики и т.д.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. . Система управления персоналом предприятия

2.1. Персонал  предприятия как объект управления

Любое промышленное предприятие, будучи целостной производственно-хозяйственной системой, в то же время состоит из двух подсистем: производственной и управляющей. Производственная подсистема включает в себя коллективы рабочих, которые на определенном технологическом оборудовании ведут производственные процессы по преобразованию предметов труда (сырья, материалов, полуфабрикатов) в продукты труда, или готовую продукцию (средства производства, товары народного потребления, продукты питания и т.д.). Управляющая подсистема, или аппарат управления предприятия, осуществляет управление производственной подсистемой, то есть целенаправленное воздействие на коллективы людей с целью организации и координации их деятельности в процессе совместного труда.

Хотя элементы управления внутренне присущи любому процессу труда, лишь на определенной ступени развития производства управление выделяется в самостоятельную функцию, самостоятельный вид деятельности. Первоначально необходимость в управлении возникла с появлением разделения труда, что потребовало кооперирования деятельности специализированных исполнителей. Еще при простой кооперации в мануфактурном производстве выделилась особая функция управления, направленная на координацию трудовых усилий работников, занятых совместной деятельностью. С развитием производства и экономических связей в обществе управление усложнилось и стало организующим началом в развитии общественного производства.

В результате сейчас на предприятии одна часть работников занимается непосредственным трудом по производству материальных благ, другая – управлением. Между этими двумя группами людей возникают определенные отношения, которые могут быть охарактеризованы как отношения между субъектом и объектом управления в процессе производственно-кооперированного труда.

Объект управления – это отдельный работник или некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал предприятия, на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения (отдела, цеха) или производственной ячейки (бригады).

Субъект управления – это органы управления всех уровней по отношению к своим объектам, а также руководители всех рангов по отношению к своим подчиненным.

При этом коллективы предприятия и их структурных подразделений представляют собой единство двух подсистем: управляющей и управляемой (субъекта и объекта управления). И что особенно важно для изучаемого предмета, в строгом смысле слова, между субъектом и объектом управления нет абсолютных граней: управляющая подсистема будучи субъектом управления по отношению к тому или иному объекту нижестоящего уровня, сама, в свою очередь, является объектом управления другого субъекта вышестоящего уровня.

Так, применительно к предприятию управляющей подсистемой является аппарат заводоуправления, управляемой – цехи; в то же время на более низком уровне в цехах управляющая подсистема – это цеховой аппарат во главе с начальником цеха, а управляемая – производственные участки; еще ниже, на уровне участка, управляющую подсистему представляет мастер, управляемую – рабочие данного участка. Причем, на каждом из указанных уровней управления объектами управления являются люди.

Что касается рабочих, подчиненных мастеру и закрепленных за определенными рабочими местами на участке, то они осуществляют другой вид управления – управление средствами труда (машинами, станками, оборудованием), или управление вещами. Таким образом, на предприятии различают два вида управления – управление людьми (работниками) и управление средствами труда (вещами). Рабочий, управляя средствами труда, представляет собой процесс производства – производственную управляемую подсистему. Он не может относиться к управляющей подсистеме хотя бы потому, что к управляющей подсистеме относится только управление людьми. Другими словами, управление производственной подсистемой – это управление работниками, которые, в свою очередь, управляют средствами труда.

Специфический вид управленческой деятельности, объектом которого являются люди, коллективы работников, получил название управление персоналом. Сложность современного производства и многоступенчатость структуры управления приводят к тому, что отношения управления персоналом подразделяются на следующие организационные виды:

 

1. Отношения между управляющей и управляемой системами, т.е. между субъектом непосредственного управления и объектом непосредственного производства.

2. Отношения управления внутри самой управляющей системы:

– между ступенями управления (например, между аппаратами управления участков, цехов и предприятия), т.е. вертикальные связи;

– между звеньями управления каждой ступени (например, между аппаратами управления различных цехов, между отделами заводоуправления), т.е. горизонтальные связи;

–   между одноименными, функциональными звеньями управления на разных ступенях управляющей системы (например, отношения между планово-экономическим отделом завода и планово-экономическим бюро цеха).

3. Отношения между руководителями и подчиненными в каждом звене управления.

4. Отношения между руководителями различных звеньев одного уровня и отношения между подчиненными – отношения координации.

По числу организационных связей отношения управления подразделяются на простые (например начальник ОТиЗ – инженер того же отдела) и сложные (начальник ОТиЗ – нормировщик цеха).

 Во втором случае  многие вопросы решаются уже  не путем простой связи, а через  руководство цеха.

По характеру связей отношения управления можно подразделить на линейные, функциональные и смешанные; по времени существования – на постоянные и временные; по направлению и степени воздействия – на непосредственные и косвенные. Непосредственные отношения имеют преимущественно характер подчинения и выражены в форме приказа или указания, косвенные – в форме совета, консультации, информации и т.д.

До последнего времени какая-либо упорядоченная система управления персоналом на наших предприятиях отсутствовала, хотя в системе управления каждой организации существовала подсистема управления кадрами и социальным развитием коллектива, в которой большую часть работ по управлению персоналом выполняли линейные и функциональные руководители. Схема сложившейся системы управления персоналом на предприятиях приведена на рис. 3.

Совсем недавно понятие «управление» вообще трактовалось как административное или линейное руководство, т.к. основной объем работ по управлению кадрами действительно брали на себя линейные руководители всех уровней. Однако само по себе это явление не должно подвергаться критике, поскольку тенденции развития управления персоналом в международной хозяйственной практике говорят как раз о приоритетности передачи большего объема функций по управлению людьми непосредственным руководителям того или иного коллектива.

Негативная сторона этого явления для отечественной практики состоит в том, что руководители не получают необходимой консультативной, методической помощи и часто выполняют функции, к которым профессионально не готовы. Это, в свою очередь, ведет к превалированию автократических (авторитарных) подходов к формированию стиля и методов руководства. Неразвитость кадровых служб, неподготовленность руководителей к управлению персоналом неизбежно сказываются на общей управленческой философии и культуре организации, на общем моральном климате в коллективе, не говоря уже о взаимоотношениях руководителей со своими сотрудниками. Это ведет к неудовлетворенности работников своим трудом, к сковыванию инициативы и творческого начала в работе.


 

 

 

 

 

2.2. Сущность, цели и задачи системы  управления персоналом

 

Сущность управления персоналом как специфического вида управленческой деятельности заключается в системном планомерно организованном воздействии на процесс формирования рабочей силы, способной обеспечить эффективное функционирование предприятия и в то же время на создание условий для всестороннего социального развития коллектива.

Содержательная структура управления персоналом. Сущность любой деятельности может быть охарактеризована конкретным перечнем составляющих ее работ или ее составными элементами. Содержание управления персоналом составляет:

–   определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития предприятия, объема производства продукции, услуг;

–   формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка);

–   кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);

–   система общей и профессиональной подготовки кадров;

–   адаптация работников на предприятии;

–   оплата и стимулирование труда, система материальной и моральной заинтересованности;

–   оценка деятельности и аттестация кадров, ориентация ее на поощрение и продвижение работников по результатам труда и ценности работника для предприятия;

–   система развития кадров (подготовка и переподготовка, повышение гибкости в использовании на производстве, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование трудовой карьеры);

–   межличностные отношения между работниками, администрацией и общественными организациями;

–   деятельность многофункциональной кадровой службы как органа, ответственного за обеспечение предприятия рабочей силой и за надежную социальную защиту работника.

 

Цели и задачи системы управления персоналом. Всю совокупность целей предприятия можно разделить на четыре вида или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные.

Экономическая цель – получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая цель – обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии; производственно-коммерческая цель – производство и реализация продукции и услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель, договорные обязательства, госзаказы и т.д.); социальная цель – достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.

В условиях перехода на рыночные отношения генеральной целью правомерно считать экономическую цель, но поскольку социальная цель является основой формирования целевой направленности системы управления персоналом, структуризация этого вида целей рассматривается более подробно.

Систему целей для управления персоналом следует рассматривать двояко. С одной стороны, она должна отвечать на вопрос: каковы конкретные потребности работников, удовлетворения которых они вправе требовать у администрации. С другой стороны, эта же система целей должна отвечать и на вопрос: какие цели по использованию персонала ставит перед собой администрация и какие условия она стремится создать. Очевидно, эффективность управления персоналом зависит от того, в какой степени будут непротиворечивы указанные две группы целей.

Итак, с точки зрения персонала, блок социальных целей представлен на рис. 4.

Рис. 2. Система целей, позволяющая реализовать  
социальные потребности, с точки зрения персонала организации

С точки зрения администрации, тот же блок целей должен включать в себя целевые задачи и условия для их решения, приведенные на рис. 3.

При внимательном рассмотрении обеих ветвей блока социальных целей (персонала и администрации) видно, что целевые задачи непротиворечивы. Это создает объективную основу эффективных взаимоотношений данных субъектов для достижения общих целей. И хотя в качестве главной задачи администрации обозначена прибыль, отправным моментом в методологии управления персоналом стало осознание того факта, что одним из важнейших условий реализации этой цели является удовлетворение социальных потребностей человека.

Рис. 3. Система целей администрации по использованию персонала  
и условия их достижения

В соответствии с указанными целями формируется система управления персоналом, и в качестве базы для ее построения используются принципы, т.е. правила, а также методы управления, разработанные наукой и апробированные практикой.


 

 

 

 

 

2.3 Принципы и методы управления.

Принципы управления как основополагающие идеи управленческой деятельности непосредственно вытекают из законов и закономерностей управления и отражают объективную реальность, существующую независимо от сознания человека. В литературе нет единого подхода к классификации принципов управления, нет единства мнений и по поводу содержания основных принципов управления. Классификация принципов основывается на отражении каждым из них различных сторон отношений управления и соответствует общим целям повышения эффективности производства и социального развития коллектива.

Основные принципы управления

1.    Принцип оптимального сочетания централизации в управлении означает передачу ответственности за решение конкретных задач и необходимых для этого полномочий другому лицу, стоящему ниже на служебной лестнице. Эта практика позволяет снизить напряжение в труде работников, ускорить профессиональный рост сотрудников, усилить творческое начало в работе, существенно сократить время, необходимое для своевременной реакции на возмущающие факторы в работе. Передача части ответственности ведет к увеличению объема работы и большему риску для человека, принимающего ее. Естественно, что данный работник заслуживает дополнительного вознаграждения.

2.    Сочетание централизации и децентрализации предполагает необходимость умелого использования принципа единоначалия и коллегиальности в управлении. Сущность единоначалия состоит в том, что руководитель конкретного уровня управления пользуется правом единоличного решения вопросов, входящих в его компетенцию. По сути, это предоставление менеджеру организации широких полномочий, необходимых ему для выполнения возложенных на него функций управления, реализации персональной ответственности.

Коллегиальность предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разных уровней, а также персональную ответственность исполнителей за выполнение конкретных решений.

3.    Принцип научной обоснованности управления предполагает научное предвидение и планируемые во времени социально-экономические преобразования организации. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы управленческие действия в отношении персонала осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Научная обоснованность управления персоналом означает не только использование науки при выработке и реализации управленческих решений, но и глубокое изучение практического опыта, всестороннее изучение резервов. Цель состоит в превращении науки в высокопроизводительную силу.

4.    Суть принципа плановости состоит в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. Планированием (в виде текущих и перспективных планов) пронизаны все звенья организации. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

5.    Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждый в организации наделяется конкретными правами, несет ответственность за выполнение возложенных на него задач. Это важнейший принцип руководства персоналом: обеспечение ответственности каждого работника за результаты его труда.

6.    Принцип иерархичности и обратной связи заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижний уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня. Те, в свою очередь, подчиняются и контролируются органами следующего уровня. Соответственно цели перед низшими звеньями ставятся органами более высокого по иерархии органа управления.

Постоянный контроль за деятельностью всех звеньев организации осуществляется на основе обратной связи. По сути, это сигналы, выражающие реакцию управляемого объекта на управляющее воздействие. По каналам обратной связи информация о работе персонала непрерывно поступает в управляющую систему, которая имеет возможность корректировать ход управленческого процесса.

7.    Суть принципа мотивации такова: чем тщательнее менеджеры осуществляют систему поощрений и наказаний, рассматривают ее с учетом непредвиденных обстоятельств, интегрируют ее по элементам организации, тем эффективнее будет программа мотивации.

Поведение человека всегда мотивировано. Технический прогресс радикально изменил отношение к труду и повседневному существованию. В результате менеджер ежедневно сталкивается с проблемой, как мотивировать деятельность сотрудников, т.е. как направить их энергию на имеющуюся работу.

8.    Одним из важнейших принципов современного управления является демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников. Формы такого участия различны: долевая оплата труда; совместные денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений.

Информация о работе Формы и методы управления кадрами на предприятии